Особенности преподавания элективных курсов в информационно-технологическом профильном классе
Особенности преподавания элективных курсов
в информационно-технологическом профильном классе
Содержание школьного образования обладает немалой инертностью. Этому есть свои объяснения, и в целом это - во многом позитивная тенденция. Но даже самое лучшее образование не может оставаться неизменным, не модернизироваться, с тем, чтобы отвечать новым потребностям общества.
Рассмотрим в этой связи основные направления развития целей и содержания обучения информатики в школе.
Как известно, на старшей ступени школы, с одной стороны, завершается общее образование школьников, обеспечивающее их функциональную грамотность, социальную адаптацию личности, с другой стороны, происходит социальное и гражданское самоопределение молодежи. Эти функции старшей ступени школы предопределяют направленность содержания образования в ней на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Ориентация на новые цели и образовательные результаты в старших классах - это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к социальному статусу каждого человека. Наиболее важные среди этих требований - быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданскую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т.д.
В настоящее время в России, как и во всех развитых странах мира, начался постепенный переход к постиндустриальному, так называемому «информационному» обществу. Отличительной чертой постиндустриального этапа развития является перенос центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область информационных процессов и технологий, т.е. смена доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом от индустриального к информационному этапу развития цивилизации. Это приводит к новому пониманию готовности выпускников учебных заведений к жизни и труду в информационном обществе, заставляет переосмыслить традиционные представления о содержании образования, путях его осуществления.
Анализ содержания профессиональной деятельности людей массовых профессий и особенно прогноз ее развития в ближайшей перспективе позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки молодежи в области информатики и информационных технологий.
Растущее значение информационной деятельности оказывает влияние на перераспределение в структуре рабочих мест: происходит: «перекачивание» трудовых ресурсов из материальной сферы в информационную, появляются новые профессии, непосредственно связанные с обработкой информации.
Таким образом, информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. Если это так, то активные курсы по информатике должны учитывать потребности и интересы школьников, обучающихся в разных профилях на старшей ступени школы.
Ясно, что изучение тех или иных информационных технологий станет одной из ведущих линий содержания элективных курсов информатики. Разрабатывая такие курсы, следует иметь в виду, что методика изучения ИКТ во многом меняется.
Во-первых, в целом ряде психологических и дидактических исследований сегодня показало, что эффективность формирования готовности специалиста к применению в своей профессиональной деятельности информационных технологий во многом зависит от уровня сформированности информационной компоненты его мировоззрения, информационного подхода к анализу окружающей действительности.
Во-вторых, известно, что период использования современных технологий, в том числе и информационных, в настоящее время сократился до 3-5 лет. На смену им придут новые, которые специалисту вновь придется осваивать. В этих условиях особенно возрастает роль фундаментального образования, создающего научные основы, базу для освоения новых технологий.
Рассмотрим теперь возможную типологию элективных курсов и особенности курсов каждого типа.
По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Примером такого курса могут служить курсы по сетевым технологиям и информационным основам управления. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные предметы на профильном уровне. Очень много курсов такого типа по информатике: «Учимся проектировать на компьютере» или «Компьютерная графика». Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, подготовиться к сдаче ЕГЭ по предмету на повышенном уровне. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на различные области деятельности человека.
Оценивая возможность и педагогическую целесообразность ведения информационных курсов, следует помнить и о таких важных задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.
Сама суть элективных курсов как компонентов образования, прямо направленных на удовлетворение потребностей и интересов старшеклассников, на формирование новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов, требует иных подходов к их созданию. Об этой особенности элективов не следует забывать, иначе школьники рано или поздно разочаруются в них, и потеряют интерес.
В нашей школе шестой год работает информационно-технологический профиль совместно со школьным университетом ОЦ «Школьный университет» город Томск при ТУСУРе, В рамках данного профильного класса ведется усиленное преподавание информатики до четырех часов в неделю.
Первый разработанный комплекс, состоял из следующих элективных курсов: «Прикладная информатика», «Введение в телевидение», «Видеомонтаж», «Компьютерная графика и дизайн», «Работа со звуком», «Анимация».
Основной целью комплекса элективных курсов является профессиональное ориентирование и начальная профессиональная подготовка учащихся профильных классов средней общеобразовательной школы в сфере телевидения.
Данному направлению соответствует курс «Введение в телевидение». Реализация этою курса предполагает изучение теоретических основ телевидения как профессиональной сферы, включающей целый спектр профессий, а также выполнение практических работ, в которых учащиеся получат опыт следующих видов деятельности: разработка сценария телепередачи, разработка текстов телепередачи, практическая реализация телепередачи, монтаж, озвучивание, сдача теле продукции, организация просмотра.
В процессе обучения учащиеся приобретают начальные знания, умения и навыки таких телевизионных профессий как тележурналист, редактор, режиссер, оператор, звукооператор, теледизайнер, продюсер, аниматор,
При освоении содержания курсов «Видеомонтаж», «Компьютерная графика и дизайн», «Анимация», «Работа со звуком» изучается ряд компьютерных программ, которые являются средством для реализации проекта - создание телерадиопередачи.
При обучении реализуется практико-ориентированный подход, используется проектная методика, работа в группах, экскурсии на местное телевидение, встречи с редактором звукооператором, что, несомненно, интересно учащимся.
Данный комплекс программ элективных курсов призван обеспечить профильную составляющую для профильного обучения по информационно-технологическому профилю.