Статья для всероссийской дистанционной конференции на тему Проектная деятельность как метод активного обучения
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №36» города Курска
Ефимович Наталья Сергеевна
Проектная деятельность как метод активного обучения
На протяжении веков классно-урочный режим считался ведущим для массовой передачи знаний, умений и навыков от учителя ученикам. Происходящие метаморфозы в нынешней общественной жизни диктуют учителю новые требования для развития личности, способной самостоятельно двигаться в информационных полях, подходить творчески и нестандартно к трудностям, возникающих на жизненном пути. Если столетие назад школьный учитель непосредственно передавал знания своим ученикам, то современная школа требует от учителя научить подрастающее поколение самостоятельного добывать знания, привлекая дополнительные источники информации.
В настоящее время российское общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, готовых на самостоятельное развитие, умеющих продуктивно работать, эффективно сотрудничать, справедливо оценивать себя и свои силы. Выпускник должен быть готовым к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
Методика проектирования – одно из перспективных направлений в деятельности школы. Кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учителя, и для учащихся независимо от их возраста. Такое обучение личностно-ориентированное, так как позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. Такое обучение нравится ученикам, так как они видят результаты собственного труда.
Примечательно то, что метод проектов для современной школы не новый, он привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Небольшая группа сотрудников под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году активно пыталась использовать проектные методы в практике преподавания. При советской власти эти идеи стали широко внедряться в школу, но в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор больше не предпринимались серьезные попытки возродить его в школьной практике. Возрождение проектной технологии относится к 1980-90 гг. Это произошло благодаря реформе школьного образования, демократизации отношений между учениками и учителем, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.
Попробуем дать определение учебному проекту. Это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до ее реализации, выполненный под контролем и при консультации учителя. Итог проекта – это создание продукта и его презентация.
Суть проектной методики заключается в том, что ученик самостоятельно участвует в получении знаний. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, а также отрабатывает навык работы с различными источниками дополнительной информации.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направленного на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Она способствует развитию творческих способностей, логического и вариативного мышления, обобщает и интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает к решению конкретных важных проблем.
Следовательно, проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала. Помимо этого отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
Для того, чтобы проект состоялся, перед учащимися должна стоять реальная жизненная проблема, знакомая и значимая, для решения которой ему необходимо использовать не только полученные знания, но и новые, которые еще предстоит приобрести.
Проект – это не всегда индивидуальная деятельность учащегося. Возможна работа в паре или небольшой группе в течение определенного отрезка времени (от пары минут до нескольких месяцев).
Проектная деятельность в школе охватывает все ступени. В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках и во внеурочное время. Практикуются проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. Как правило, тематика исследований на этой ступени школьного образования охватывают самые разные области. Это и мифология, и история с традициями и праздниками, куклы и игрушки, а также хобби детей.
В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Например, на уроках русского языка и литературы ребят непременно заинтересуют такие темы проектных исследований: «Лексическое богатство русского языка», «Пословицы и поговорки русского народа», «Литературный праздник «Эпос народов мира».
Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью. Интересны будут проекты: «Молодежный сленг как форма самоутверждения подростков», «Психологические особенности влияния рекламы», «Музей в современной социокультурной ситуации города».
Цели проектной деятельности:
формирование проектного мышления;
стимулирование мотивации детей на самостоятельное приобретение знаний;
развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;
развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению;
развитие важнейших компетенций для современной жизни;
развитие исследовательских умений.
Задачи проектной деятельности:
научиться планировать свою деятельность;
сформировать навыки сбора и обработки информации;
научиться применять логические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация и др.);научиться составлять письменный отчет (презентовать полученные результаты);
формировать позитивное отношение к работе.
Обратимся к классификации. Выделяют следующие типы проектов:
Проекты-исследования. Приступая к работе над таким проектом, следует хорошо продумать структуру, четко обозначить цели. Тема исследования должна быть актуальной и социально-значимой. При подготовке такого проекта необходимо применять экспериментальные и опытные методики исследования, а также производить обработку результатов на каждом этапе работы. Такое исследование предполагает аргументацию актуальности темы, определение методов исследования и источников информации, выдвижение гипотез и путей решения проблемы, а также обсуждение и оформление полученных результатов.
Творческие проекты. Требуют четко продуманной структуры проекта: сценарий фильма, программа праздника, план репортажа, дизайн и наполнение рубрик газеты. Предполагают эстетику представления и оформления, совместную деятельность участников проекта, планируемые результаты и форма их представления.
Игровые проекты. Требуют создания сценических костюмов, образа и внешнего облика героя. А также детального исследования характера героя в различных ситуациях. Предполагают принятие участниками определенных ролей, требуемых проектом. Выполняя подобную работу, возможно появление конечных результатов как в конце, так и в начале проекта.
Информационные проекты. Требуют хорошо продуманной структуры, сбора информации о чем-либо или о ком-либо, используя различные источники: СМИ, анкетирование, интервью… Предполагают поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов, аналитической работы над собранными фактами. В конце исследования необходимо сделать вывод, и оформить результаты.
Прикладные проекты. Требуют четко обозначенного результата работы, хорошо спланированной деятельности каждого участника, систематической внешней оценки проекта. Предполагают создание социально значимого продукта, выработку конкретных рекомендаций по реально существующим проблемам.
Традиционно выделяют несколько этапов работы над проектом:
Организационно-подготовительный. На этом этапе происходит выбор темы проекта, определение его целей и задач, формирование микрогрупп. Учитель же на данном этапе оказывает ученикам помощь в подборе материала, консультирует по выбору тематики и жанра проекта.
Этап планирования. Определение источников информации, выдвижение первичных идей на основе имеющихся знаний, планирование итогового продукта. Учитель распределяет обязанности среди участников проекта, а также определяет сроки работы.
Поисковый. Активный сбор информации, ее анализ и обсуждение участниками. Учитель косвенно руководит деятельностью, оказывает помощь в систематизации материала, а также отслеживает деятельность каждого ученика.
Итоговый. На этом этапе происходит оформление и защита результатов исследования. Форма представления полученных результатов может быть различна: доклад, реферат, конференция, видеофильм, спектакль, стенгазета, журнал, презентация… Учитель готовит выступающих, наблюдает, советует. Рефлексия. На этом этапе необходимо ответить на вопрос «Что мне дала работа над проектом?». Учитель оценивает усилия каждого участника проекта, его креативность мышления и качество использования источников.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Иначе говоря, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Работая над проектом, ученик выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, музейный работник) и ровесниками с новых позиций.
На любом из этапов работы над проектом учащиеся учатся оценивать «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.
Чем же значима проектная деятельность для учащегося? Во-первых, знания приобретаются самостоятельно, приобретаются коммуникативные навыки и умения. Во-вторых, происходит овладение такими умениями исследовательской работы, как: сбор необходимой информации и ее анализ. В-третьих, учащиеся практикуются работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Надо сказать, что проект будет успешен, если в команде нет лидеров и все члены команды равны. Участники должны получать удовольствие от совместной деятельности. Никто не остается без дела, каждый проявляет активность и вносит свой вклад в общее дело. Учащиеся должны понимать, что ответственность за итоговый результат несут все члены команды.
Несмотря на то, что проектная деятельность – это самостоятельное исследование ученика, учитель не остается безучастным. Руководитель проекта должен суметь организовать исследовательскую работу учащихся, помочь им в поиске решения поставленной проблемы, уметь объединять знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. Следовательно, проект – есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика.
На всех этапах работы над проектом педагог выступает помощником. Он консультирует, но должен исключить подсказки даже в том случае, когда видит, что учащиеся пошли по неверному пути. Учитель помогает. Причем помощь выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом. Другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта.
Учитель также не указывает на недостатки или ошибки в действиях учащегося, видя несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, разыгрывая различные ситуации. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации. Она и позволит учителю грамотно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке учащихся, с другой.
Создать разумный баланс между теорией и практикой призван метод проекта. Он легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету. Метод обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития». Это высказывание Л.С. Выготского лучшим образом характеризует рассмотренный современный метод проектирования. Мы выяснили, что это своеобразная система активного обучения, подвижная модель организации учебного процесса, направленная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его умственных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания продукта, обладающего субъективной или объективной новизной. Процесс обучения должен давать результат, который необходим не столько сегодня для решения сиюминутных задач, сколько ориентируется на будущее, определяет стратегию всей последующей жизни ребёнка.
Список использованной литературы:
Маркачев А.Е. Применение метода проектов в школьной практике/ А.Е. Маркачев, Т.А. Боровских, Г.М. Чернобельская // Химия в школе. – 2007. – № 2. – С. 34–36
Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - с.61 .
Новикова Т.Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - №8-9. - с.22-29
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения //Завуч. – 2003. - №6. - с.96-111
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998, с.83-128
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. - 1995, - №6. - с.39-47