Воспитание и развитие творческой личности на уроках биологии через организацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности
Обобщение опыта работы. Презентация опыта работы по теме«Воспитание и развитие творческой личности на уроках биологии через организацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности» учителя биологии МКОУ Мало-Каменсой СОШ Большесолдатского района, Курской области. Пожарской Татьяны Георгиевны. «По-настоящему об уровне цивилизацииговорят не переписи населения, не размеры городов,не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна». Р.У. Эмерсон Цели: формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. развитие познавательных способностей учащихся
задачи 1.Повысить мотивацию к обучению биологии используя современные педагогические технологии, методики развивающего обучения. 2. Развивать творческое мышление, память, биологическую речь учащихся. 3. Создать на уроке оптимальные условия для развития каждого школьника. 4.Развивать у учащихся навыки самостоятельной работы Нужно признать тот факт, что большинство учеников не способны самостоятельно работать, они стараются увильнуть, избежать самостоятельной работы. Как научить учащихся самостоятельности? Под самостоятельной учебно-познавательной деятельностью понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность это такое средство обучения, которое: в каждой конкретной ситуации соответствует каждой конкретной задаче и цели; формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый уровень ЗУНов и его продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности; вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое получение знаний, умение ориентироваться в потоке информации; является орудием педагогического руководства в управлении познавательной деятельностью учащихся. Условно выделяется четыре уровня самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями: 1.копирующие действия (по образцу)- что является подготовительной работой к самостоятельной деятельности; 2.репродуктивная деятельность-воспроизведение информации об объекте и его свойствах, не выходящая за пределы памяти; 3.продуктивная деятельность - есть выход за пределы образца, требует самостоятельных выводов; 4.собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация, выработка гипотетических аналогов мышления. Уровни заданий Базовый- Минимум содержания ПовышенныйБолее сложные задания Высокий-Логические задания Требования к самостоятельной работе Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, так как основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика. В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы: Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками. Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях Доклады и рефераты, работа с икт.Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).Решение задач и практические, лабораторные работы.Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсияхДомашние лабораторные опыты и наблюдения. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях Готовимся наблюдать за птицами Практические и лабораторные работы Лист самооценки самостоятельной работы .Тема:------------------------------------------------------ Фамилия Имя 1прочитал 2Работа в тетради 3Составил вопрос 4Ответ на свой вопрос 5Ответ на вопрос «соседа» 6коррекция 7Оценка «соседу» 8Сумма баллов Подготовились к ЭКОС +» Участие в конкурсе было очень интересным и эмоциональным. Способы стимулирования творческой активности создание благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны педагога, обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей;предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Жизнь постоянно ставит нас перед фактом: объем необходимых знаний быстро растет и уже невозможно делать ставку лишь на усвоение определенной суммы положений и фактов. И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Очень важно научить ученика учиться!