Разработка заданий школьного этапа всероссийской олимпиады по МХК (с учетом рекомендаций) вопросы для учащихся
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ 2015 ГОД
Задания для участников 5-6 классов
Первый тип заданий
1. Даны иллюстрации к литературным произведениям.
Укажите названия произведений и их автора, страну создания, опишите сюжет.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1 2 3
2. Внимательно прослушай музыкальное произведение. Определи композитора, название, жанр музыки. Опиши сюжет.
Второй тип заданий
1. Дан фрагмент живописного произведения. Узнайте произведение по его фрагменту. Напишите название и автора. Опишите, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него.
Напишите 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы.
2. Продолжи: «Опера – музыкальный спектакль, в котором все действующие лица______________. Приведи примеры оперных произведений
Третий тип заданий
Дан ряд имен. Их можно разбить на 2 и на 4 группы. Предложите свои варианты разбивки. Дайте название каждой группе.
Геракл, Илья Муромец, Пушкин, Дюймовочка, Винни Пух, Маршак, Снежная Королева, Герда, Чехов, Алеша Попович, Афродита, Тютчев, Добрыня Никитич, Андерсен.
ИМЕНА
НАЗВАНИЕ ГРУППЫ
1
2
ИМЕНА
НАЗВАНИЕ ГРУППЫ
1
2
3
4
Четвертый тип задания
Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.
Моцарт, Чайковский, Пушкин, Глинка,
____________________________________________________________________
Андерсен, Репин, братья Гримм, Льюис Кэрролл, ____________________________________________________________________
краски, кисти, рояль, акварель, палитра,
____________________________________________________________________
аккордеон, вальс, скрипка, арфа, виолончель.
____________________________________________________________________
Пятый тип задания
В школе готовится осенний бал. Как бы оформили зал, какие музыкальные произведения использовали.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИММПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ 2015 ГОД
Задания для участников 7-8 классов
Первый тип заданий
1. Даны иллюстрации к литературным произведениям.
Укажите названия произведений и их автора, художника, опишите сюжет.
1 2 3
2. Внимательно прослушай музыкальное произведение. Определи композитора, название, жанр музыки. В небольшом рассказе вырази свое суждение и влияние музыки на слушателя.
Второй тип заданий
1. Дан фрагмент живописного произведения. Узнайте произведение по его фрагменту. Напишите название и автора.Опишите, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него.
Напишите 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы.
2. Путаница: В эту путаницу букв попали музыкальные термины. Помоги их найти, и подпиши правильно музыкальные слова.
А) СЬАНБАЛМ
Б) АФАР
В) АКМИНАИД
Г) ЫТНО
Д) СТИЛОС
Третий тип заданий
Если правильно разгадаете кроссворд по горизонтали, то по вертикали в выделенном столбце определится название художественного творчества в целом.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.Вид изобразительного искусства, основанного на сочетании черного и белого цветов.
2.Учение о способах передачи пространства на плоскости.
3.Изображение комически преувеличенных характерных черт человека.
4.Вид изобразительного искусства, произведения которых имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов.
5.Простейшее графическое изображение.
6.Показ произведений широкой публике.
7.Произведение искусства, в котором запечатлен внешний облик человека.
8.Главное выразительное средство живописи.
9.Жанр изобразительного искусства, в котором изображаются окружающие человека предметы.
Пятый тип задания
В детском саду готовится новогодний утренник. Как бы оформили зал, какие музыкальные произведения использовали. На основе каких литературных произведений вы бы написали сценарий утренника.
________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ 2015 ГОД
Задания для участников 9 класса
Первый тип заданий
1. Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте. Составьте анализ произведения в соответствии с планом:
1. Определите произведение по перечисленным приметам.
2. Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит.
3. Обоснуйте выбор вида искусства, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ.
4. К культуре какого народа произведение принадлежит?
5. Укажите век или эпоху, когда он был создан.
6. Если возможно, укажите место его нахождения.
Пример текста
В этом произведении воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека... Ресницы... не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи, при внимательном взгляде, можно видеть биение пульса. Улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иною.
2. Даны 3 изображения памятников искусства.
Напишите:
1. названия изображенных на иллюстрациях памятников,
2. к какой стране или культуре они относятся,
3. время их создания
3. их местонахождение в настоящее время.
1
2
3
Второй тип заданий
1. Внимательно рассмотрите.
1. Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.
2.Опишите данное произведение.
3. Опишите историю создания произведения.
4.Назовите не менее трех известных произведений этого же города, их авторов.
2. Участникам предлагается прослушать 2 музыкальных эпизода.
Задание
1. Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 2 фрагмента музыкальных произведений. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известно название, и автор укажите их. Дайте краткую характеристику произведению.
3.Приведите примеры и произведений в данных музыкальных жанрах
· (другие произведения разных авторов).
Музыкальные жанры
Номер звучащего фрагмента, название, музыка, слова, исполнитель
Задание 3
романс
опера
4. Напишите историю создания автором литературного произведения по музыкальному фрагменту №1.
Третий тип заданий
Рассмотрите и проанализируйте картину Б. Кустодиева "Утро".
1. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур.
2. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в композиции и функции.
3. Определите общее настроение картины.
4. Назовите 3 произведения живописного искусства, запечатлевающие бытовые сцены.
5. Укажите 3 известные работы этого же художника.
Четвертый тип заданий
1. Объедините понятия и термины в группы.
2. Дайте определение каждому термину.
Симфония. Поэма. Портрет. Сонатина. Эпиграмма. Натюрморт. Пейзаж. Ода. Анапест. Графика. Оратория. Ария.
Номер группы
Название группы
Определение каждого термина в группе
1.
2.
3.
Пятый тип заданий
Создайте презентацию «Художественный альбом» из 5-ти слайдов (листов) из произведений, использованных в заданиях олимпиады. Постарайтесь максимально полно и емко представить найденную информацию о выбранных вами произведениях.
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ 2015 ГОД
Задания для участников 10 класса
Первый тип заданий
Даны изображения 3 произведений искусства.
Напишите:
1. их названия, автора
2. к какой эпохе в истории культуры Европы они относятся,
3. № 1. Вид искусства, материал, № 2 вид искусства, что раньше находилось на этом месте № 3. Вид искусства, техника
3. их местонахождение в настоящее время.
1.
2.
3.
2. Даны 3 изображения памятников искусства.
Напишите:
1. названия изображенных на иллюстрациях памятников,
2. к какой стране или культуре они относятся,
3. время их создания,
4. их местонахождение в настоящее время.
1
2
3
Второй тип заданий.
1.Участникам предлагается прослушать 2 музыкальных эпизода.
Задание
1. Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 2 фрагмента музыкальных произведений. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известно название, и автор укажите их. Дайте краткую характеристику произведению.
3.Приведите примеры и произведения в данных музыкальных жанрах (другие произведения разных авторов).
Музыкальные жанры
Номер звучащего фрагмента
соната
симфония
Третий тип заданий.
Рассмотрите и проанализируйте известное произведение русской школы.
1. Напишите название работы и имя ее автора.
2. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур.
3. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в композиции и функции.
4. Определите общее настроение работы.
5. Назовите известные произведения этого же жанра.
6. Укажите известные работы этого же художника.
Четвертый тип заданий.
Даны 12 имен, понятий и терминов, связанных с искусством.
Классицизм. Бах. Зал. Шпиль. Романтизм. Модернизм. Арка. Шопен. Колонна. Сцена. Кулиса. Моцарт.
1. Объедините имена, понятия и термины в группы. Дайте определение.
Номер группы
Название группы
Определение каждого термина в группе
1.
2.
3.
4.
Пятый тип заданий.
Составьте доказательство, что выбранный вами 1 объект вашего района может быть назван "восьмым чудом света". Выбирать объект можно из любой культурно-исторической эпохи, художественного направления или произведений искусства.
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИММПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ 2015 ГОД
Задания для участников 11 класса
Первый тип заданий
Даны изображения 3 произведений искусства.
Напишите:
1. их названия,
2. к какой стране или культуре они относятся,
3. время их создания (эпоха),
4. их местонахождение в настоящее время.
5. Напишите дополнительный сведения о произведениях
1.
2.
3.
Второй тип заданий.
1. Участникам предлагается прослушать 2 музыкальных эпизода.
Задание
1. Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 2 фрагмента музыкальных произведений. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известно название, автор, жанр укажите их. Дайте краткую характеристику произведению (тема произведения).
3.Приведите примеры и произведения в данных музыкальных жанрах (другие произведения разных авторов).
Музыкальные жанры
Номер звучащего фрагмента
Третий тип заданий.
Рассмотрите и проанализируйте фрагменты известного произведения
или или
Определите художественное полотно по фрагменту.
1. Напишите, что на нем изображено, кто главный герой произведения
2. Напишите название работы и имя ее автора, жанр.
3. Опишите общую композицию работы и укажите количество изображенных на ней фигур.
4. Определите общее настроение работы.
5. Назовите значимые запоминающиеся детали и их функции, историю их написания.
6. Укажите известные работы этого же художника.
Задание четвертого типа.
Даны 10 понятий и 9 определений.
Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие буквы в таблицу. Дайте определения оставшемуся понятию.
1 – Адажио. 2 – Горельеф. 3 – Житие. 4 – Импасто. 5 – Контрфорс. 6 – Метафора.
7 – Перформанс. 8 – Пленэр. 9 – Синкопа. 10 – Эклектика.
А. смещение ритмической опоры в музыке с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.
Б. густая, сочная накладка красок, нередко употребляемая в живописи масляными красками, в особенности для усиления светового эффекта.
В. дополнительная опора, принимающая на себя тяжесть перекрытия. Вертикальный устой внутри или снаружи здания.
Г. медленный темп; музыкальная пьеса или часть её, исполненная в этом темпе, обычно одна из средних частей симфонии, квартета, сонаты и т.п.
Д. живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.
Е. жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
Ж. вид художественного тропа (греч. tropos «оборот»), один из способов художественного формообразования, заключающийся в сближении и соединении отдельных образов, не связанных между собой в действительной жизни в целое.
З. форма современного искусства, в которой действия художника или группы в определённом месте и в определённое время составляют произведение.
И. искусственное соединение элементов содержания и формы, имеющих различное происхождение.
Таблица к заданию.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Буквы
Определение:
Пятый тип заданий.
Составьте доказательство, что выбранный вами 1 объект Москвы или Санкт- Петербурга может быть назван "восьмым чудом света". Выбирать объект можно из любой культурно-исторической эпохи, художественного направления или произведений искусства.
Рисунок 4Рисунок 23Рисунок 18Рисунок 12Рисунок 29Рисунок 31Рисунок 33Рисунок 815