Деловая игра как метод активного обучения
Деловая игра как метод активного обучения
Одним из методов активного обучения являются деловые игры. В литературе нет определения понятия «деловая игра», но анализ различных его трактовок показывает, что во всех них отмечается главная особенность деловой игры наличие ситуации или имитационной модели, которая представляет технологию производства каких-то работ (заключение договора, составление плана работы и т. д.).
Для деловой игры характерно наличие:
имитационной модели профессиональной деятельности и производственных отношений;
проблемной ситуации;
ролей;
ролевых целей и общей цели всего коллектива;
взаимодействия участников, исполняющих те или иные роли;
коллективной деятельности;
цепочки решений.
Рассмотрим подробнее все эти компоненты.
В любой деловой игре имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или подразделения, например конструкторского бюро, строительной фирмы и т.д. Могут имитироваться события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.). В деловых играх для студентов имитационная модель представляется в упрощенном виде, не затрагивая мелочи, которые важны для профессионалов, чтобы не отвлекать внимание студентов на несущественные вопросы. Модель имитации является отправным моментом в конструировании игры.
После того как модель определена, ставится проблемная ситуация, которая будет решаться в игре.
В любых производственных отношениях задействованы люди тех или иных специальностей. Поэтому вводятся роли специалистов, например менеджера, маркетолога, программиста и т. д. Для каждой конкретной роли существуют цели: что тот или иной специалист должен выполнять в процессе игры и чего добиться. В свою очередь, у всего игрового коллектива также есть цель. Рассмотрим такой пример. В деловой игре имитируется работа фирмы по продаже компьютерной техники. Изучаемая тема «Архитектура ЭВМ». В игре присутствуют роли продавца и покупателя, и у студентов, выступающих в игре в качестве продавца и покупателя, есть цели, определяемые этими ролями: продавец стремится повыгоднее продать тот или иной товар, а покупатель как можно выгоднее купить этот товар. В то же время они остаются студентами, изучающими определенную тему курса информатики, и у них есть единая цель изучить архитектуру ЭВМ. В игре действующие лица порознь имеют игровые цели, а вместе они имеют общую дидактическую цель, которая отвечает цели всей игры. Это говорит о двуплановости деловых игр: в них одновременно присутствуют и игровая, и дидактическая цели. Эти цели должны быть уравновешены: если предположить, что это не так, то при преобладании игровой цели деловая игра вырождается в салонную игру, где появляется стремление выиграть любой ценой, при преобладании дидактической цели игровой момент становится помехой учебной работе и игра исчезает. Различие между общей и личными целями порождает конфликтную ситуацию, которая разрешается в течение игрового этапа или всей игры.
Исполнение ролей происходит во взаимодействии игроков между собой, что способствует диалогическому общению, в процессе которого развивается речь студентов, что очень важно. Традиционный учебный процесс строится как передача информации от преподавателя к студенту, в результате студент не учится грамотно говорить и правильно выражать свои мысли, и, в конце концов, став квалифицированным специалистом, он будет плохо формулировать свои мысли, не сумеет грамотно, понятно, по существу задавать вопросы, толково на них отвечать кратко, точно и именно на тот вопрос, который был поставлен. Активные методы обучения, в том числе деловые игры, способствуют важной задаче развития речи студентов.
Для деловых игр характерно наличие нескольких этапов: в начале игры ставится проблемная ситуация; затем она разбивается на подзадачи, каждая из которых решается на одном из этапов; последний этап игры выводит на разрешение исходной проблемы. Таким образом, в процессе игры образуется цепочка решений.
Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц.
Почему необходимы деловые игры? Игра оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес студентов к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения ими материала.
Для чего необходимы деловые игры? Игра порождает мощное игровое психологическое поле, которое вовлекает в действие всех участников, вызывая большой эмоциональный подъем. Игра предоставляет возможность каждому ее участнику проявить творческие способности, что является удовлетворением потребности в самореализации; дает возможность посоревноваться, подтвердить или изменить статус в группе.
Игра идеальный инструмент для развития продуктивного мышления и человеческих качеств вообще. Недаром игра основное времяпрепровождение любого подростка. Именно ранняя подсознательная память толкает взрослого человека к такому методу личностного развития, которое доставляет большую радость и эмоциональный подъем. Кроме того, игра позволяет на определенное время побыть в чужой роли, творить другую линию поведения и одновременно отдыхать от самого себя.
Что я получаю в результате проведения игры?
Понимание и усвоение материала любой степени сложности студентами;
развитие умений и навыков их работы в команде, наблюдения и принятия решения, способностей контактировать и слушать других, риторических способностей, лидерских качеств;
развитие у студентов продуктивного мышления, наблюдательности, памяти, творческих способностей, настойчивости, упорства, умения доказывать и отстаивать свою точку зрения, организаторских способностей.
Таким образом, деловые игры позволяют мне за короткий срок в несколько приемов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении уходят без особенной эффективности многие часы и огромные усилия.
Главная задача этого метода развить умение анализировать поставленные задачи, вырабатывать решения самостоятельно.
В деловых играх могут моделироваться отношения конкретной борьбы или взаимодействия, а также соревнования между играющими.
Разнообразие деловых игр:
по характеру моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра - тренажер);
по характеру игрового процесса: с взаимодействием участников и без взаимодействия (противоборство, взаимодействие, соревнование);
по тематической направленности и по характеру решаемых проблем (тематические, функциональные, комплексные);
по способам передачи и обработки информации (с применением обычных средств связи и носителей информации, с применением автоматизированных обучающих устройств).
Цели проведения деловых игр могут быть различными: учебные, для принятия решений, для проектирования, для проведения исследований.
Очевидно, что обучение любой дисциплине в колледже должно быть организовано таким образом, чтобы студентам было интересно на занятиях, чтобы они сами стремились получать новые знания, и преподавателю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал. Дисциплина «Информатика», с одной стороны, находится в более выгодном положении, нежели другие дисциплины, так как использование на занятиях компьютера само по себе уже привлекательно для студентов. Но, с другой стороны, многие студенты связывают компьютер исключительно с играми, а их нужно научить использовать компьютер не только для игровых целей, но и для рабочих. Кроме того, даже на занятиях информатики студентам приходится воспринимать «сухую», ненужную, на их взгляд, теорию.
Решение этих проблем связывается с применением методик развивающего характера. Чтобы студенты продуктивно и деятельно работали на занятиях, требуется использовать активные методы обучения, в том числе и деловые игры. Они отличаются высокой вовлеченностью студентов в учебный процесс, побуждают их быть активными. В деловых играх студенты самостоятельно принимают решения (известно, что знания, которые студенты добывают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, преподнесенные им как факт). Деловые игры обеспечивают направленную активность психических процессов студентов: стимулируют мышление при использовании проблемных ситуаций, обеспечивают запоминание главного на занятиях, возбуждают интерес к изучаемой дисциплине и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.
Деловая игра представляет собой коллективное мероприятие, где взаимодействуют несколько игроков, принимающих решения в ситуации, моделирующей реальную, а ведущий направляет игру, анализирует и оценивает действия игроков. Каждый из участников играет некоторую роль, он принимает решения (правильные или неправильные) и может быстро увидеть результат, приобретая, таким образом, свой собственный опыт. Основным элементом игры является механизм имитации, т. е. моделирование ситуации, близкой к реальности.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415