Звук и буква Ф
КОНСПЕКТ
Фронтального логопедического занятия, проведённого с группой детей с ФФНР
Тема: Знакомство со звуком и буквой Ф.
Цель: Формирование знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
Дать понятие о звуке [Ф], его артикуляционных и акустических свойствах.
Упражнять в правильном произношении звука [Ф] изолированно, в слогах, словах.
Закреплять умение делать анализ слова.
Коррекционно-развивающие:
Развивать умение составлять схему слова.
Развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение работать в подгруппе.
Оборудование:
Картинки: кофта, флаг, шкаф, жираф, туфли, фантик, фара, картинка с буквой ф, магнитная азбука, коробка для составления схемы слова.
Игрушка кота.
Речевой материал:
Слоги: па, та, фа, фо, то, шо, со, фу, ту, фо, со, ко, ку, фо, фа, ша, фу, фа-фо-фу, фо-фу-фа, фу-фа-фо, аф-уф-оф, оф-уф-аф.
Слова: кофта, флаг, шкаф, жираф, туфли, фантик, фара.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Здравствуйте ребята! Сегодня к нам в гости пришёл кот Фомка. Вчера он был в театре, но не простом: там все молчали и только показывали движения. Фомка хочет вас научить некоторым движениям. Я буду называть действие, а вы его покажите (называются действия: фотограф фотографирует, футболист пинает мяч, повязывание шарфа, повязывание фартука).
- Вы все молодцы! У Фомки есть много друзей, а зовут их так: Фаина, Фокл и Фантик. А на какой звук начинаются имена друзей Фомки?
- Ф!
- Правильно, значит с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся?
- Ф!
Основная часть:
- Возьмите зеркало и произнесите звук ф. Что участвует в произношении этого звука? ( верхние зубы прикрывают нижнюю губу, язычок отдыхает и не мешает, у воздушной струи есть преградка – губы и зубы).
- Если у воздушной струи есть преградка значит это звук какой?
- Согласный!
- Что мы не можем делать с этим звуком?
- Петь, кричать, тянуть!
- А давайте ещё раз произнесём этот звук, положите руку на горлышко, голосок у нас звенит или спит?
- Спит!
- Значит это звук какой?
- Глухой!
- Правильно! А ещё этот звук какой? (логопед ещё раз произносит звук ф). Я его твёрдо произношу или мягко?
- Твёрдо!
- Значит это звук?
- Твёрдый!
- Правильно! Давайте ещё раз охарактеризуем этот звук (повторяются все характеристики звука).
- Теперь Фомка хочет с вами поиграть. Если вы услышите звук ф, то поднимите символ согласного твёрдого звука (логопед произносит звуки: п, ф, х, с, ф, х, ф, ф, п, к, к, ф, п, ф, к, с, ф, ф, ф).
- Усложняем задание, теперь я буду произносить слоги, а вы если услышите звук ф, поднимите символ (па, та, фа, фо, то, шо, со, фу, ту, фо, со, ко, ку, фо, фа, ша, фу).
- Молодцы! Кот Фомка не может запомнить дорожки из слогов, надо ему помочь. Давайте мы повторим для Фомки дорожки и он их запомнит.
Логопед произносит дорожки:
- фа-фо-фу, фо-фу-фа, фу-фа-фо, аф-уф-оф, оф-уф-аф...
Физкульт-минутка:
- Руки вверх, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
- Посмотрите наша поза похожа на букву ф (логопед весит картинку буквы ф).
- Фомка любит играть с картинками, но вчера он их немного перепутал. Найдите лишнюю картинку и объясните почему она лишняя (педагог показывает три картинки, где есть звук ф и одну, где нет).
- Сейчас мы с Фомкой превратим вас в волшебников. Мы будем произносить слова, а вы первый звук в этом слове замените на ф и оно превратится в другое слово ( дети встают в полукруг, логопед называет слово и бросает мяч).
Слова: Бантик, пара, плот, марш, казан, норма.
- Посмотрите на эту картинку с буквой ф, а вы знаете, что это фотография звука ф? А как фотография называется по-другому?
- Фото!
- Фомка тоже очень любит фотографироваться, и он хочет, чтобы вы слово «фото» выложили в азбуке, но сначала давайте назовём все звуки в слове.
- Ф, о, т, о.
- Сколько всего звуков? (4)
- Выложите в азбуке это слово.
- Теперь выложите схему этого слова.
- Какой первый звук в слове?
- Ф (соглас., глухой, тв. – синий кружок)
О (гласный – красный кружок)
Т (согласный – синий кружок)
О (гласный – красный кружок)
Заключительная часть:
- Кот Фомка благодарит вас за работу. Сложно было на занятии? Что было самым сложным? А что вам больше всего понравилось?
15