Эффективные методы и приёмы организации работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС ООО

Эффективные методы и приёмы организации работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС ООО

Киселева Ирина Анатольевна
Категория высшая
МБОУО гимназия №36, г. Иваново

Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров

Модернизация современного общества охватила все его стороны. Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития общества, обеспечения благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.  Изменения охватили и систему российского образования. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей. Необходимо создать как специальную систему поддержки талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей. Расширить систему олимпиад, соревнований, конкурсов и т.д. Разработать и осуществлять модели дистанционного, заочного, очно-заочного обучения. С введением новых образовательных стандартов проблема вовлечения учащихся во внеурочную деятельность, формирования и развитие у них ключевых компетенций (информационной, коммуникативной, познавательной и т.д.), способности к самообразованию является очень актуальной. Одной из форм такой деятельности является исследование. В связи с этим передо мной встает ряд задач:
сформировать базу для осуществления внеурочной исследовательской деятельности;
определить направление исследовательской деятельности;
вовлечь учащихся во внеурочную исследовательскую деятельность;
сформировать у учащихся умение грамотно оформлять результаты своей деятельности и публично их представлять.
Внеурочная деятельность станет привлекательной для учащихся, если будет личностно-ориентированной. Поэтому организовываю ее по разным направлениям в зависимости от интересов и способностей учащихся, а также от имеющегося материального обеспечения.
В базу для организации внеурочной исследовательской деятельности включаю:
лаборатории вузов, с которыми у школы заключены договора;
демонстрационное и лабораторное оборудование кабинета физики, в том числе оборудование серии L-микро и цифровую лабораторию «Архимед»;
комплекты LEGO Education;
комплекты компании «Научные развлечения»;
компьютер, подключенный к Интернету и оснащенный пакетом программ;
На основе сформированной базы и запросов учащихся организую их внеурочную работу по разным направлениям:
научно-исследовательская деятельность на базе вуза;
учебно-исследовательская деятельность на базе школы;
конструирование и моделирование;
теоретическое исследование по физике или астрономии.
Заинтересовать учащихся физикой и вовлечь в исследовательскую деятельность помогает проведение школьной конференции, недели физики, экскурсии в лаборатории ИвГУ, участие в конкурсах, публикации, освещение направлений и результатов исследовательской деятельности учащихся в школьной прессе, на сайте школы или на стенде в классе, использование на уроках физики материалов работ учащихся.
Такая работа позволяет учащимся познакомиться с физикой не как с учебным предметом, а как с видом деятельности. Эта работа позволяет углубить и расширить знания учащегося по физике и, что чрезвычайно важно, актуализировать их.
В данном виде работы я задействую фактор опережающего развития, предлагая учащимся темы из тех разделов физики, которые они будут изучать в дальнейшем, или даже выходящие за рамки школьного курса физики. Выполнение такой работы развивает у учащихся такие качества, как инициатива, самостоятельность, ответственность, заметно повышает их самооценку.
Важнейшими условиями становления современной личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Мои учащиеся принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня. По результатам моей работы я стала победителем конкурса на получение муниципальной премии за работу с одарёнными детьми в 2012, 2013 году. Имея опыт работы в этом направлении, проводила мастер-классы для учителей физики Ивановской области в 2013, 2014 годах.
Главная цель обучения и воспитания: «Дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу».
(К.Д. Ушинский)

Информационные ресурсы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 4 февраля 2010 года Пр-271);
Сборник трудов докладов Всероссийского Съезда учителей физики. Москва, МГУ, 28-30 июня 2011 года.
15