Проектная деятельность на Глобал Лаб, как способ реализации системно-деятельностного подхода


Тема: «Проектная деятельность учащихся на Глобал Лаб как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории, обществознания»



Составила:
учитель МБОУ «Паклинская ООШ»
Устинова И.А.




д. Пермякова 2014 г.

Дистервег А. еще в XIX веке сформулировал задачу современного педагога: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
Задолго до этого Конфуций, сказал, «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», тем самым сформулировал принцип, в соответствии с которым обучение необходимо осуществлять через деятельность.
Актуальность темы
Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается. Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность.
В настоящее время я нахожусь на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.
Цель проектного обучения создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают исследовательские умения и системное мышление.
Задачи:
- теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в школьное обучение;
- определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде школьников;
- выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;
- апробировать методику работы над проектом в условиях среднего и старшего звена.
Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе 
Стадии
Деятельность учителя
Деятельность учащегося

1.Разработка проектного задания
Создание матрицы проекта
 -

Выбор темы проекта
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся  
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

 
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта
 
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

 
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися
 
Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

Выделение подтем в темах проекта
Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора  
Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую

Формирование творческих групп
Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности  
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

Подготовка материалов к исследовательской
работе
Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
 
Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.
Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

Определение
форм выражения
итогов проектной
деятельности
Преподаватель принимает участие в обсуждении
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка
проекта
Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность  
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

Оформление
результатов
Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

Презентация
Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)  
Докладывают о результатах своей работы

Рефлексия
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки 
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.
Желательна групповая рефлексия
 











МАТРИЦА ПРОЕКТА
Руководитель проекта Устинова Ирина Афанасьевна
(Ф.И.О. педагога)
Название проекта:
«Проектная деятельность учащихся на Глобал Лаб как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории, обществознания»
Актуальность:
Использование системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания объясняется тем, что он является методологической основой ФГОС Основного общего образования.
«Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Проблема:
Для человека, проживающего в информационном обществе главное не запоминать большой набор готовых знаний, а уметь пользоваться знаниями, владеть навыками самостоятельного поиска необходимой информации, то есть в процессе обучения важно сформировать функционально грамотную личность.
Цель:
-- создание собственной методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе;
Задачи:
- формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
- развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться;
Описание деятельности учащихся по решению задач:
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме, группируются в малые команды, принимают участие в разработке заданий.
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. и осуществляют поисковую деятельность.
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:
- представить методические рекомендации к проведению уроков в рамках деятельностного подхода, продемонстрировать приемы и привести примеры организации таких этапов урока, как
1 Этап мотивирования к учебной деятельности
2 Этап постановки проблемы, цели урока и составления плана
3 Этап Открытие нового знания
4 Этап первичной проверки и закрепления знаний.
Тип проекта:
Общественное мнение, визуализация, творчество, практикум
Класс, количество обучающихся - участников проекта:
Учащиеся 5 – 9 классов (10 – 20 человек)
Учебные предметы, содержание которых включено в проект:
Название учебного предмета
Раздел программы
Тема

ИСТОРИЯ

Всемирная и Отечественная история с древнейших времён до нашего времени
Культура эпохи.
Жизнь и быт народов.
Общественное движение.

дополнительные предметы:
Название учебного предмета
Раздел программы
Тема

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Общество и человек
Общество и природа.
Революция как форма социальных изменений.
Социально-демографические проблемы современности.

Надпредметная информация, необходимая для выполнения проекта:
Область человеческих знаний
Необходимая информация

социология
Знания работы с библиотечным фондом

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
интернет, сеть ПК
фотоаппарат
видеокамера
учебная, методическая, научная литература
Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Этап
Содержание деятельности
Сроки

Поисковый
Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задач проекта.
1 - 2 неделя ноября

Аналитический
Анализ имеющейся информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование.
3 - 4 неделя ноября

Практический
Выполнение запланированных действий по реализации проекта.
декабрь, январь

Презентационный
Подготовка и проведение презентации.
февраль

Контрольный
Анализ результатов. Оценка качества проекта.
февраль

Организационные формы работы над проектом:
Форма работы
Кол-во часов

Групповое обсуждение
2

Самостоятельная работа обучающихся
10

Консультации с руководителем проекта
2

Консультации с экспертами (педагогами, внешними экспертами и т.п.)
2

Форма проведения презентации:
Публичное выступление, размещение в Интернет
Критерии оценки качества выполнения проекта:
логичность
доступность
реальность
нужность
достоверность



Работа ученицы 6 класса МБОУ «Паклинская ООШ»
Каблуковой Ксении
по теме «Моя малая родина» (рассказ старожила)



 ФГОС Основное общее образование










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




Рисунок 1001 (2)Рисунок 2C:\Users\ирбис\Desktop\МОЁ-Ё\КОНКУРСЫ\работа Кабл.Кс\001 (2).jpg15