выступление на тему Проектный метод в работе с одаренными детьми. География
Выступление учителя географии МОУ СОШ №8
Зверевой Натальи Анатольевны на городском МО учителей географии, химии и биологии по теме: «Проектный метод в работе с одаренными детьми»
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Таких детей называют одаренными, так что же такое одаренность?
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Что отличает одаренных детей?
1. отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.
2. они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
3. отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
4. одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
5. наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
6. некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.
7. они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
8. характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Работа с одаренными детьми требует от учителя высокого профессионализма и желания работать с ними.
В среднее звено дети приходят из начальной школы и среди них можно выделить учеников, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе, а в средней и старшей школе продолжается развитие их способностей.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
Одним из методов работы с одаренными детьми является метод проектов.
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:
практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;
исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).
Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока (“мини-проект”), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты.
Приступая к созданию учебных, исследовательских проектов следует соблюдать ряд условий:
1.учитель должен быть готов теоретически и практически к проектному обучению;2.выбор темы проекта должен быть адекватным возможностям содержания курса и воспитательным задачам, реализуемым в классно- урочной системе, или во внеклассной работе;3.должно быть соблюдение основных положений организации проектного обучения.
Для реализации этих условий при разработке проектов необходимо:
1.провести универсализацию понятий, для чего выявить фрагменты, повторяющиеся в конкретных темах разных учебных дисциплин, констатировать использование терминов и обозначений для однотипных понятий в разных учебных дисциплинах;
2.разработать структуру содержания проекта, позволяющую объединить разрозненные элементы содержания из разных учебных курсов или тем в единую интегрированную систему;
3. создать структуру проекта, как целостность, объединив разрозненные учебные вопросы в единый интегрированный проект или систему проектов.
Постановка цели и задач.
Любая проектная работа обречена на провал, если её исполнители не имеют четкого представления, зачем их работа проводится, что конкретно они хотят узнать. Поэтому формулировка цели и задач есть один из наиболее ответственных и неотложных моментов в работе. Но прежде чем говорить, как это делается, уточним, что понимаем под целью, а что под задачами.
Сформулированная цель работы это краткий ответ на вопрос « зачем проводится проект, и что конкретно хочет видеть автор по завершению работы в целом?». Когда цель сформулирована, начинают возникать такие вопросы, как « что необходимо в данном случае изучить, подсчитать, сравнить и т.д. для осуществления поставленной цели?». Ответив на эти вопросы, можно сформулировать задачи работы.
Не следует ставить слишком большое количество целей, так как работа может стать трудновыполнимой. Конечно, в начале работы можно поставить несколько целей, но при более детальном знакомстве с объектом и условиями работы, все равно придется остановиться на достижении 1-2 целей, отбросив менее интересное и неосуществимое. Также следует помнить, что не следует ставить вопросы, ответы на которые очевидны.
В ходе сбора материала постановка цели и задач может меняться.
Для того чтобы реализовать проект необходимо пройти ряд этапов. Наличие этапов позволяет четче выстроить структуру предполагаемой работы и значительно облегчает реализацию задуманного.
Этапы проектной деятельности:
Этапы будут рассмотрены на примере исследовательской работы занявшей 3-е место на областном конкурсе «Туризм как профессия»
1. Проблемно – целевой этап:
-Для чего создается данный проект; чем вызвана необходимость его создания; как в дальнейшем будет использоваться данный проект;
- Каким должен быть проект;
- Кто будет создавать проект, какие знания, умения и навыки имеют учащиеся в начале и будут иметь в конце создания проекта.
Конкурс проходил в марте-апреле месяце 2014 года. Проектом заинтересовалась Щекина Оксана из 11а класса. Цель конкурса – привлечь внимание учащихся к истории, культуре и традициям родного края. В положении четко оговаривались условия создания проектов, его оформление. Из всех номинаций была выбрана «Туристический имидж России: стереотипы и реальность». Новый имидж-тур было решено выбрать в Южном Федеральном округе.
2. Этап - Разработка сценария;
- первичное изучение источников;
- отбор содержания;
- определяется примерный объем проекта;
- прописываются роли всех участников проекта;
- уточнение задач;
- уточнение календарного плана;
Учитывая, что объем работы был строго определен, большое внимание в этом проекте уделялось отбору материала. Необходимо было уложиться в 10 листов. Поэтому приходилось четко обозначать задачи и следовать им.
3. Этап - Практической работы;
- воплощение в жизнь поставленных задач;
- выполнение работы;
- координация деятельности участников проекта.
На этом этапе исследовательский проект воплощается в жизнь. Происходит координация действий учащегося.
4. Этап Предварительной защиты:
Выявляются недоработки;
Намечаются пути устранения недостатков;
Производится отладка.
Здесь, на этом этапе, проект был неоднократно просмотрен. Происходила корректировка проекта согласно положению. После того как была сделана окончательная корректировка можно было делать презентацию проекта.
Этап Защита проекта;
Презентация проекта;
анализ результатов;
самооценка;
Отчет.
После того как работа была завершена и отправлена в Ростов-на-Дону, организаторам конкурса, оставалось только ждать результатов. В апреле стало известно, что работа заняла 3-е место в своей номинации.
Подведем итог.
Работа над проектом дает возможность задействовать в процессе обучения не только интеллект, опыт, сознание ребенка, а и его чувства, эмоции, волевые качества, оказывает содействие "погружению" в учебный материал, определению личностью своего эмоционально-ценностного отношения к нему, повышению эффективности усвоения, дает ощущение успеха.
Проектная работа предусматривает включение механизмов запоминания и воспроизведение информации; передачу информации другим; применение знаний в вариативных ситуациях; понимание причинно-следственных связей, соотношение частей и целого; наведение аргументов и доказательств, перегруппировка отдельных частей и создание нового целого и т.п..
Метод проектов оказывает содействие не только раскрытию возможностей и способностей ученика, а и осознанию, оцениванию личностных ресурсов, определению личностно значащих и социально ценностных перспектив. Проектная деятельность оказывает содействие развитию инициативы, самостоятельности, организаторских способностей, стимулирует процесс саморазвития.
Актуализация внутренних сил осуществляется самой личностью. Ученик старается овладеть необходимой информацией, знаниями, актуализирует те или другие способности, естественные задатки и отбрасывает те, которые мешают ему в достижении цели.
Общая стратегия обучения определяется нуждами современного общества и уровнем развития психолого - педагогических и сопредельных наук. Этой стратегией есть коммуникативный компетентностно- ориентированный подход, который предопределяет практическую цель обучения.
Одним из принципов этого подхода есть принцип интерактивности, к которому, среди других, принадлежит и проектная технология.
Проектная деятельность "заставляет" ученика по-новому посмотреть на свои умения, на характер взаимодействия с окружающей средой. Появляются новые проблемы, которые нуждаются в нестандартном решении, проявив значительные волевые и эмоциональные усилия и довольно высокий уровень самореализации. Как результат, имеющиеся качественные изменения в психологической структуре личности, которая предопределяет овладение привычками общения. Это такие изменения, как: умение ставить адекватные, личностно значащие и социально важные жизненные перспективы, развитие потребности и поисковой активности относительно реализации этих перспектив.
Применение метода проектов создает условия, благоприятные для положительных изменений в знаниях, привычках и поступках учеников, их отношении к получению знаний.
Итак, в современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижение экспериментальной педагогики прошлого века, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, которое соединяет в единую систему теоретические и практические составные деятельности человека, разрешает раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
15