Применение активных стратегий обучения как средство формирования функциональной математической грамотности учащихся
Оқушылардың математикалық функционалдық сауаттылығын оқыту стратегияларының қалыптастыру құралы ретінде белсенді қолдану
Применение активных стратегий обучения как средство
формирования функциональной математической грамотности учащихся
Проскокова А.В.
Учитель ГУ СОШ № 39 инновационного типа
с гимназическими классами г.ПавлодараВ Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Активные стратегии проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие стратегии проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным стратегиям организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счёте приведёт к падению у учащихся интереса к предмету.
Развивающий и воспитывающий потенциал активных стратегий урока можно охарактеризовать следующим образом:
-формирование у учащихся стойкого интереса к предмету
-воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний в различных сферах деятельности;
-развитие, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся, развитие творчества и фантазии.
Наша задача состоит в том, чтобы в распоряжении учащихся больше было средств, для достижения ими определенного уровня образованности. Существует три уровня образованности: Элементарная грамотность, функциональная грамотность, компетентность. Элементарную грамотность можно определить как способность применять универсальные методы учебно-познавательной деятельности для использования сведений, полученных из адаптированных источников информации и личного житейского опыта, в целях решения учебно-познавательных проблем. Функциональная грамотность – это способность применять универсальные методы деятельности, основанные на определенных правилах и нормах, для использования знаний (сведений, научных понятий, инструкций), полученных из различных источников информации, в целях решения проблем социальной адаптации на основе применения правил и приёмов к конкретной ситуации. Компетентность – это способность применять универсальные методы деятельности, основанные на научных идеях и принципах, для использования системы знаний, полученных из оригинальных источников научной информации, внешкольных источников и в результате собственной исследовательской деятельности, в целях теоретического обоснования многокритериального выбора решения. В системе общего образования можно выделить три вида компетентности: общекультурную, допрофессиональную, методологическую.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Познавательная активность школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребёнка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти своё место в жизни.
Основными характеристиками познавательной активности являются:
-естественное стремление школьника к познанию;
-положительное отношение к учебе;
-активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребёнка результата.
Активные стратегии обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся». Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.
Активные стратегии ведения уроков:
«Корзина» идей, понятий, имен, составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы, учебный мозговой штурм, ассоциации, «Дерево предсказаний»; «Карта познания»; «Перепутанные логические цепочки» Пометки на полях (инсерт); Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ»); Лекция с остановками; эффективная лекция с использованием «бортового журнала»;чтение с остановками; Работа в динамических парах /группах («обучение сообща»), игра «Как вы думаете» («обучение сообща»);написание синквейна (пятистрочный белый стих); составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов; РАФТ - Р(оль), А(удитория), Ф(орма), Т(ема); дискуссия; «Зигзаг»; «Кубик»; «Карусель»; Стратегия «Галерея» .
Проектный урок
Уроку предшествует мозговой штурм, в ходе которого просматривается тематика возможных проектов.
Затем ученики, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решать в процессе проектирования ( при этом на всех этапах самостоятельной работы группы учитель выступает в качестве консультанта, помощника или, по просьбе учащихся, как участник малой исследовательской группы); цели, направления и содержание исследований; структуру проекта, его ресурсное наполнение. На последнем этапе проходит открытая защита проекта в присутствии всех заинтересованных сторон; результатом защиты становится награждение разработчиков проектов.
Схема проведения урока – проекта:
1.Определение проблемы предполагаемого проекта (его задачи, тип, количество участников).
2.Выдвижение и обсуждение с учениками гипотез решения основной проблемы.
3.Распределение задач по группам, обсуждение возможных способов их решения.
4.Самостоятельная работа участников проекта по своим групповым или индивидуальным исследовательским творческим задачам.
5.Промежуточное обсуждение полученных данных в группах.
6.Защита проекта.
7.Коллективное обсуждение, экспертиза (внешняя оценка выполненной работы), выводы.
Методы: традиционные (словесные, наглядные, практические); поисковые (проблемные вопросы, ролевая игра, опрос-интервью, дискуссия). Интегрированный урок
Проводится в течение целого учебного года в режиме погружения, в разных жанрах с использованием большого количества приёмов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2 – 3 педагога, 60-80% урочного времени отводится творчеству учащихся.
Урок с дидактической игрой
Дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.
Структура дидактической игры: игровой замысел; правила, игровые действия; познавательное содержание, или дидактические задачи; результат игры.
Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении знаний и умений, применяется при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие технических средств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.
Одним из видов нетрадиционной формы работы можно назвать - метод создания ситуации успеха – метод стимулирования интереса к учению у учащихся, испытывающих затруднения в учёбе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Вот почему надо подбирать такие задания, которые доступны ученикам, а потом переходить к более сложным. Ситуация успеха создаётся путём дифференцированной помощи ученикам при выполнении задания одной и той же сложности. Учащиеся с низкими учебными возможностями даётся задание, которое позволяет им на данном уровне справиться с ним, а потом выполнять его самостоятельно. Ситуация успеха уже организуется и путём поощрения промежуточных действий ученика. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи. Так, например, урок по закреплению умений решать задачи по теме: «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби в шестом классе провожу в форме урока-игры «Охота за пятёрками»». Он проводится после того, как с учащимися на предыдущих уроках разобраны алгоритмы решения типовых задач по теме. После вступительной беседы вначале урока начинается отработка этих знаний.
1.Классу предлагается для самостоятельного решения серия похожих задач. При подборе задач учитываю уровни сложности: от простого (предполагающего решение по алгоритму) к сложному уровню, где предусматривается решение задач в изменённой, нестандартной ситуации.
2.Каждый ученик, работая в своей тетради, имеет право выбора задач по их уровню сложности. Тот, кто нашёл путь решения, по своему желанию выходит к одной из частей доски и пишет это решение в общем виде, а так же вывод.
Таким образом, могут предъявить своё решение 4-5 человек у доски и 2-3 человека на переносных досках одновременно. При таком подходе сильные учащиеся стараются больше решать задач усложнённого уровня, так как они для них более интересны. Учащиеся с низкими учебными возможностями получают шанс успешно справиться с простыми задачами, решаемыми по алгоритму, показать и учителю и товарищам по классу, что они тоже что-то умеют, испытав при этом уверенность в себе.
3.Аналогичным образом учащиеся решают другие задачи, «вынесённые» на урок. В течение одного занятия у любого может накопиться несколько оценок (за каждую задачу своя оценка и в зависимости от его активности).
4.В конце урока обсуждаются лучшие решения и на основании учёта всех отметок в журнал выставляется итоговая.
Такие уроки позволяют увидеть уровень умений и навыков решения типовых задач, пробелы в знаниях отдельных учащихся, обучать учащихся навыкам самостоятельного поиска решений, выделяя из них наиболее рациональные. Такие уроки отличаются высоким темпом работы учащихся, несут большой эмоциональный заряд, развивают творческий потенциал и, наконец, просто очень нравятся учащимся и имеют хорошую отдачу.
Известно, что отдельные учащиеся затрудняются, а порой и теряются, во время устного опроса или когда их вызывают к доске. В таких случаях используют «тихий опрос», в виде беседы с одним или несколькими учащимися полушёпотом, в то время как класс занят другим делом. Например, семиклассники на уроке алгебры заняты групповой работой. Я в это время контролирую знание формул у двух слабых учащихся. Для этого использую «Лист контроля формул». После небольшой подготовки по моему указанию на любую из формул внутри данного блока учащиеся поочередно отвечают: для чего она предназначена, в каких случаях применяется? Иногда ученику предлагается сначала самому выбрать формулу, чтобы придать ему уверенность в себе.
Лист контроля формул (образец).
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ФОРМУЛ № 2
Формулы при этом не обязательно разбивать по блокам тематически. Чтобы снять состояние тревожности и неуверенности в себе, использую взаимоопрос, когда ученики спрашивают друг друга по базовым листам контроля, в котором перечислены основные правила, понятия, формулы, которые обязан знать каждый ученик. Основная же цель такой работы – регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Взаимоопрос может быть непродолжительным 3-5 минут. Как бы не работал учитель, какие бы не давал задания детям, для того, чтобы они ощущали себя комфортно, необходимо всегда словесно поддерживать и подбадривать их, не скупиться на ласковое слово, на похвалу, на поддержку слабых. Обращение внимания на каждое удачное решение слабого ученика, для того чтобы вселить в него уверенность в себе, подхлестнуть его мнение о себе, для того, чтобы его стали уважать другие. Мое педагогическое кредо «Ученик – прежде всего личность», и я в своей работе никаким образом не должна обидеть эту личность, а всегда уважать и считаться с ней. Только при взаимном уважении, при взаимном доверии и понимании любой ученик будет чувствовать себя комфортно в школе и будет с удовольствием туда идти ежедневно.
Список используемой литературы.
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана»
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: «Просвещение», 1990г.
Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. М.: «Просвещение», 1991г.
Ю.И.Бабанский. Педагогика.М.: Просвещение 1983.
Приёмы педагогической техники А.Гин, Луганск, Учебная книга, 2003 год.