«Эффективные здоровьесберегающие технологии в начальной школе» из опыта работы учителя начальных классов
«Эффективные здоровьесберегающие технологии в начальной школе»Усольцева Лариса Михайловна,
учитель начальных классов
МАОУ «Голышмановская СОШ 4» «Гладиловская СОШ»
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж. Руссо
«
Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»
Здоровье – одна из самых больших жизненных ценностей. Задача каждого человека – научиться его сохранять, разумно и бережно расходовать.
Многие плохо представляют, что полезно и что вредно для организма, как предупредить те или другие заболевания. Охрану своего здоровья большинство возлагает на медицину. Но никакие достижения медицинских наук не дадут здоровья, если люди сами не научатся его сохранять.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов - медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается.
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен, если он не умеет бороться с недугом?
По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые стабильно учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно еще добавить и уроки в школе. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью?
Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.
Сохранение здоровья детей - главное, на что я обращаю особое внимание при проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма, а также проведение оздоровительных минут во время урока, повышение интереса к предметам.
Моя задача, как педагога: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.
В структуре урока применяю следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
- Положительный эмоциональный настрой на уроке.
Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т. е. я готовлю детей эмоционально и физически. На этом этапе урока я провожу пальчиковый или точечный массаж (на уроках русского языка), для подготовки пальцев рук к письму. С целью быстрого включения в работу детей и их заинтересованности на перемене перед 1-м уроком провожу первый компонент «Утреннего сбора» – Приветствие, который зачастую проводим сидя на ковре. Дети, передавая мяч по кругу, приветствуют друг друга и говорят комплементы. Положительный настрой – снимает страх, создаёт ситуацию успеха. На этом этапе урока использую такие игры- упражнения:
«Всё будет хорошо!» Учащиеся с закрытыми глазами настраивают себя на то, что они справятся с предстоящей контрольной работой.
«Выливание из кувшинчика» дети, сидя медленно наклоняют головы к полу и «выливают» из головы то, чего там сейчас не должно быть.
«Ледокол» Цель: «разбить» плохое настроение, «расчистить» путь доброй мысли, хорошему расположению духа.
- Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.
- Подача материала доступным рациональным способом.
Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учётом его возрастных особенностей.
- Наглядность является неотъемлемой частью урока – способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.
- Следующий элемент здоровьесбережения это смена видов деятельности. Нормой считается 4-7 видов за урок. Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и т. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.
- Физкультминутки, динамические паузы.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.
В состав упражнений для физминуток я включаю:
•упражнения по формированию правильной осанки,
•укреплению зрения,
•укрепления мышц рук,
•отдых позвоночника,
•упражнения для ног,
•релаксационные упражнения для мимики лица,
•потягивание,
•массаж области груди, лица, рук, ног,
•упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет перемена и в 1 классе динамическая пауза. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
- Дифференцированный подход в обучении.
Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. При дифференцированном обучении каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе.
Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организую такую работа по-разному: места размещаю так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
- Игра, игровые моменты – очень хорошо вписываются в структуру урока и позволяют решать много задач одновременно.
Я предлагаю вашему вниманию игру «Паровозик». Прежде, чем в неё играть, надо к «Паровозику», роль которого играет учитель прицепить «вагончики».
Например, придумываем слова, в которых есть звук «у». Назвавший слово – «вагончик». Это упражнение активизирует учебную деятельность каждого ребёнка, потому как все хотят поучаствовать в весёлой игре. «Укомплектовав» состав, «паровоз» с песней двигается по классу. Надо крепко держаться друг за друга: отцепился «вагончик» и все «вагончики», следующие за ним, выбывают из игры. В результате и учебная задача решается, и двигательная активность повышается, и воспитательная задача- сплочение детского коллектива через игру- находит один из вариантов своего решения.
Упражнение на развитие ориентировок.
В разных местах класса раскладываю игрушки, картинки с изображением животных. Дети сидят на местах. Прошу показать лису, белку, волка и т.д., дети поворачиваются в ту сторону, где игрушка, указывают рукой, не вставая с места. Наконец, прошу показать, где находится медведь. Дети в замешательстве, поворачиваются в разные стороны, но ни игрушки, ни картинки не находят. И только один замечает на стенде у доски табличку со словом «медведь», далее идёт работа со словарным словом.
В своей практике широко использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочерёдно выбегают к доске и на скорость записывают слова.
Приёмы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на других уроках. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий укрепляют мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
- Гимнастика.
Не могу не сказать о пальчиковой гимнастике, её дети тоже очень любят. Нам полюбились такие упражнения, как: гребешок, бабочка, птица, гонки слонов, кошка выпускает коготки. Пальчиковая гимнастика - снимает нервно – психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.
Огромную роль на уроке играет гимнастика для глаз. Она полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения. Использую электронные физкультминутки для глаз
- Воспитательные моменты на уроке (беседы) и во внеурочной деятельности.
В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися. Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения.
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении использую следующие формы и методы работы: тематические и информационные классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, дискуссии, походы, работа с семьей, диагностика изучения личности, тесное взаимодействие с социально-культурной сферой.
Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины неудовлетворительного состояния учащихся. Все учащиеся моего класса вовлечены во внеурочную деятельность. Дети посещаю различные кружки, секции, клубы, мастерские.
К одному из направлений здоровьесберегающих технологий можно отнести ароматерапию. Её мы используем при профилактике простудных заболеваний. Во время эпидемий гриппа в классах и школьной столовой используем бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока).
- Санитарно – гигиенические условия.
В нашей школе созданы необходимые условия для осуществления здоровьесберегающей деятельности. Воздушно-тепловой режим, освещенность мест занятий, соблюдение размеров мебели соответствуют определенным требованиям. Для проведения спортивных занятий имеется: спортивный зал. Также организовано горячее питание. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы. Это проведение уроков физкультуры, проведение зарядки и физкультминуток на уроках, проведение Дней здоровья.
Обобщив опыт по использованию технологий здоровьесбережения, пришла к выводу, что работу необходимо продолжать, т.к. имеются положительные результаты данной деятельности. Мои ребята стали больше уделять внимание здоровью, стали меньше болеть, улучшилась посещаемость, ребята стали лучше учиться, меньше уставать. Проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу.