Мерки для построения чертежа фартука. Построение чертежа фартука в М 1:4.
Проект урока по технологии для учащихся 5 класса. ФГОС ОООМальцева Елена Васильевна, учитель технологии МКОУТСОШ, р.п. Тальменка.
Тема: Мерки для построения чертежа фартука. Построение чертежа фартука в М 1:4. Образовательные результаты. Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе: умение общаться при коллективном выполнении работ; проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности. Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе: -самостоятельное определение цели своего обучения; -планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; -организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; - оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; -диагностика соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства. Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере: -овладение средствами и формами графического отображения объектов, правилами выполнения графической документации; -формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; -в трудовой сфере: -подбор инструментов, приспособлений, оборудования с учётом требований технологии; - выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм; -контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям; в мотивационной сфере: -оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; - осознание ответственности за качество результатов труда; -формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями; в эстетической сфере: - овладение методами эстетического оформления изделий, чертежей; -рациональное и эстетическое оснащение рабочего места; в коммуникативной сфере: установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы; в физиолого-психологической сфере: - достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, практическая работа. Формы работы: фронтальная, групповая. Межпредметные связи: история (краеведение): сведения из истории костюма; математика: расчёт конструкции по формулам для построения чертежа фартука, измерение фигуры; черчение: понятия «эскиз», «чертёж», «масштаб»; экономика: деньги для покупки ватмана, ткани, ниток; бюджет семьи. Тип урока: комбинированный. Наглядные пособия: Учебники «Технология» 5 класс; образцы фартуков; иллюстрации с моделями фартуков; иллюстрации русского народного костюма; чертёж фартука; инструкционные карты по изготовлению чертежа фартука в М1:4; манекен. Оборудование: сантиметровые ленты, тесьма для опоясывания талии, рабочая тетрадь, масштабная линейка, простой карандаш.
ТСО: компьютер, проектор для демонстрации презентации к уроку.
Место проведения занятия: кабинет технологии.
Продолжительность занятия: 80 мин.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД предметные УУД универсальные
Организационная часть (2мин.) Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих учащихся в классном журнале с помощью дежурных учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствуют учителя, сообщают об отсутствующих в классе. Подбор материалов с учётом характера труда; рациональное и эстетическое оснащение рабочего места. Рационально организовывать рабочее место.
Вводный инструктаж. Построение ориентировочной основы действий обучающихся (8 мин.) Актуализирует знания, полученные в этом учебном году на уроках технологии. Задаёт вопросы: Какие разделы вы изучали в этом учебном году? Сегодня, на уроке, мы начинаем изучение раздела «конструирование и моделирование». Этот раздел знакомит с измерением фигуры человека, построением чертежей швейных изделий и изготовлением выкроек. Одевают ли фартуки ваши родные при приготовлении пищи? Какие ткани мы изучали в этом учебном году? Какими свойствами обладают эти ткани? Какая ткань подходит для изготовления фартука и почему?
Создание проблемной ситуации.
Частный случай. (Приложение 1) Какие ошибки допустила Оля, выбирая ткань? Что нужно было сделать перед раскроем фартука, чтобы он подходил маме по размеру?
______________________________
Организует и проводит дискуссию.
Определяет решение проблемы.
Формулирует цель учебной деятельности на данном этапе.
Сегодня на уроке мы будем снимать мерки и строить чертёж фартука в М 1:4.
Отвечают на вопросы, принимают участие в беседе.
______________________________
Знакомятся с текстом частного случая, отвечают на вопросы, высказывают свои мнения, аргументируют свои высказывания, принимают единое решение, готовят спикера.
Спикер представляет решение возникшей проблемы: « Что нужно сделать перед тем, как шить фартук». Распознают виды и назначение материалов, применяемых в технологическом процессе; оценивают технологические свойства сырья, материалов; высказывают различные точки зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументируют свою точку зрения; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач.
Классифицируют методы преобразования материалов, технологию производства объекта труда; планируют технологический процесс и осуществляют подбор материала с учётом характера объекта труда. Овладевают знаниями по использованию материалов, необходимыми для создания продуктов труда; знакомятся с технологическими понятиями, технологическими свойствами и назначением материалов; выбирают материалы для выполнения работы. Знакомятся с технологией обработки материалов для получения объекта труда. Составляют последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия. Определяют цели и направление учебной деятельности.
Изложение нового материала (30 мин.) Сообщает сведения из истории фартука (приложение 2).
Знакомит с инструментами и принадлежностями для измерения фигуры и построения чертежа фартука. Мерки надо снимать точно, иначе чертёж получится неправильным. Для снятия мерок служит сантиметровая лента, её изобрёл в 1810 г. французский портной, а до этого мерки снимали ладонями, локтями. Знакомит с понятиями «конструирование», «манекен», «масштаб», «чертёж», «мерки». Показывает расположение основных точек и линий на фигуре человека, используя учебный манекен. Знакомит с правилами снятия мерок, используя таблицу «Конструирование и моделирование рабочей одежды». Демонстрирует презентацию «Снятие мерок и их запись». Знакомит с профессией закройщик.
Физкультминутка (2 мин.) (приложение 3)
______________________________Проводит текущий инструктаж по снятию мерок, показывая приёмы измерения на ученице. Объясняет последовательность и форму записи результатов измерения.
Объясняет систему выставления оценок за работу. Слушают учителя, смотрят иллюстрации русского народного костюма, сообщают известную им информацию.
Задают вопросы, знакомятся с инструментами и принадлежностями для работы по измерению фигуры и построению чертежа изделия. Знакомятся с основными точками и линиями на фигуре человека, используя учебный манекен. Знакомятся с правилами снятия мерок и построения чертежа фартука, изучая таблицу и просматривая презентацию. Узнают сведения о профессиях людей, связанных с измерением фигуры, построением чертежей, изготовлением выкроек.
Выполняют упражнения, предложенные учителем.
_____________________________
Слушают учителя, изучают приёмы измерения, последовательность и форму записи мерок, а также систему выставления оценок. Овладевают формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства. Подбирают инструменты, приспособления с учётом требований технологии; выполняют технологические операции с соблюдением установленных норм; документируют результаты труда. Осознание ответственности за качество результатов труда; формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями. Умение устанавливать рабочие отношения в группе для выполнения практической работы в группе. Развитие координации движения рук, достижение необходимой точности движений при выполнении технологической операции. Овладевают навыками применения ручных инструментов и приспособлений. Знакомятся с основными технологическими понятиями, назначением применяемых ручных инструментов, профессиями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них. Учатся выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов.
Практическая работа (30мин.) Задание 1
Предлагает выполнить работу в форме деловой игры «Ателье мод». Учащиеся делятся на группы по два человека (заказчик и закройщик). Закройщик снимает мерки. В процессе выполнения работы ученицы меняются ролями. Контролирует и проверяет правильность выполненной работы по снятию мерок и записи результатов измерения. Выставляет оценки за работу.
Мы построим чертёж фартука в М 1:4. Какой получится чертёж? Задание 2
Проводит текущий инструктаж по правилам построения чертежа фартука.
Объясняет работу с инструкционной картой (Приложение 4).
Знакомит с аналогичной работой в учебнике, показывает приёмы выполнения работы на доске. Проверяет чертежи фартуков в тетрадях учащихся, выставляет оценки за работу. Измеряют друг друга, записывают результаты измерения. Корректируют записи после проверки учителя.
Чертёж будет уменьшенный в 4 раза
Слушают учителя, отвечают на вопросы, знакомятся с инструкционной картой и аналогичной темой в учебнике. В рабочей тетради записывают формулы расчёта, выполняют расчёт конструкции по своим меркам, строят чертёж, используя простой карандаш и масштабную линейку. Овладевают формами и средствами графического отображения объектов, правилами выполнения графической документации, овладевают методами чтения чертежа. Формируют умения устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач. Планируют технологический процесс и процесс труда; подбирают инструменты с учётом требований технологии. Выполняют технологические операции с соблюдением установленных норм; соблюдают трудовую дисциплину; контролируют промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям с использованием измерительных инструментов. Рационально оснащают рабочее место. Устанавливают сотрудничество со сверстниками и учителями в процессе работы. Развивают моторику и координацию движения рук при работе с ручными инструментами; сочетают образное и логическое мышление.
Овладевают навыками применения ручных инструментов и приспособлений. Знакомятся с назначением применяемых ручных инструментов. Применяют конструкторскую документацию, конструируют изделие. Осуществляют измерительными средствами контроль качества изделия; находят и исправляют допущенные дефекты.
Подведение итогов работы занятия (8 мин.) Учитель обсуждает с классом, насколько удалось реализовать все задачи урока. Отмечает успехи и недостатки. Задаёт вопросы: Что нужно сделать перед шитьём фартука? Что такое мерки? Что называют конструированием? Что называют чертежом? Выявляют возникнувшие трудности, пути их преодоления. Дают оценку своей работе. Отвечают на вопросы. Договариваются о времени дополнительного занятия (если есть необходимость). Убирают рабочие места.
Овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства. Овладение методами конструирования. Контроль конечных результатов труда по установленным критериям; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности. В результате обучения учащиеся овладели навыками применения ручных инструментов. Получили возможность ознакомиться с видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций. Получили возможность выполнить по установленным нормам конструирование изделия; находить и устранять допущенные ошибки. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Информация о домашнем задании (2 мин.) Рекомендует повторить сведения, изученные на уроке; приготовить сообщения о профессиях закройщик, модельер; нарисовать 3 разных вида фартуков в тетради. Принести ватман, простой карандаш, линейку для изготовления выкройки фартука. Записывают домашнее задание. Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; назначение материалов, инструментов применяемых в технологических процессах. Практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности. Овладение умениями ориентироваться в мире профессий. Понимание ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирование эстетической среды бытия.
Приложение 1
Частный случай
Скоро у мамы день рождения. Оля захотела сделать ей необычный подарок. Купить что-то в магазине на деньги мамы Оля не захотела. Она решила сделать что-то своими руками. Обедая, она обратила внимание на старенький мамин фартук и решила изготовить ей новый красивый и нарядный. Когда мамы не было дома, Оля нашла в шкафу очень красивую ткань гладкую и блестящую. Она вспомнила, что мама называла её шёлком. Вот будет красивый и нарядный фартук, подумала девочка. Она вырезала из неё квадрат, пришила к нему полоски. Но пока она выкраивала и пришивала, ткань стала осыпаться по краям, полоски получились не очень ровные, да и сам фартук кривой и маленький. Оля очень расстроилась. Такой фартук в подарок не годится!
Приложение 2
Из истории фартука
Фартук (передник) – широко распространённая и почти не изменяющаяся часть одежды с древних времён до наших дней. Названия передников отмечаются в письменности с XVII в., более древние свидетельства касаются лишь слова передовик. Значение слова «передник» сочетается со значениями «завеса», «занавес». От общеславянского глагола запинати (закрывать, задерживать), возникло название запон, которое обозначает закрытый передник. Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара и др. К концу XIX века фартук становится основой русского народного костюма. Он шился из различных тканей домашнего и фабричного производства: льняных, хлопчатобумажных, шёлковых и шерстяных. Праздничные передники шились из белой льняной, хлопчатобумажной ткани домашнего производства, богато украшались лентами, полосками цветной ткани, вышивкой красного цвета с растительной символикой и геометрическими фигурами. Будничные передники изготавливались из более грубого холста, чем праздничные, и обычно не украшались. Передник на проймах с рукавами назывался занавеска, запон, запаска, завеска. Завеска – передник, принадлежность женского праздничного и будничного костюма. Такой передник шился с рукавами и широкими проймами. Заднее полотнище могло быть коротким или длинным. Переднее полотнище достигало колен. Вырез для головы имел прямоугольную или овальную форму. Запон - шился из одного полотнища ткани, перегнутого по утку и сшитого по бокам до пройм. Занавески на кокетке состояли из кокетки и широкого полотнища ткани, которое собиралось на сборку и пришивалось к кокетке. Передник, повязанный на талии, назывался передница или фартук. Передник с грудкой назывался запон с нагрудкой. Занавески были девичьей и женской одеждой русских крестьянок. Девушки надевали занавески на рубахи или на сарафаны, замужние женщины – поверх рубахи и понёвы. Традиционный фартук сохранялся в качестве праздничного одеяния вплоть до середины XIX века. В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, мужские, женские, детские. Основные требования, которые предъявляются к фартукам и, конечно ко всей современной одежде,- практичность и эстетичность. В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность.
Приложение 3
Упражнения для физкультминутки
1 Исходное положение – сидя на стуле, голова опущена, руки за голову, пальцы переплетены, прогнуться, откинув голову назад. (Темп медленный, повторить 2-3 раза)
2 Сидя на стуле, руки на поясе, руки к плечам, кисть в кулак, руки вверх, потянуться, кисти выпрямить, руки к плечам, кисти в кулак, «уронить» руки вниз. (Темп медленный, повторить 2-3 раза)
3Сидя на стуле, руки опущены, поднять плечи, опустить. (Темп средний, повторить 3-4 раза).
4 Сидя на стуле, наклон влево, наклон вправо. (Темп средний, повторить 3-4 раза).
5 Сидя на стуле, руки опущены, ноги, согнуты в коленях, поднять пятки, опустить, поднять носки, опустить. (Темп средний, повторить 3-4 раза).
Приложение 4
Построение чертежа фартука
В В1 С С1 Т Т1 К-
Н Н1К 1
К 2
К 3
К 4
ТТ1= Об:4+10 – ширина фартука
ТН=Ди – длина фартука
ТТ1Н1Н – прямоугольник
ТС=Т1С1=3
СС1 – горизонтальная линия – это линия перегиба
СВ=С1В1=3
ВВ1 – горизонтальная линия – линия кулискиТК=КК1=7- расстояние от средней линии до кармана
К1К2К3К4 квадрат со стороной 15 см – карман
Ширина- 5см; длина- От:2+30 - пояс завязка.