Педагогическая технология Метод проектов
Содержание
Введение 3
Из истории метода проектов 4
Педагогическая технология «Метод проектов» 6
Понятие проекта, классификация проектов. Этапы проекта. 12
Метод проектов в обучении информатики 15
Метод проектов в обучении математики 20
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Приложения
"Всё, что я познаю, я знаю, для чегомне это надо и где и как я могу этизнания применить"
(Е.С. Полат)
Введение
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
В настоящее время насущным требованием к обучению является построение личностно-ориентированной педагогической системы, поиск и развитие задатков и способностей, заложенных природой в каждом обучающемся.
Ребенок активен и берет из наших обучающих и воспитывающих воздействий только то, что хочет, в соответствии с уже имеющимися потребностями, мотивами и ценностями. Самообучение и самовоспитание намного эффективнее узкоцелевых, прагматичных воздействий педагога, поэтому в данное время технологии обучения должны быть переориентированы с технологий обучения на технологии самообучения и самовоспитания, на развитие способностей в смысле создания необходимых условий для их саморазвития. Сейчас актуально развитие способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности.
Этому требованию как нельзя лучше отвечают современные педагогические технологии практической направленности и в частности метод проектов.
Из истории метода проектов
Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.
В начале нового века в школе внедряются новые методы обучения, возрождаются достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия. Главным таким достижением было выявление принципа саморазвития личности. Его реализация потребовала разработки новых методов обучения, основанных на активности личности. В начале XX века Д. Дьюи и его последователями (Э. Паркхерстом, У. Килпатриком, Е.Коллинсом) был разработан «метод учения посредством делания».
У. Килпатрик определил такой подход к обучению как проектный, и метод получил название «метода проектов». Появились экспериментальные школы, в которых акцент обучения переносился на личность ребенка, на развитие в нем активных творческих начал. В России этот метод получил известность после издания брошюры У. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.)
Технологии проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности ученика и учителя.
Лишь в последнее время в связи с изменениями в современном образовании к методу вновь возник интерес.
Педагогическая технология "Метод проектов"
Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» обучающимися различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучающихся.
В “Российской педагогической энциклопедии“ даётся такое определение метода проектов - это “система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов”.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дают возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и творчество при выполнении учебных заданий.
В основе использования метода проектов лежат три базовых принципа, предложенных Еленой Паркхест:
свобода ребенка;
взаимодействие его с группой детей;
гибкое распределение учебного времени.
Проектная деятельность – часть учебной деятельности, которая интегрирует в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, теоретической и практической деятельности. Эта деятельность несет в себе все свойства деятельности в целом, поэтому она обладает основными признаками и структурой человеческой деятельности.
Исследователи выделяют следующие компоненты психологической динамической структуры творческой проектной деятельности:
мотив,
цель,
этапы,
способы,
предмет,
результат.
Использование метода проектов дает возможность реализовать деятельностный подход в обучении, применять знания и умения, полученные при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения, и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.
Метод проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с обучающимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (соорегаtive learning) подходом к обучению.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
В результате учебной деятельности, организованной по методу проектов, моделируется профессиональная среда коммуникации. Учащиеся приобретают опыт профессионального общения.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Однако, метод проектов возможно использовать, если выполняются определенные условия и требования.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
А.В. Хуторской отмечает: "Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации". У школьников формируются качества исследователя: трудолюбие, аналитический подход к проблеме, аккуратность, самооценка результатов на каждом этапе проектной деятельности, целеполагание и др.
В проектном обучении изменяется роль преподавателя. Он превращается из основного источника и контролера знаний в консультанта, организатора деятельности обучающихся. Педагог имеет широкие возможности осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся, используя различные по уровню сложности проектные задания. П.С. Лернер такой делает вывод: “проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества”.
По замыслу проект должен моделировать обстановку реальной профессиональной деятельности – ставится проблема и ее надо решить в ограниченный срок. В учебном проекте обучающемся дается индивидуальное объемное задание на урок, неделю, месяц, семестр – решить типовую задачу данной проблемной области. Поскольку обучающийся не знаком с предметной областью, для решения задачи ему необходимо изучить в рамках проекта теоретический материал, освоить метод решения, реализовать его в программном средстве, составить письменный отчет и сделать доклад о результатах на публичной защите работы.
В ходе выполнения проектов должны быть достигнуты следующие результаты:
Для учащегося.
1.Формируются и отрабатываются:
Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
Умение работать в группе, в команде
Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.
Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен учебного заведения стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью (приложение №1).
Для учителя.
Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества.
Преподаватель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях.
Повышается уровень преподавателя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта
Преподаватель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма преподавателя.
К слабым сторонам данного метода можно отнести: недостаточность формирования теоретического мышления учащихся; сведение роли учителя только к консультационной; невозможность выработать общие подходы к решению задач.
Понятие проекта, классификация проектов. Этапы проекта.
В работе с помощью методов проектов используются учебные проекты, телекоммуникационные проекты, шоу-проекты и т.д.
Что же такое проект?
Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») –
1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.;
2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.;
3) план, замысел».
Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели.
Проектировать –
1) составлять проект;
2) предполагать сделать что-либо, намечать план.
Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей
Образовательный (учебный) проект – это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предмета, темы, события, явления. Учебный проект – это форма, где ставится цель, планируются и обсуждаются этапы, сроки и методы работы. (приложение №1)
Этапы проекта
разработка проекта темы;
моделирование;
реализация;
анализ выполненного проекта;
защита проекта;
внедрение проекта.
Основные требования к проекту:
1) необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы);
2) выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации;
3) каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
4) результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы;
5) подготовленный продукт должен быть убедительно представлен как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов:
По форме работы: индивидуальные, групповые, коллективные;
По направленности работы: монопредметные (по одному предмету), межпредметные;
По времени реализации проекта: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
По виду деятельности: информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные, ролевые.
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Примеры некоторых форм продуктов проектной деятельности: web-сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, модель, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, справочник, учебное пособие и т.д. Также необходимо выбрать форму презентации проекта. Это может быть, например, деловая игра, демонстрация видеофильма, научный доклад, реклама, соревнование, экскурсия и т.д.
Критериями оценки результатов учащихся являются уровни развития тех или иных компетенций:
владение способами познавательной деятельности; умение использовать различные источники информации,
методы исследования и обработки полученной информации (сравнение, анализ, использование схем, таблиц и др.);
коммуникативные и адаптивные качества;
умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
самоорганизация, выражающаяся в способности ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Целесообразно ограничить время представления проекта и время вопросов и ответов. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной работы, но и тех, кто задавал вопросы.
Метод проектов в обучении информатики
На наш взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для студентов превращается в увлекательную захватывающую деятельность.
Применение метода проектов в практике преподавания информатики в явилось поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно. Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового уровня знаний и умений школьников по информатике.
Обучающиеся приходят к нам из разных школ: сельских, городских.
У одних информатики не было вообще, у других – информатика с 5-го класса, некоторые обучающиеся свободно владеют навыком работы с компьютером в различных программных продуктах. Многие обучающиеся имеют персональные компьютеры дома и считают себя «асами»».Но на деле- это только умение играть, слушать музыку и смотреть видеофмильмы.
Но большинство обучающихся, особенно девочки не имеют понятие о простейших понятиях информатики.
Поэтому для одной части обучающихся информатику необходимо проводить на повышенном уровне, для другой части обучающихся обучение необходимо начинать с понятий, определений, с привития элементарных навыков работы с техническими средствами. В результате построить оптимальный курс обучения становится сложно. Кроме того, знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.
Второй важной проблемой является с одной стороны многообразие сфер применения информационных технологий, от областей искусства до сложных задач моделирования реальных процессов, с другой стороны школьники, собранные вместе в рамках классно-урочной организации обучения и имеющие широкий спектр направленностей и потребностей. Решение задачи приобретения качественных знаний по всему курсу информатики каждым обучающимся видится в оптимальном сочетании его личных направленностей и потребностей с соответствующей областью применения информационной технологии.
Метод проектов дает возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Традиционное ведение занятий предполагает проведение теоретических и практических занятий, причем, как правило, сначала идет изучение теоретического материала, а потом его «закрепление» на практикумах и лабораторных работах. При этом упускается из поля зрения задача, при решении которой и будут востребованы полученные знания и умения.
Такой подход в обучении не способствует мотивации обучаемого и приводит к потере времени и интереса к учебной деятельности. Из своего опыта работы я могу утверждать, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой изучаемый материал не вызовет у них познавательного интереса к предмету. А без него снижается и продуктивность занятия. Содержание, формы, методы и средства обучения, применяемые на уроке должны максимально учитывать индивидуальные особенности ученика и предпочитаемые им способы работы с учебным материалом.
Именно поэтому я решила применять метод проектов на уроках информатики.
Так, изучение темы «Прикладное программное обеспечение» можно разбить на систему проектов, в результате которых обучающиеся приобретают знания и умения по основным прикладным программам. Причем это изучение идет на различных уровнях в зависимости от обученности детей, уровня самостоятельности, желаемых навыков.
Например, при изучении графического редактора Paint можно предложить следующие проекты:
1. Зима – любимое время года.
2. Моя профессия.
3. Летние пейзажи.
Работу над проектами можно сделать как групповой, так и индивидуальной. При групповой работе обучающиеся в качестве защиты проекта создают презентацию работ, которая будет отражать уровень использования возможностей графического редактора. Для обучающихся, хорошо владеющих компьютерной техникой можно предложить изучение других графических растровых редакторов (например, CorelPHOTO-Paint, Adobe Photoshop).
На мой взгляд, наибольший интерес представляет собой проекты, в которых обучающиеся используют несколько видов программ (Word, Paint, Excel), а также знания из других учебных дисциплин, а также профессиональных навыков.
Так, в группах девочек-парикмахеров можно предложить проект «Прическа и форма лица», «Виды макияжа», в которых широко будут использованы знания из предметов: «Материаловедение», «Технология парикмахерских услуг», «Специальный рисунок».
На уроках информатики перед обучающимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта (приложение №3). Ученики могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся. Каждой группе выдается календарь-график работы над проектом в зависимости от его продолжительности, в который участники проекта записывают планируемые сроки работы (приложение №4).
Приведу несколько примеров:
Мой компьютер шагает в ногу со временем.
Оптимальный набор программ для моего компьютера.
Характеристики современного компьютера.
Периферийное оборудование вокруг нас.
Смоделируй свой компьютер.
Опасности сети Интернет.
Тест. Проверка знаний (создание программы).
База данных – это роскошь или необходимость.
Использование проекта должно сопровождаться не только изучением навыков работы в какой-либо программе, но также исследовательской работой, использованием научной литературой.
Во втором полугодии для обучающихся I курса можно предложить проект «Грамотный покупатель»
Обучающимся предлагается провести исследование магазины трех типов (супермаркет «Магнит», рынок и небольшой магазин или ларек). Ребята изучают и сравнивают цены на товары (на примере нескольких товаров), тактические приемы убеждения покупателей покупки товаров, систему скидок, стимулами (дисконтной картой, купонами, возможностью использования других приемов посещения именно этого магазина), расположение в схеме города.
Обучающиеся во внеурочное время изучают эти магазины, обсуждают достоинства и недостатки.
На уроках делают презентацию своего проекта:
В табличном процессоре проводят анализ цен, строят графики сравнения цен, покупательской способности. Вычисляют рост цен (в процентах), находят среднее значение цен на товары по городу.
В текстовом редакторе проводят описание этих магазинов, расположение, схему проезда, приводят права и обязанности покупателей. (для этого можно использовать Консультант-плюс или Internet)/
В растровом или векторном редакторе рисуют эмблему магазина.
На основе этих данных, рисунков, графиков строят презентацию и делают вывод «Где выгоднее всего покупать товары и почему?»
В презентации можно использовать видео- и фото-материал, интервью с покупателями и продавцами.
Целесообразно создавать проекты, которые будут востребованы преподавателями других дисциплин на уроках. При этом обучающиеся сами изучают ту или иную тему, проводят исследование и оформляют в виде презентаций или слайдов.
При изучении темы «Создание графических программ» в среде Паскаль можно предложить проекты, которые будут являться моделями или графическими изображениями-доказательствами теорем и зада стереометрии.
На опыте работы преподавателем математики хочу сказать, что эти программы очень помогают обучающимся при развитии пространственного изображения.
Многие проекты, созданные учащимися будут востребованы и это дает стимул на успешное выполнение работы, повышает значимость учащихся, вызывает у них чувство сопричастности к выполнению важных дел, активизирует их познавательную деятельность
Метод проектов в обучении математики
На уроках математики, также можно использовать учебные проекты. При этом решаются следующие важные проблемы для обучающихся:
Максимальное использование самостоятельной работы как на уроках, так и во внеурочное время
Обучающиеся не просто решают типичные задачи и упражнения, но и развивают творческое мышление.
Во время работы над проектом развивается творческо-экспериментальная работа.
Осуществляется непрерывная связь математики и информатики
Осуществляется развитие навыка работы с дополнительной литературой, пользованием Интернета и других источников информации.
Активно развивается пространственное и логическое воображение.
Из опыта работы преподавателем математики я сделала вывод, что у обучающихся слабо развито пространственное воображение. Поэтому раздел геометрии, который изучается в техникуме дается обучающимся достаточно сложно. К тому же у них очень слабые знания по разделам школьной геометрии. Поэтому здесь уместно, на мой взгляд, воспользоваться учебными проектами.
Обучающимся предлагается следующие темы проектов:
Параллельность в пространстве
Перпендикулярность в пространстве
Многогранники
Призма
Параллелепипед
Пирамида
Тела вращения.
Цилиндр
Конус
Шар.
Над первыми двумя темами работают все обучающиеся в своих группах. При этом они изучают основные свойства параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве. Проекты по многогранникам и телам вращения обучающиеся выбирают сами. При этом не
·обходимо, чтобы в ходе работы и защиты проекта всем телам было уделено внимание.
Приведу описание работы над проектом по теме «Перпендикулярность в пространстве».
Определение цели и направлений проекта. На первом уроке ставится цель проекта. Обучающиеся разбиваются на группы. Разбиение на группы может происходить по желанию. Максимальное количество в группе – 6 человек. В группе должны быть обучающиеся разного уровня знаний. Выделяются основные направления проекта, по которым будет вестись работа:
Изучение свойств перпендикулярных прямых в пространстве;
Изучение перпендикулярности прямой и плоскости;
Изучение понятия перпендикуляра, наклонной и проекции наклонной на плоскость;
Изучение теоремы о трех перпендикулярах (ТТП);
Применение ТТП к решению задач;
Изучение признака перпендикулярности плоскостей.
По каждому направлению можно предложить список задач, необходимых для уяснения понятий (приложение №5)
Изучение основных понятий. В ходе 2-3 уроков ребята своей группой изучают основные понятия. В ходе работы сильные обучающиеся могут помогать слабым и пользоваться консультацией преподавателя.
Выбор темы проекта. Изучив основные понятия, ребята могут определиться с выбором проекта. При работе над проектом, ребята эту тему изучают боле углубленно. При этом строятся модели, которые помогут наглядно сформулировать или доказать теорему, решить задачу. В группах автомехаников возможно использование программирования (в группах по профессии «Автомеханик» программирование изучается на I курсе). Графические программы (например, по теореме о трех перпендикулярах) наглядно позволяют выстроить модель чертежа в пространстве. Решается максимальное количество задач по теме.
Презентация проекта. На презентацию проекта ребята выносят следующие продукты:
название и цель проекта;
краткий конспект темы;
задачи, решенные в ходе проекта (с решением);
основные модели и чертежи для защиты проекта;
задачи, носящие прикладной и профессиональный характер, которые придумали сами обучающиеся с решением и чертежами.
Защита проекта. В ходе защиты проекта обучающиеся проявляют свои знания и навыки, полученные в ходе работы над проектом. При этом защита проекта должна выполнять главную задачу - сформировать у остальных обучающихся знания по данной теме.
Коллективное обсуждение, оценка, выводы. После защиты подводятся итоги о глубине изучения темы, правильности решения задач, выбора видов наглядности и их оформления, привлечение знаний из других областей. Также необходимо отметить активность каждого участника проекта, характер общения и взаимопомощи в группе. Оценивается вся работа, и выставляются оценки всем участникам проекта.
Метод проектов также целесообразно использовать на уроках высшей математики. В частности, при изучении тем:
Комбинаторика.
Статическое и классическое определение вероятности.
Формулы полной вероятности и формула Байеса.
Однако нельзя на уроках использовать только проекты. Так, при изучении большинства тем алгебры и начал анализа следует придерживаться традиционных уроков, которые способствуют развитию навыка решения типичных задач.
Заключение
Метод проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагога, разрабатывающего проект.
Метод проектов дает возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.
В заключение, хочется остановиться на неочевидных достоинствах проектной деятельности. Она позволяет решать некоторые учебные и воспитательные проблемы, другими средствами трудно решаемые.
Актуализация. Одна из самых сложных проблем в обучении – это создание мотивации. Трудно объяснить обучающемуся, который хочет стать автомехаником, зачем решать задачи про бассейн и две трубы. А вот проект увлекает и позволяет актуализировать полученные знания.
Навык создания группы и работы в ней. «Деловые» коллективы, в которых вращается подросток, формируются не им. Компания же друзей, как правило, решает только досуговые задачи. Поэтому формирование группы для совместной работы и деловые взаимоотношения в ней – еще один ценный навык, приобретаемый обучающемся в проектной деятельности. Очень часто подростки с низким социальным статусом, но обладающие навыками и знаниями, в процессе создания проекта становятся ситуативными лидерами.
Навык конкурентной борьбы. В трудовой жизни современного человека встречается все чаще ситуация конкурса: конкурсный прием на работу, конкурсное замещение вакантной должности. Но чем раньше, человек получает такие навыки, тем быстрее учится ориентироваться в специфических условиях, тем более оказывается подготовленным ко взрослой жизни. Впрочем, научиться надо не только достойно проигрывать, но и достойно выигрывать. Атмосфера многих компьютерных конкурсов весьма этому способствует.
Создание готового продукта. Из большого количества навыков, которые пригодятся подростку в любой профессии, есть ситуации, с которыми обучающиеся сталкиваются крайне редко. Одна из них – создание готового продукта. Все работы (сочинения, рефераты и т.п.) воспринимаются, как учебные продукты, которые часто никто, кроме преподавателя, не увидит. Есть здесь несколько исключений: стенгазеты, рисунки, изделия, произведенные на производственной практики. Но в эти вещи, как правило, вкладывается мало интеллектуальных способностей и умений. У обучающегося же должен быть опыт создания востребованной вещи, сделанной к определенному сроку. Хороший проект позволяет изменить самооценку, гордиться результатом своего труда.
Проекты в информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, помогая преодолевать дробность образования. К межпредметным проектам по информатике можно отнести программные комплексы, моделирующие движение тел, физические, химические, биологические процессы и т.д. Метод проектов в информатике позволяет подготовить дидактические и наглядные материалы для учителей-предметников. Метод проектов в информатике характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства.
Как и любая другая педагогическая технология метод проектов имеет ряд недостатков: жесткие временные рамки, изменение позиции учителя, учащиеся вынуждены долгое время проводить за компьютером.
Однако, проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной качеством знаний. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Список использованной литературы
Бухаркина М.Ю, М.В. Моисеева. ПМК-5 - Програмно-методический комплекс.- М.: А/О КУДИЦ, 1993г.-С. 38.
Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования. / Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. – Барнаул: АКИПКРО, 2001. – 569
Intel Обучение для будущего:Учеб.пособие/Под ред. Е.Н.Ястребцевой и Я.С.Быховского. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004. -368Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителя/Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.:КАРО, 2005. – 96 с.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. Академия. 1999.
Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503.
Российская педагогическая энциклопедия: в 2т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.1. М.: Большая Российская Энциклопедия.- 1993.-608с.
Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. – 230 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2002. - 488 с.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – Москва, 1998.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Применение метода проектов в обучении математике/сайт festival.1september.ru/2004-2005 г..
Internet-сайт college.biysk.secna.ru
Internet-сайт pedagog.home.nov.ru
Приложение №4.
Технические данные кабинета
Средства вычислительной техники
Наименование
Характеристика
Кол-во
Системный блок
Intel Celeron (R) 3 ,06 ГГц мГц ОЗУ 1Гб
1
Aquarius Pro 3,06 ГГц ОЗУ 896 Мб
13
Монитор
1. ЖК-дисплей 17” Aquarius
12
2. ViewSonic
1
Клавиатура
Интернет-кнопки,
Genius KB-0138
13
Модем
1
Экран
1
Мультимедийный проектор
1
. Все компьютеры объединены в локальную одноранговую сеть. Имеется выход в Интернет
Приложение №3
Памятка для обучающихся
Проанализируй реальную ситуацию и сформулируй проблему.
Сделай прогноз на основе анализа последствий существования проблемы.
Назови субъектов, заинтересованных в решении данной проблемы.
Сформулируй цель выполнения своего проекта.
Опиши стратегию (технологию) достижения цели.
Обоснуй необходимость тех или иных ресурсов для реализации проекта.
Проанализируй пути преодоления трудностей при выполнении проекта.
Обоснуй ценность своего продукта.
Сформулируй цель презентации и обоснуй выбор жанра.
Сделай вывод на основе полученных данных.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Приложение №1
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УЧАЩИМСЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
При работе над проектом учащийся:
УРОВЕНЬ I
УРОВЕНЬ II
УРОВЕНЬ III
УРОВЕНЬ IV
Постановка проблемы
- называет причины, по которым он приступил к работе над конкретным проектом.
- описывает идеальную с его точки зрения (желаемую) ситуацию,
- указывает на то, что надо изменить в реальной ситуации.
- самостоятельно формулирует противоречие между реальной и идеальной ситуацией, обращая его в проблему с помощью учителя,
- указывает на причины существования проблемы.
-самостоятельно формулирует проблему на основе анализа ситуации;
- указывает на пути решения проблемы,
Целепола-гание и планир-ование
- демонстрирует понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем,
- расставляет в хронологической последовательности шаги (действия), которые необходимо сделать для достижения цели проекта,
- дает описание продукта, который будет получен в результате реализации проекта.
- самостоятельно ставит задачи на основе цели, сформулированной с помощью учителя,
- дает полную характеристику продукта своей деятельности в рамках проекта,
- контролирует соблюдение последовательности действий.
- самостоятельно ставит цель проекта на основании проблемы,
- самостоятельно определяет, какие действия следует пред-принять для решения задач на основе общего подхода (стра-тегии, технологии), выработан-ного совместно с учителем,
-определяет внешнюю (социальную, научную и т.п.) потребность в планируемом продукте,
-оценивает промежуточные результаты.
- предлагает стратегию (технологию, процедуру) достижения цели на основе анализа альтернатив;
- анализирует необходимые ресурсы,
- прогнозирует последствия появления продукта,
- корректирует план на основании оценки промежуточных результатов.
При работе над проектом учащийся:
УРОВЕНЬ I
УРОВЕНЬ II
УРОВЕНЬ III
УРОВЕНЬ IV
Оценка результата
-сравнивает полученный продукт с его описанием,
- определяет, какие новые знания он получил в рамках реализации проекта,
- определяет, какие действия по проекту вызвали трудности и почему.
- определяет соответствие полученного продукта запланированному на основе заранее заданных ему критериев,
-определяет, как изменились его интересы, какие новые знания и умения он получил в ходе реализации проекта,
- обосновывает, что из своего замысла ему удалось реализовать полностью, в чем не достиг успеха и почему.
- разрабатывает критерии оценки качества полученного продукта, оценивает продукт по этим критериям,
- дает рекомендации по использованию полученного продукта,- определяет, какие новые способы деятельности он освоил при реализации проекта.
- обоснованно указывает на сильные стороны своей работы, анализирует причины неудач.
- определяет возможные дальнейшие действия, связанные с полученным продуктом,
- определяет, в чем состоят его основные личные достижения при работе над проектом,
- предлагает пути преодо-ления трудностей и снижения риска неудачи в дальнейшем,
- оценивает степень достижения цели выступления на основе обратной связи с аудиторией.
Поиск информации
- задает вопросы, указывающие на отсут-ствие информации, необ-ходимой для того или иного действия в рамках проекта,
- следует технологии работы с конкретным источником информации, предложенной учителем.
- определяет, какие его знания могут быть использованы при работе над проектом,
- определяет «белые пятна» в имеющейся информации,
- демонстрирует владение технологиями поиска инфор-мации в источнике опреде-ленного типа (источник задает учитель),
- использует бумажные и электронные каталоги.
-определяет общее направление поиска и возможные источники недостающей информации,
- прогнозирует минимальный и максимальный объем информации по тому или иному вопросу, необходимый для выполнения проекта,
- формирует тематические каталоги любым способом, на любом носителе.
- указывает противоречия или неполноту информации, которой он располагает на предпроектном этапе,
- обосновывает свой выбор источников информации по тому или иному вопросу, дает их характеристику,
- вырабатывает критерии для отбора и первичной систематизации информации.
При работе над проектом учащийся:
УРОВЕНЬ I
УРОВЕНЬ II
УРОВЕНЬ III
УРОВЕНЬ IV
Обработка информации
- структурирует полученную информацию в форме и на носителях, предложенной учителем,
- высказывает свое отношение к полученной информации на основе имеющегося опыта,
- делает выводы, касающиеся темы проекта, аргументируя их на основе полученной информации.
- систематизирует и структу-рирует полученную информа-цию в соответствии с принци-пами, определенными совместно с учителем,
- высказывает свое пони-мание (интерпретирует) само-стоятельно полученных дан-ных (статистических данных, свидетельств, расчетов и т.п.),
- определяет необходи-мость той или иной информации для реализации проекта,
- использует полученную информацию для аргумен-тации (опровержения) идей, лежащих в основе проекта
- самостоятельно определяет структуру для размещения полученных данных и сведений,
- интерпретирует полученную информацию в контексте темы проекта,
- дает объяснение выявленным противоречиям в информации и выходящим из общего ряда данным
- сопоставляет информацию, полученную из разных источников,
- делает самостоятельные выводы на основе полученной информации с использованием основных логических операций (анализ, синтез, аналогия).
- предлагает и реализует способы проверки новой для себя или противоречивой информации,
- делает аргументированный вывод на основе информации, полученной из всей совокупности источников.
Письменная коммуни-кация
- соблюдает правила оформления документов (материалов, выводов и т.п.), предложенные учителем,
- демонстрирует владение способами предъявления информации в различных формах (текст, графики, схемы и т.п.),
- соблюдает нормы и прави-ла оформления документа
- определяет цель и аудиторию для предъявления информации,
- использует ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки, резюме).
- самостоятельно определяет адекватные форму и струк-туру предоставления инфор-мации и носители информа-ции, в зависимости от цели ее предъявления и предполагае-мых потребителей продукта.
При работе над проектом учащийся:
УРОВЕНЬ I
УРОВЕНЬ II
УРОВЕНЬ III
УРОВЕНЬ IV
Публичное выступление
- готовит выступление и грамотно рассказывает о цели, ходе или результатах работы по проекту,
- отвечает на уточняющие вопросы.
- готовит по образцу (жанр, форма), предложен-ному учителем, и делает публичное выступление о цели, содержании полученной информации или результатах проекта,
- обращает аудиторию к наглядным материалам,
- отвечает на вопросы, нацеленные на понимание содержания выступления.
- самостоятельно ставит цель публичного выступления,
- самостоятельно выбирает жанр публичного выступления, в соответствии с его целью и характером информации;
- использует общепринятые сред-ства невербального воздействия на аудиторию,
- отвечает на вопросы, направленные на развитие содержания выступления.
- демонстрирует владение способами (риторические, невербальные, логические и т.п.) воздействия на аудиторию,
- отвечает на вопросы, направленные на дискредитацию его позиции,
- организует обратную связь с аудиторией.
Групповая коммуни-кация
-принимает и выполняет правила группового обсуждения, предложенные учителем;
- предлагает группе свои идеи,
- выражает свое отношение к чужим идеям,
- выполняет порученную часть работы, понимая ее значение для общего результата.
- договаривается о правилах обсуждения в группе;
- убеждается в том, что его идея правильно понята другими членами группы,
- задает вопросы, направлен-ные на понимание идей других членов группы,
- самостоятельно определяет свою зону ответственности в работе группы, берет на себя определенные обязанности и участки работ,
- оценивает свой вклад в работу группы.
- высказывает свои ожидания от группового обсуждения,
- использую эффективную процедуру группового обсуждения,
- развернуто аргументирует свои высказывания,
- подвергает аргументированной критике идеи других членов группы,
- указывает собеседнику на точки совпадения и расхождения мнений
- использует идеи других членов группы для развития своих идей;
- оценивает успешность работы группы.
- определяет цель группового обсуждения, оценивает ее достижение,
- корректирует цель и содержание коммуникации в зависимости от полученной обратной связи;
- оценивает эффективность процедуры группового обсуждения и предлагает новую процедуру, в случае необходимости;
- оценивает эффективность распределения ролей и вклад каждого участника в результат работы группы
Приложение №5
Календарь работы над учебными проектами.
№
Содержание работы
Сроки
Исполнитель
Контроль
Примечание
1
Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и жанры будущих проектов.
2
Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и прочее).
3
Формирование проектных групп, оформление заявок на осуществление проекта.
4
Обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
5
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.
6
Поисковый этап. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций.
7
Организационно-консультативное занятие: промежуточные отчеты учащихся (презентация идей будущих проектов и сообщение о ходе работ).
8
Индивидуальные групповые консультации по правилам и оформлению проектных работ. Помощь обучающимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта.
9
Регулярные консультации по содержанию учебных проектов, помощь в систематизации и обобщении материалов.
№
Содержание работы
Сроки
Исполнитель
Контроль
Примечание
10
Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности.
11
Репетиционно-консультационное занятие: “предзащита” проектов.
12
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
13
Формирование групп оппонентов, рецензентов и “внешних” экспертов.
14
Подготовка к публичной защите проектов.
15
Защита.
16
Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Приложение №5
Список задач по теме «Перпендикулярность в пространстве»
Изучение свойств перпендикулярных прямых в пространстве;
Прямые АВ, АС и АД попарно перпендикулярны. Найдите отрезок СД, если АВ=3 см, ВС = 7 см, АД = 1,5 см.
Прямые АВ, АС и АД попарно перпендикулярны. Найдите отрезок СД, если ВД=9 см, ВС=16 см, АД=5 см.
Доказать, что через точку, не лежащую в данной плоскости, нельзя провести боле одной прямой, перпендикулярной данной.
Телефонная проволока длиной 15 м протянута от телефонного столба, где она прикреплена на высоте 8 м от поверхности земли, к дому, где ее прикрепили на высоте 20 м. Найдите расстояние между столбом и домом, предполагая, что проволока не провисает.
Верхние концы двух вертикально стоящих столбов, удаленных на расстояние 3,4 м, соединены перекладиной. Высота одного столба 5,8 м, а другого 3,9 м. Найдите длину перекладины.
Изучение перпендикулярности прямой и плоскости;
Отрезок длиной 1 м не пересекает плоскость, концы его удалены от плоскости на 0,5 м и 0,3 м. Найдите длину проекции отрезка на плоскость.
Из точек А и В опущены перпендикуляры на плоскость (. Найдите расстояние между точками А и В, если перпендикуляры равны 3 м и 2 м, расстояние между их основаниями равно 2,4 м, а отрезок АВ не пересекает плоскость.
Доказать, что через данную точку можно провести одну и только одну перпендикулярную ей плоскость.
Изучение понятия перпендикуляра, наклонной и проекции наклонной на плоскость;
Из точки к плоскости проведены две наклонные, равные 10 см и 17 см. Разность проекций этих наклонных равна 9 см. Найдите проекции наклонных.
Из точки к плоскости проведены две наклонные, равные одна из которых на 26 см больше другой. Проекции наклонных равны 12 и 40 см. Найдите наклонные.
Из данной точки к плоскости проведены две равные наклонные длиной 2 м. Найдите расстояние от точки до плоскости, если наклонные образуют угол 600, а их проекции перпендикулярны.
Из точки, отстоящей от плоскости на расстоянии 1 м, проведены две равные наклонные. Найдите расстояние между основаниями наклонных, если известно, что наклонные перпендикулярны и образуют с перпендикуляром к плоскости углы, равные 600.
Расстояние от данной точки до плоскости треугольника равно 1,1 м, а до каждой из его сторон 6,1 м. Найдите радиус окружности, вписанной в этот треугольник.
Стороны равностороннего треугольника равны 3 м. Найдите расстояние до плоскости треугольника от точки, которая находится на расстоянии 2 м от каждой из его вершин.
Дан равнобедренный треугольник с основанием 6 м и боковой стороной 5 м. Из центра вписанного круга восстановлен перпендикуляр к плоскости треугольника длиной 2 м. Найдите расстояние от конца этого перпендикуляра до сторон треугольника.
Изучение теоремы о трех перпендикулярах (ТТП);
Применение ТТП к решению задач;
Из вершины равностороннего треугольника АВС восстановлен перпендикуляр AD к плоскости треугольника. Найдите расстояние от точки D до стороны ВС, если AD= 13 см, ВС= 6см.
Расстояние от точки А до всех сторон квадрата равны а. Найдите расстояние от точки А до плоскости квадрата, если диагональ квадрата равна d.
Из вершины А прямоугольника ABCD восстановлен перпендикуляр АК к его плоскости, расстояния от конца К которого до других вершин равны 6 м, 7 м и 9 м. Найдите длину перпендикуляра АК.
Из вершины квадрата восстановлен перпендикуляр к его плоскости. Расстояния от конца этого перпендикуляра до других вершин квадрата равны а и b (a
Изучение признака перпендикулярности плоскостей.
1.Доказать, что если прямая, лежащая в одной из двух перпендикулярных плоскостей, перпендикулярна линии их пересечения, то она перпендикулярна и другой плоскости.
2. Точка находится на расстояниях а и b от двух перпендикулярных плоскостей. Найдите расстояние от этой точки до прямой пересечения плоскостей.
3. Из точек А и В, лежащих в двух перпендикулярных плоскостях, опущены перпендикуляры АС и ВД на прямую пересечения плоскостей. Найдите длину отрезка АВ, если АС=6 м., ВД = 7 м, СД=6 м..
4. Из точек А и В, лежащих в двух перпендикулярных плоскостях, опущены перпендикуляры АС и ВД на прямую пересечения плоскостей. Найдите длину отрезка АВ, если АС=6 м., ВД = 4 м, СД=12 м..
13PAGE 15
13PAGE 14415
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
I.
Сбор и анализ информации (исследование проблемы)
Выбор проблемы
Изучение основных понятий
Сбор информации
Анализ информации
Приложение №2
Разработка собственного варианта решения проблемы
Рефлексия
Презентация
Составление портфолио
Собственное участие
Консультация с преподавателем или другими людьми
Реализация плана действий
Подготовка учащихся к работе над проектом
Структура работы над проектом
Заголовок 1Заголовок 215