Разработка урока на тему Отделка фартука 5 класс
Тема: Отделка фартука
Класс: 5А
Учитель: Масагутова Г. Ф.
Цель урока: дать общее представление об отделке фартука
Задачи:
Формировать представление о способах отделки изделия, ее назначении.
Ознакомить с различными видами декоративного оформления швейных изделий.
Развивать наглядно-образное мышление, познавательную активность.
Раздаточный материал: ткань, ленты, карта контроля, тренинг для глаз инструктаж по ТБ, инструкционная карта «Изготовление цветка», ребусы, тест «Цвет дня».Наглядный материал: девиз урока; высказывание Монтексье; образцы различных видов отделок; раскладушки «История одежды», «Вышивание лентами», «Гильоширование», «Стили», «Вышивание бисером», «Аппликация», «Вышивка»; презентации «Виды отделок», «История одежды». Технические средства обучения: компьютер.
Литература: электронный учебник по технологии, журналы «Бурда», энциклопедии по вышивке крестом, вышиванию лентами, фриволите, вышиванию бисером.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
Ученикам предлагается выбрать цвет, который соответствует их настроению. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению.
- Нацеливание, работа над словарными словами:
«Свиток» - разгадайте зашифрованные в этом свитке название словарных слов, которые будут звучать на протяжении всего занятия.
Словарные слова: отделка, лента, батик.
2. Устный фронтальный опрос с элементами демонстрации
(На столе стоит сундучок)
Нынче к нам на наш урокПоутру невесть откуда,Глянь-ка, прислан сундучок –Чудо, цвета изумрудаИ окован серебром…Гляньте: грамотка на нем!Мы сейчас ее прочтём.(достаю грамоту и читаю). Здесь дружок таится клад,И сокровища лежат.А какие угадай,А потом и открывай!
– Давайте подумаем, что за сокровища в нём лежат?Сундук-то старинный… Может, мы найдём в нем кружева или яркие вышивки? Итак, открываем короб! Вот так славный товар! Ах, так что же это? Ваша задача, определить какой вид отделки на этом изделии? (Учитель достаёт поочерёдно изделия, дети называют виды отделки.) Народные умельцы творят своими руками чудеса! 2014 год - объявлен годом культуры в России и в Башкортостане, в связи с этим по всей России будут проходить различные выставки, такая выставка будет проходить и в ДД(Ю)Т в апреле , где вы сможете увидеть работы умельцев нашего города и района, которые выставят работы различных видов рукоделий.
3. Изучение нового материала
Тема сегодняшнего занятия «Отделка фартука».
Отделка – вот вкуса хорошего проявление.
Какое по этому поводу ваше мнение?
Фартук можно отделать тесьмой-
Пестрою или одноцветной полосой.
Можно сутажом и шитьем вышивать,
Узоры на фартук из лент составлять.
Будем учиться со вкусом отделку подбирать,
Навыки рукотворчества преобретать.
Девиз урока: «Для умелой руки все работы легки» (ученики должны объяснить значение пословицы).
В ходе предыдущих уроков вы познакомились с элементами отделки на изделиях, а сегодня во время практической работы выберите оформление изделия – украшение лентами.
– А сейчас перенесёмся в прошлое! Украшение на одежде известны от каменного века и до нашего времени.Стремление к красоте – одно из тех свойств, которые во все эпохи было присуще человеку. Красивая внешность помогала ему ощутить себя нужным и желанным в кругу тех людей, с которыми он общался. Недаром во всех религиях мира люди наделяли своих богов вечной молодостью и красотой. И из века в век одним из важнейших элементов внешней красоты служила одежда.
Одежда – совокупность изделий (чаще тканые или вязаные из различных материалов), которые люди надевают на себя для прикрытия тела.Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых.
Одежда - одно из древнейших изобретений человека. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора. Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов. С появлением ткачества, одежда изготовлялась из ткани.
Вначале 11 века ткани были уже более высокого качества. Молодые дамы носили длинные платья с длинными прилегающими рукавами, украшенными несложными цветными узорами.Туфли делались из мягкой кожи и вышивались.
Уже в конце XVI платье дамы имеет длинный облегающий лиф. Глубокое декольте отделано кружевными оборками. Прямые рукава доходят до локтя и оканчиваются широкими кружевными манжетами-оборками. К выходным нарядам обязательно надевались высокие, до локтя, перчатки из шелка.
Мода конца 19 века отличалась страшной расточительностью. Предпочитали шифон, крепдешин, кружева и другие просвечивающиеся материалы. Нижнюю юбку шили всегда из шелка и во время ходьбы она издавала лёгкий шелест. Кружева, вышивки, блёстки, сутажи, воланы, рюш, плиссе – все это служило для украшения одного платья.В наши дни очень широко используются различные отделки.Отделки дополняют и украшают изделия, подчёркивают те или иные фасонные линии, иногда отделочные функции в них сочетаются с чисто утилитарными (отделка пуговицами, застёжкой-молнией, и т.п.). Сейчас в качестве отделок используют чаще всего всевозможную фурнитуру (пуговицы, “молнии”, пряжки и т.п.) и разные отделочные материалы (тесьму, шнур, сутаж, ленты, кисти, кружева, шитье), а также цветы, трикотаж, натуральные и искусственные меха и кожу. Широко применяется отделка платьев различными аппликациями, мережками, вышивкой, которую выполняют шерстяными и шёлковыми нитками, бисером, стеклярусом. Наконец, большое распространение имеет ещё одна группа отделок, выполняемых из основной или отделочной ткани.
Давайте рассмотрим некоторые виды отделок:
1. Защипы – мелкие складочки, строчатся шириной 1мм. ( чем меньше захват ткани для защипов, тем красивее они получатся. Располагают защипы в зависимости от фасона: группами, в комбинации со складочками шириной в 0,5см. и 1см., долевом, косом или поперечном направлениях. Защипы застрачивают на ткани по долевой нити до ее раскроя. Затем накладывают выкройку и получают наклон защипов по намеченному фасону. Защипами отделывают блузки, платья, юбки и т. п.
2. Фестоны – зубчатая кайма. Форму фестонов сначала делают на выкройке.
Фестонами отделывают края воротника, манжет, карманов на платьях и блузках; фестонами можно отделать также и низ блузки.
3. Волан – неширокая оборка, выкраивается по косой или поперечной нити в виде полукруга. Волан может быть одинаковой ширины на всем протяжении или суживающимся к одной или к двум сторонам. Воланами отделывают платья, юбки, блузки.
4. Бейки бывают одинарные и двойные. Ткань нарезают по косой нити полосками, длина и ширина которых определяются по фасону.
Бейками отделывают платья, блузки, юбки и др. изделия.
5. Оборка – косая или поперечная полоска ткани, собранная сборками или заложенная складкам. Ширина и длина оборки определяются по фасону.
Оборками отделывают блузки, платья, юбки, белье и др.
6. Рюши – полоска ткани посередине собранная в сборку или заложенная в складочки. Выкраивается по косой или поперечной нити. Рюшем отделывают платья, блузы и другие изделия.
7. Жабо – сильно расклешенная оборка, собранная по середине.
8. Рельефные швы делают на жакетах, платьях – пальто, на платьях из плотной ткани.
9. Цветами отделывают женские платья, блузки, костюмы, головные уборы. Они могут быть сделаны из ткани, кожи, перьев и т. п.
10. Аппликация.
12. Бисер.
13. Батик.
14.Вышивка бисером, нитками и т.д.
5. Физкультурная пауза (тренинг для глаз)
6. Практическая работа
«У девочек есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей!», хотелось бы начать практическую работу с этих мудрых слов Монтескье.
Речь сегодня об отделке:В ней очень часто моды суть.Не бойся пробовать, рискнуть.Отделка может быть различной:Быть постоянной, съёмной быть.И платье наше просто оченьОтделка может изменить!
– Теперь смело принимаемся за выбранный вид отделки!
– Предлагаю сделать цветы из самых неожиданных материалов. Вы будете изготовлять разные цветы «розы» из ткани. Можете украсить этими аксессуарами причёску, можете платье. Цветы могут являться отделкой в течение всего года: это дни рождения, разного рода годовщины, торжественные встречи, выпускные вечера и, естественно, ни одна свадебная церемония не обходится без присутствия цветов. Свадебный букет невесты, венок, украшающий изящно убранную головку невесты.
-Инструктаж по технике безопасности.
– Давайте повторим, какие основные правила безопасной работы вы должны всегда и везде соблюдать.
Во время выполнения ручных швейных работ игла должна находиться…
Булавки вкалываем в ткань в направлении…
Во время работы электрическим утюгом, стоять на…
Во время работы ножницы должны находиться … с…
– На первом уроке мы с вами выполним первый этап изготовления цветка.
– У вас имеются инструкционные карты по изготовлению цветка, на которую вы будете опираться во время работы.
I гр. – работает самостоятельно.II гр. – работает по инструкционной карте.
7. Закрепление
– Чтобы проверить, насколько вы усвоили понятия этой темы, давайте вспомним математику, заполним таблицу и узнаем опорные слова, применяемые в отделке.
А Б В Д Е Ж К Л О Ж ПРЦИ Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
8 – 4 = ? 14 – 9 = ? 3+4 = ? 2 +7 = ? 22 –10 = ? декор
Е РК Ч А Ж О У В Л Д С Ь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
18 – 15 = ? 19 – 17 = ? 36 – 28 = ? 23 – 17 = ? 100 – 99 = ? 6 + 3 = ? 3+4 = ? кружево
А К ЦЯ О ПК Ж С И Л
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
45 – 44 = ? 26 – 20 = ? 2 + 4 = ? 5 + 6 = ? 7 + 3 = ? 17 – 15 = ? 37 – 36 = ? 7 – 4 = ? 4 + 6 = ? 19 – 15 = ? аппликация
ПА Б К РС И Ч ЗО У Х Г Н
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
13 – 3 = ? 17 – 14 = ? 8 + 2 = ? 47 – 42 =? 19 – 15 = ? 28 – 26 = ? оборка
8. Итог урока
– А теперь посмотрите на свои работы и на работы остальных учениц:
Представление своих работ.
Самооценка.
– На следующем занятии мы с вами продолжим оформление фартуков.
Занятие хочется закончить словами:
Могут руки людей сделать чудо любое: И по белому полю могут выткать цветы,И по синему небу вышить солнце златое,Чтобы стало больше на земле красоты.Я возьму в руки нить и простую тряпицу,И немножко фантазии и волшебства –И сошью я такое, что вам и не снится.Только чтобы жила на земле красота!
– Очень надеюсь, то, чему вы сегодня научились пригодиться вам в вашей жизни. Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному. У вас все получится!