Повышение интереса учащихся к урокам географии через метод проектов в системе интегрированных технологий.


Повышение интереса учащихся к урокам географии через метод проектов в системе интегрированных технологий.
Использование межпредметной интеграции на уроках с включением проектной деятельности, может сформироваться активная познавательная деятельность и целостная картина мира у учащихся, понимание связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Способности и возможности всех его субъектов, нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
В своей работе использую несколько типов проектов в зависимости от ряда типологических принципов:
по количеству участников - индивидуальные или групповые;
по содержанию и привязке к учебным дисциплинам - монопредметные и межпредметные;
по продолжительности проектной деятельности применяю краткосрочные (мини-проекты), недельные и годичные проекты;
по доминирующему виду проектной деятельности - информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные) проекты.  Монопроекты применяю на уроках совместно с другим предметом, где используется информация из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель географии, консультантом — учитель другой дисциплины.
Интегрированная экскурсия на молочный цех ИП Оганесян села. Ребята были разбиты на группы, и каждая имела свое задание по географии, химии, экологии, краеведению.
На уроках географии и во внеклассной работе применяю мини-проекты, недельные проекты, годичные проекты выполняются в группах и индивиду-ально и в кружке «Эколог».
Продукты проектной деятельности, которые использую на уроках географии и внеклассной работе: анализ данных социологического опроса, атлас, атрибуты несуществующего государства; бизнес-план; газета; игра; карта;
коллекция; мультимедийный продукт; оформление кабинета; прогноз; путеводитель; серия иллюстраций; сравнительно-сопоставительный анализ; статья; сценарий; экскурсия; путешествие.Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности на уроках географии и внеклассной работе:
1) дневник путешествия по природно-культурным местам Башкортостана;
2) бортжурнал «путешествий» по родному краю;
3) мультимедийные презентации « Мой край родной»;
4) инструкция «Правила поведения туриста на экотропе»;
5) газета « Моя малая Родина».
6) анализ погоды с. Нижнеулу-Елга...
Виды презентационных проектов, которые применяю на уроках географии и внеклассной работе: деловая игра, продукта, выполненного на основе информационных технологий, исследование на экотропе, иллюстрированное сопоставление фактов, карт,
научная конференция, научный доклад, отчет исследовательской экспедиции,
пресс-конференция, путешествие, реклама, ролевая игра,экскурсия…
Примеры удачных презентаций проектов на уроках географии и во внеклассных работах носят интегрированный характер:
1) сценарии «Памяти Ломоносова», «Экологическая тропа по родному краю»;
 2) пресс-конференция участников экспедиции на неизвестный материк;
 3) путешествие по рекам Башкирии и Ермекеевского района;
 4) эссе «Глобальные проблемы человечеств и я»;
 5) ролевая игра «Путешествие из с. Нижнеулу –Елга в с.Зингереево»;
 6) отчет исследовательской экспедиции по экотропе по изучению биоразнообразия;
 7) заочное путешествие «Чудеса Башкортостана»;
 8) проекты «День без географии», «Наш дом-Земля»;
9) экотропа «Изучение медоносов Коровьего оврага с.Нижнеулу –Елга»;
10) фотовыставка «Мир моими глазами»;
Преимущества применения проектного метода
1. Работа над проектами стимулирует познавательную внутреннюю мотивацию и способствует повышению интереса к предметам.
2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.
Первая - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынужденно проводят время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен неблестяще, но для таких детей это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.
Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы.
Третья группа - это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.
3. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам.
4. У учащихся, выполняющих проекты, сформированы проектные умения работать в автономном режиме.
5. Повышается уровень активности школьников и качеств знаний в предметных областях.
6. Обучающиеся участвуют с проектами на муниципальных этапах олимпиады по экологии, где занимают призовые места и награждаются дипломами:
1) интегрированный проект «Мёд-настоящее чудо природы» с химическим анализом мёда с различных пасек села, о его пользе, о методах и результатах определении его качества;
2) интегрированный проект «Мониторинг по исследованию почв с. Нижнеулу-Елга» с химическим и физическим анализом плодородия почв с разных участков села;
3) экологические проекты « Исследования экологического состояния пришкольного участка»;
4) интегрированный проект «Родник Султанка-источник жизни» с химико-физическим и географическим анализом питьевой воды села Нижнеулу-Елга;
5) «Овраг Пата кущ» с историческим, химико-физическим и географическим анализом оврага и святого источника в нём, результаты исследования отразились в статье энциклопедии Башкортостана, вследствии этот источник стал культурным наследием села, на месте него построили
часовню.
6)«Мониторинг реки Ря» с химико-физическим и географическим , биологическим анализом воды в реке.
Перспективы развития и использования опыта в увеличение доли проектов исследовательского характера; дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий для создания проектов; проведение семинаров-практикумов.