Методическая разработка деловой игры по финансовой грамотности Мой путь к финансовой независимости


проект по финансовой грамотности
«Мой путь к финансовой независимости»
Разработчики проекта:
Арыстанова Бибигуль СаттановнаНаумова Елена Алексеевна
Наумов Игорь Яковлевич
Пилясов Андрей Николаевич
Скопцова Светлана Викторовна
Пока вы не научитесь управлять вёслами,
бесполезно менять лодку.
Шри Шри Рави ШанкарВВЕДЕНИЕ
Современное общество ставит перед нами задачу адаптации к постоянным изменениям. Для того, чтобы справиться с возникающими проблемами и при этом принимать ответственные оптимальные решения, необходимо обладать прочными знаниями, способностью к непрерывному образованию и самостоятельностью. Все эти качества формируются у человека в школе. Чем раньше происходит осознание себя творцом своего будущего, тем больше шансов на успешную самореализацию у каждого обучающегося.
Финансовая грамотность является одной из составляющих подготовки ученика к взрослой жизни. Создавая условия для практического освоения знаний по основам финансовой грамотности, мы помогаем обучающимся адаптироваться в социуме.
Выбор темы проекта обусловлен пониманием с одной стороны, необходимости формирования самостоятельности у учащихся, с другой стороны, их желанием быстрее стать независимыми от взрослых не только в принятии решений, но и в финансовом плане. К сожалению, подобное желание часто оборачивается проблемами для родителей, поскольку непродуманные финансовые операции детей оплачивать приходится им. Примером могут служить нецелесообразные кредиты, заведомо нерентабельное производство или торговля. Задача учителя создать смоделированные ситуации, на примере которых дети смогли бы увидеть все «плюсы» и «минусы» своего поведения, приобрести необходимые компетенции, проанализировать риски. Форма занятия – деловая игра даёт возможность осуществить эти учебные и воспитательные задачи в непринуждённой обстановке. Эта игра может проводиться как занятие по закреплению тем, изученных на уроках, а также как самостоятельное мероприятие во внеурочной деятельности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Общая характеристика занятия
Образовательная организация
Проект будет реализован в МОУ «СОШ № 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области» для обучающихся 10-11 классов и МАОУ «Лицей гуманитарных наук».
Участники проекта
Педагоги: Наумова Е.А., Наумов И.Я. – учителя истории; Скопцова С.В.- учитель технологии, Пилясов А. Н. – учитель химии в МОУ «СОШ №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области», Арыстанова Б. С. – учитель истории в МАОУ «Лицей гуманитарных наук».
Учащиеся - 10 и 11 класса.
Классные руководители 10-х и 11-х классов.
Предлагаемое занятие проводится в рамках внеурочной деятельности. Предлагаемая форма: деловая игра.
Продолжительность: 45-60 минут.
Образовательная среда: кабинет истории.
Учебно - методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет, раздаточный материал, подготовленный авторами проекта, учебно-методическая литература: Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность. 10-11 классы. Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016, Брехова Ю. В. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 с.
2)Педагогическая характеристика занятия.
Цель: сформировать у обучающихся понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
Предметно-образовательные результаты
Усвоение понятий: инвестиции, банки, виды ценных бумаг, депозиты, процентная ставка по депозитам, дивиденды, потребительский рынок.
Овладение предметными умениями:
• владение основными понятиями по теме и инструментами взаимодействия с
участниками возникающих финансовых отношений;
• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых
решений в процессе учебной деятельности и своей жизни.
Личностные результаты:
• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
Метапредметные образовательные результаты:
- владение информацией финансового характера, своевременный анализ
и адаптация к собственным потребностям;
- постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
- планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
- нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
- анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Описание учебного процесса:
Этапы и типы задания для учащихся
Этап Продолжительность Действия учащихся/учителя
при выполнении заданий или
типы заданий для учащихся
Организационный 10 минут Получают и изучают текст с практической задачей.
Ученики обдумывают пути решения практической задачи.
Обобщают все способы решения практической задачи, выявляют пробелы в знаниях, необходимых для выбора наиболее оптимального решения.
Основной 25-30 минут Учащихся группируются по совпадению выбранных путей решения практической задачи.
Учащиеся составляют индивидуальный алгоритм решения практической задачи
Осваивают понятия: инвестиции, виды ценных бумаг, депозиты, процентная ставка по депозитам.
Исследуют современные рынки ценных бумаг на основании информации официальных сайтов.
Изучают процентные ставки банков по разным вкладам.
Изучают рынок цен на выбранные товары и услуги.
Учащиеся представляют своё решение с обоснованием
Рефлексия 13 мин Сравнивают риски от каждого выбора и делают выводы обоснованности принятого решения.
Осуществляют личностную рефлексию по данным вопросам:
Что мне удалось во время игры?
Какие действия я предпринимал для этого?
Мои ошибки?
Какие причины стоят за этим?
Что мне требуется понять, осмыслить, чтобы не повторять эти же ошибки в будущем?
Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися
Этап Метод Типы заданий контрольно-
измерительных процедур
Организационный Моделирование ситуации
Мозговой штурм
Дерево решений
Практическая задача
Вопросы «мозгового штурма»
Эталон «Дерева решений»
Основной Игровые технологии
Поисковый метод
Кейс-метод
Сравнительный метод,
Отбора и анализа информации,
Моделирование
Презентация Задания кейса
Задания к тексту
Поисковые задания по работе с сайтами банков
Шаблон защиты презентации
Рефлексия Личностная рефлексия
Вопросы саморефлексии3)Методическая характеристика занятия.
В ходе деловой игры предполагается использовать следующие педагогические технологии: игровые, кейс, самонаблюдения.
Методы: поисковый, сравнительный, отбора и анализа информации, моделирования, «мозгового штурма».
Вопросы для педагогической рефлексии:
Освоили ли обучающиеся понятия: инвестиции, виды ценных бумаг, депозиты, процентная ставка по депозитам?
Выбрали ли наиболее эффективные способы вложения средств?
Проанализировали ли риски от каждого выбора?
Нашли ли варианты управления рисками?
Критерии оценки учебных достижений учащихся:
1) качество выполнения практической задачи;
2) качество поиска информации;
3) активность в командной игре «мозговой штурм»;
4) качество анализа информации и сравнения различных источников.
5) рефлексия деятельности по оценке рисков каждого выбора и собственного поведения в процессе игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное занятие призвано сформировать у обучающихся необходимые компетенции для успешной самореализации в профессиональной деятельности, финансовой независимости, способности создавать стратегию планирования своего финансового благополучия в будущем.
Возможность практического применения теоретических знаний, полезна для получения опыта принятия финансовых решений. Особое внимание предполагается уделить формированию алгоритма эффективного поведения. Поиск информации, её сравнение и выстраивание стратегии поведения на её основе должны стать привычными для обучающихся. Особая роль уделяется содержательной рефлексии в процессе которой обучающиеся выявляют риски каждого выбора. Это позволит им проанализировать свою деятельность, оценить просчёты и ресурсы каждого финансового инструмента и задуматься над самосовершенствованием. Данная деловая игра может стать возможностью профориентации для мотивированных обучающихся.
В результате обучающиеся исследовали современные рынки ценных бумаг на основании информации официальных сайтов, изучили процентные ставки банков по разным вкладам и рынок цен на выбранные товары и услуги, научились находить информацию в различных источниках, сравнивать полученные данные и использовать её для решения практических задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения. Международный опыт и российская практика [Электронный ресурс]/ Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЦИПСиР, 2012.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10531Жилкина, А. Н. Финансовый анализ: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. Н. Жилкина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 285 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-5227-8. http://www.biblio-online.ru/book/2B795741-547E-4A58-93BA-EB0DB814E813
Еремина С.В. Основы финансовых расчетов [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Еремина С.В., Климов А.А., Смирнова Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дело, 2016.— 166 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51044
Новиков А.И. Теория принятия решений и управление рисками в финансовой и налоговой сферах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Новиков А.И., Солодкая Т.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 285 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14100.
Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность. 10-11 классы. Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Брехова Ю. В. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Практическая задача
На день рождения Вам подарили 20.000 рублей, во время летних каникул Вы заработали 5 тысяч рублей. Вы можете распорядиться этой суммой так, как считаете нужным. У Вас есть уникальная возможность потратить деньги так, чтобы в будущем стать финансово независимыми от родителей и законных представителей. Вам предстоит принять решение как эффективно распорядиться имеющейся суммой, учитывая эту возможность.
Задание 1. Предложите все возможные способы реализации такой возможности.
Задание 2. Внесите свои предложения в «дерево решений» на доске.
Приложение №2
Задание № 3. Если вы решили положить деньги в банк, перейдите по ссылке:
https://www.vbr.ru/banki/raiting/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_term=rejting_bankov&utm_campaign=rating_bank&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTsxMTY0MDg5MDs4MDQ5MTExMjM7eWFuZGV4LnJ1OnByZW1pdW0 Проанализируйте рейтинг банков.
Выберите три самых рейтинговых банка и перейдите на сайты этих банков по ссылкам.
Изучите варианты вкладов, выберите наиболее подходящий.
Рассчитайте конечную сумму с помощью калькулятора доходности вкладов, перейдя по ссылке http://www.banki.ru/services/calculators/deposits/Примите окончательное решение о размещении вклада и найдите на карте адрес ближайшего отделения банка, в котором Вы собираетесь поместить вклад.
Обоснуйте своё решение.
Приложение №3
Задание №4.
Познакомьтесь с рейтингом крупнейших компаний России, перейдя по ссылке: http://www.rbc.ru/magazine/2015/10/56ba1b8c9a79477d69362202Выберите 3 компании с самым высоким рейтингом.
Если вы выбрали вложение доступной вам суммы денег в ценные бумаги, вам необходимо ознакомиться с данным текстом и сформулировать собственный алгоритм действий по достижению финансовой независимости с использованием принципов инвестирования.
ГРАЖДАНЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
Когда ты выходишь на рынок ценных бумаг, ты становишься инвестором. Любому инвестору для начала необходимо определиться с принципами инвестирования, которых он будет придерживаться в процессе своей работы с инструментами рынка ценных бумаг. Определение принципов инвестирования является одним из самых ответственных этапов в твоей деятельности в качестве инвестора, поскольку их слишком частое, а тем более импульсивное изменение влечёт за собой крупные потери.
Разработка принципов инвестирования должна начинаться с инвестиционного профилирования, в ходе которого необходимо сформулировать цели инвестирования, оценить собственный опыт, определить горизонт (срок) инвестирования, оценить отношение к риску (готов ли ты платить за больший доход большим уровнем риска?), определить долю инвестиций в твоём капитале, учесть свой возраст и определить валюту инвестирования. Результатом данного этапа должна стать выработка стратегии управления инвестициями, включающей в себя набор инструментов инвестирования и их соотношение. После выбора инвестиционной стратегии необходимо приступать к формированию инвестиционного портфеля.
Инвестиционный портфель представляет собой сочетание различных видов инвестиционных активов. В зависимости от методики управления ценными бумагами выделяют активное и пассивное управление инвестиционным портфелем.
Инвесторы, которые выбрали активный подход к управлению капиталом, как правило, ищут недооценённые ценные бумаги (желательно ещё и с высоким уровнем дивидендов) и предполагают частый пересмотр структуры своего портфеля.
Пассивные инвесторы, в отличие от активных, предпочитают выжидательную позицию. Купив ценные бумаги, они ждут момента их погашения.
Одной из ключевых задач формирования портфеля является его разумная диверсификация, а именно распределение инвестируемых средств по нескольким активам (или, проще говоря, разложение яиц по нескольким корзинам). Диверсификация активов, которая проведена с учётом присущих им рисков, способна сократить рискованность общего портфеля.
Управлять собственным портфелем инвестор (или человек, который хочет рискнуть принадлежащими ему свободными деньгами ради получения дополнительного дохода) может как самостоятельно, так и доверив свои сбережения конкретным профессиональным участникам рынка ценных бумаг. В каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы. Так, с одной стороны, любой участник рынка готов вступить с тобой как инвестором в гражданско-правовые отношения на основании договора, который будет предполагать возмездность ваших совместных отношений, что, безусловно, приведёт к падению твоей доходности как инвестора.
На таком фоне невольно подкрадывается мысль: а не начать ли торговать на бирже? В этом случае полученной прибылью ни с кем не придётся делиться. На самом деле и тут есть свои подводные камни. Во-первых, делиться всё равно придётся. Будучи трейдером (участником торговли), ты должен будешь воспользоваться услугами целого ряда субъектов рынка ценных бумаг, среди которых брокер будет основным. Брокер – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, который необходим тебе в том случае, если ты предполагаешь самостоятельно формировать собственный инвестиционный портфель, но заключать сделки от своего имени ты не имеешь возможности. Именно брокер будет совершать сделки с ценными бумагами от имени инвестора и за его счёт. Теоретически ты можешь выйти на биржевую площадку и минуя посредника. Однако для того чтобы стать брокером, необходима лицензия Службы Банка России по финансовым рынкам, минимальный капитал в размере 35 млн руб. и обширный пакет документов. Во-вторых, необходимо понять, что, начиная игру на бирже, ты полностью берёшь на себя всю ответственность по управлению рисками при проведении операций с ценными бумагами. Среди основных рисков, которые инвестор берёт на себя в случае самостоятельного управления, следует выделить ценовой риск (риск снижения стоимости акций или облигаций) и риск дефолта эмитента (риск отказа оплаты номинала облигации организацией, которая их выпустила). Никто не утверждает, что данный риск не несут управляющие компании. Однако в их случае риск распределяется между всего участниками, и, кроме того, у управляющих компаний значительно больше возможностей по диверсификации своих активов.
Поэтому перед выходом на рынок следует тщательно оценить свои возможности. Может быть, всё же имеет смысл пожертвовать 3–4 % годовых за услуги управляющей компании, но довериться профессионалам? Хотя и в этом случае есть свои подводные камни, но об этом поговорим позже. Если после оценки собственных сил ты решил работать на рынке самостоятельно, то рассмотрим необходимые действия в данном направлении. В первую очередь тебе необходимо определиться с инвестиционной компанией, которая будет оказывать брокерские услуги (ведь мы помним, что осуществлять операции непосредственно на рынке инвестор не может). Через Интернет ты можешь выяснить, кто в настоящий момент является крупнейшими игроками на рынке брокерских услуг для населения. Выбрав брокерскую компанию, ты, помимо непосредственно брокерских услуг, получишь дополнительные услуги, часть из которых предоставляется за дополнительную плату. Затраты инвестора, таким образом, будут включать в себя комиссионное вознаграждение брокера (0,008–0,025 % годовых в зависимости от суммы оборота по счёту клиента за день); стоимость ценных бумаг, передаваемых клиенту брокером во временное пользование (10–12 % годовых); открытие счёта депо в депозитарии и проведение расчётов по нему (от 800 руб.); абонентскую плату за использование торговых платформ, с помощью которых клиент будет выходить на рынок.
Каждый инвестор, который работает на рынке, принимает решения на базе проведения анализа рынка ценных бумаг, которые он собирается приобрести.
Но вполне возможно, ты не готов самостоятельно выходить на биржу. В этом тоже есть свой резон. Даже если ты просто решил поднакопить опыт и начать самостоятельное плавание чуть позже. Альтернативой индивидуальному инвестированию может стать коллективное инвестирование. Практика развитых стран свидетельствует, что коллективное инвестирование является одной из наиболее распространённых форм вложения денежных средств. Причин его популярности несколько. Во-первых, значительное число потенциальных инвесторов не располагают ни временем, ни необходимым опытом для самостоятельной работы на фондовом рынке, но в то же время хотели бы приумножить свои сбережения и готовы за определённое вознаграждение воспользоваться для этого услугами профессионалов. Во-вторых, инвестирование через коллективные фонды позволяет осуществить диверсификацию вложений и снизить их рискованность, в том числе при приобретении ценных бумаг малоизвестных или зарубежных эмитентов. В-третьих, мелкий инвестор при коллективном инвестировании экономит на издержках вложений за счёт масштаба организации.
Приложение 4.
Задание 5.
Если Вы решили потратить деньги на покупку конкретного товара, Вам необходимо проанализировать рынок данного товара и выбрать наиболее выгодное предложение. Свой выбор обосновать.
Напишите, как Ваше решение о приобретении товара связано со стратегией финансовой независимости.
Если Вы не стремитесь к финансовой независимости, объясните, почему.
Приложение 5.
Задание 6.
Проанализируйте риски, возможные при реализации выбранной Вами стратегии.
Приложение 6.
Задание 7.
Осуществите рефлексию собственной деятельности во время деловой игры.
Приложение 7.
Информация к размышлению
Некоторые до сих пор не знают, куда выгодно вложить деньги и каким образом получать прибыль от вложений!
Что нужно знать о вложениях? Куда лучше всего вложить деньги?
Что следует знать о том, куда выгодно вложить деньги?
Вложение денег – это всегда риск.
Даже самые надежные банки могут обанкротиться, и получить свои средства обратно может быть непросто. Избежать этого на 100% невозможно, однако можно выбрать наиболее надежное место и убедиться в том, что даже в случае краха организации вы получите назад то, что вложили.
Что нужно учесть человеку, первый раз вкладывающему деньги:
Не следует вкладывать все сбережения в одно место.
Вложение должно быть в обязательном порядке задокументировано.
Это обязательная мера, которая позволит получить свои деньги назад в непредвиденных обстоятельствах.
Обращайте внимание на сроки.
Если вы пожелаете получить свои средства раньше указанного в договоре срока, то можете потерять накопившийся процент.
Выбирайте надежные, проверенные рекомендации.
Посоветуйтесь с друзьями и родственниками, узнайте, куда выгодно вложить деньги.
Вкладывая деньги, следует рассмотреть несколько вариантов и выбрать самый наилучший, подходящий именно для вас.
Текстовая модель эталона «Дерева решений» с пояснениями
Лучшие идеи, куда можно вложить деньги:
1.Банки
Вложение в банк позволяет сохранить деньги и защитить их от инфляции, но накопления получаются весьма скромными – до 10 процентов в год на общую сумму вклада. Подходит в качестве дополнительного способа сохранения и приумножения средств.
2.ПИФыНемногие знают, что такое паевые инвестиционные фонды и опасаются вкладывать в них свои средства, однако зря. Доход от ПИФов средний, но стабильный. За год – два можно получить около 40 % от первоначальной суммы.
3. Недвижимость
Вложение в недвижимость – лучший вариант. Цены на недвижимость могут вырасти и упасть, но они всегда в конце – концов поднимаются, и продажа квартиры в такой момент приносит большую прибыль. Также можно сдавать квартиру или офис в аренду
4.Бизнес
Собственное дело – отличный способов вложить, сохранить и приумножить деньги. Чтобы не потерять средства, необходимо составить четкий, максимально подробный план, взвесить все плюсы и минусы выбрать то дело, которое приходится по душе.
5.Акции и ценные бумаги
За длительный период времени – около 5 лет, вложенные деньги вырастают во много раз, однако чтобы не потерять средства, необходимо иметь некоторый опыт в торговле ценными бумагами, и обладать хотя бы минимальными финансовыми знаниями. Чтобы не прогореть, следует выбрать менеджера, который сделает все необходимое.
6.Металлы: золото, серебро
Для приобретения слитков и монет нужно обратиться в Сбербанк России.
Также можно приобрести обеспеченные золотом ценные бумаги, посетив фондовые биржи. Вложения являются высокоэффективными, однако следует иметь в виду, что при продаже золотых слитков впоследствии, придется уплатить налог в размере 13%.
7.Собственный сайт
Вложения в создания сайта не слишком высоки и целиком оправдывают себя.
Один, хорошо раскрученный сайт может приносить каждый месяц до 40 000 рублей, в зависимости от количества размещаемой рекламы.
8.Венчурный фонд
Венчурные фонды сегодня считаются достойной альтернативой иным финансовым инструментам. Вложения оправдывают себя, но для получения прибыли нужно подождать несколько лет.
9.Собственное развитие
Человек, желающий приумножить свой капитал и зарабатывать большие деньги, никогда не должен забывать о собственном развитии. Вложения в этом случае осуществляются в образование, внешний вид, познание мира – путешествия, семинары и тренинги. Многосторонне образованный человек всегда найдет свое место в мире.
10.Искусство
Приобретая и продавая предметы искусства: картины, первые издания книг, антиквариат, можно заработать много денег. Но для этого нужно разбираться в ценности вещей, уметь отделять зерна от плевел, или прибегнуть к услугам специалиста.
Принимая решение о том, куда лучше вложить деньги, нужно просчитать все варианты возможного развития событий. Чтобы не потерять все свои вложения сразу, в случае отрицательного развития событий, рекомендуется вкладывать деньги в нескольких разных направлениях.
Источник: http://biznesprost.com/rukovodstvo/kuda-vygodno-vlozhit-dengi.html
© biznesprost.com
Сценарий игры
Этап урока Действия учителя Действия учеников Планируемые результаты
Начало урока и организация деятельности учащихся
10 минут Учитель знакомит с темой деловой игры.
Моделирует игровую ситуацию и организует «мозговой штурм».
Учитель просит представить результаты «мозгового штурма».
Учитель знакомит учеников с культурным эталоном «Дерева решений». Обучающиеся знакомятся с темой.
Изучают игровую ситуацию.
Принимают участие в «мозговом штурме» и вырабатывают варианты решения поставленной проблемы.
Ученики представляют результаты «мозгового штурма» на «Дереве решений».
Ученики изучают культурный эталон и корректируют результаты своего обсуждения. Создание мотивации изучения темы. Интеллектуальное и эмоциональное вовлечение в деловую игру.
Формирование коммуникативных и аналитических навыков.
Формирование навыков анализа и сравнения.
Деловая игра
20-35 минут Учитель организует проведение деловой игры и представляет ученикам:
Задания кейса
Задания к тексту
Поисковые задания по работе с сайтами банков
Эталон защиты презентации
Организует проведение презентации
Учащихся группируются по совпадению выбранных путей решения практической задачи.
Обучающиеся составляют индивидуальный алгоритм решения практической задачи. Ученики изучают:
Задания кейса
Задания к тексту
Поисковые задания по работе с сайтами банков
Эталон защиты презентации
Выполняют задания и презентуют свои результаты
Формирование предметных знаний и навыков.
Метапредметных поисковых и аналитических навыков.
Освоили понятия: инвестиции, виды ценных бумаг, депозиты, процентная ставка по депозитам.
Исследовали современные рынки ценных бумаг на основании информации официальных сайтов.
Изучили процентные ставки банков по разным вкладам.
Изучили рынок цен на выбранные товары и услуги.
Рефлексия
13 минут Учитель предлагает осуществить рефлексию и подводит итоги игры Ученики осуществляют рефлексию.
Сравнивают риски от каждого выбора и делают выводы обоснованности принятого решения.
Осуществляют личностную рефлексию по данным вопросам:
•Что мне удалось во время игры?
•Какие действия я предпринимал для этого?
•Мои ошибки?
•Какие причины стоят за этим?
•Что мне требуется понять, осмыслить, чтобы не повторять эти же ошибки в будущем? Осуществили рефлексию и осознали необходимость практического применения полученных навыков и знаний.