Урок по русскому языку на тему: Род и число имен прилагательных. Обобщающий урок. (3 класс)

Урок. Род и число имен прилагательных. Обобщающий урок.
Цели: уточнить знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умение правильно писать окончания прилагательных; обобщить знания учеников об имени прилагательном; пополнять словарный запас учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания. З з. Прописать строчки, не отрывая руки.
Какие вы знаете слова на З и з? (Захар, Зиновий, Зоряна, Запорожье, Зимбабве, Забайкалье, Збруч; зайчик, звезда, время года - зима).
Народные приметы (записанные на доске): Зима морозная – лето жаркое. Зима снежная – лето дождливое.
Как вы понимаете эти приметы? Какие еще народные приметы вы знаете?
III. Работа со словарными словами
Прочитать, вспомнить написание.
Земляника, урожай, помидор, погода, хороший, картофель.
Что общего в этих словах? (Словарные слова, их написание надо запомнить). Какое слово лишнее? (хороший – имя прилагательное, все остальные – имена существительные. Все они - имена нарицательные, неодушевленные, отвечают на вопрос что?).
Записать слова с доски, вставить пропущенные буквы.
З..мляника, ур..жай, п..мидор, п..года, х..роший, картоф..ль.
IV. Упражнение в написании окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.
1. Образование прилагательных от имен существительных.
На доске записаны слова: честь, солнце, интерес, радость, прелесть.
– Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать? (Это имена существительные в форме единственного числа, неодушевленные, отвечают на вопрос что?)
– Образуйте от данных имен существительных имена прилагательные. Подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные во множественном числе и напишите словосочетания.
Образец:
честь – честные поступки,
солнце – солнечные дни, 
Подчеркните непроизносимую согласную в корне слов.

2. Письмо по памяти.
На доске записаны словосочетания:
мягкий диван редкие цветы
низкое окно мерзкий поступок
гладкие камни сладкая конфета
узкая тропа ловкие движения
– Прочитайте словосочетания. Определите род и число имен существительных и связанных с ними имен прилагательных. Составьте предложение с одним из предложенных словосочетаний на выбор (устно). Запомните словосочетания.
После проделанной работы первые слова словосочетаний учитель закрывает.
– Ориентируясь на второе слово, напишите словосочетания полностью. Подчеркните орфограммы. Обозначьте число и род имен прилагательных.
– В каких именах прилагательных род не обозначили?
– Найдите общее в именах прилагательных. (Во всех именах прилагательных парные согласные, требующие проверки.)
3. Контрольное списывание.
Прочитай, озаглавь, спиши, вставляя пропущенные буквы.
В лес пришел Нов год. Л..сн ребята – Зв..рюшки и птицы – сбегались к ёлкам за подарками. Ёлки дарили им вкусн.. елов.. шишки. Рады лесн.. ребята , прыгают, скачут, играют в пятнашки.
( По Н. Сладкову)
Укажи род и число имён прилагательных. Сделай звукобуквенный анализ слова еловые.
V. Итог урока.
– Что такое имя прилагательное?
– Какие окончания имеют имена прилагательные?
– Какие имена прилагательные не изменяются по родам?
Домашнее задание. Упражнение 517. с. 193

15