Методический проект на тему: Адаптационный тренинг как метод активного обучения и воспитания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
Методический проект на тему:
Адаптационный тренинг как метод активного обучения и воспитания
Выполнила:
Педагог-психолог
МБОУ «СОШ № 1»
Табурина Е. А.
Корсаков
2012
Введение
Переход из начальной школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению. Они снова приспосабливаются к новым социальным условиям. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новые учителя оценили и увидели все самое лучшее в них.
Помочь им справиться с возникающими трудностями призваны адаптационные тренинги.
Цель методического проекта: оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в 5 классе.
Задачи: разработать адаптационную программу в виде тренинга, провести тренинговые занятия, провести изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации, проанализировать полученные результаты.
Несомненно, использование эффективных адаптационных программ является залогом того, что переход из начального в среднее звено школы пройдет для обучающихся более успешно.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на наш взгляд, успешность адаптации:• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;• навыки уверенного поведения;• навыки совместной (коллективной) деятельности;• навыки самостоятельного• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.Основная цель данной программы: психологическая адаптация пятиклассников к условиям средней школы.
В соответствии с целью формулируются задачи тренинга:• формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;• формирование устойчивой учебной мотивации детей;• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;• повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;• освоение детьми школьных правил;• выработка норм и правил жизни класса;• формирование адекватных форм поведения в новыхшкольных ситуациях;• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Характеристика основных этапов работы
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы.У младших подростков, с одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опыт взаимодействия и сотрудничества в новом классном коллективе. Следовательно, на первом этапе очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу. Наш опыт работы показал, что среди традиционных психологических приемов наиболее эффективны на данном этапе следующие: оказание поддержки в новых ситуациях; оказание помощи в осмыслении опыта сотрудничества. На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. Осознание новых правил у детей происходит двумя путями: с одной стороны, формируется восприятие относительности рамок «хорошо — плохо», чтобы ребенок не относился к правилу как к категорическому требованию, а с другой стороны, до сознания детей доводится значимость правил, формируется отношение к ним как к определенной ценности. Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании требований преподавателей. Соответственно мы решаем еще одну задачу — способствуем установлению межличностных отношений с педагогами. На этом этапе необходимо помочь младшим подросткам почувствовать себя состоятельными не только в общении, но и в деятельности учения, поэтому можно выделить следующие направления работы: формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам; анализ уже достигнутых успехов. На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов. Таким образом, мы создаем условия не только для адаптации пятиклассников к средней школе, но также и для формирования адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка. Отдельно решается задача ориентирования ребенка на процесс деятельности, а не на оценку. На этом же этапе начинается работа по принятию детьми своих негативных чувств. Поэтому отдельного внимания заслуживают приемы по снижению напряжения в школьных ситуациях; с помощью этих приемов дети овладевают навыками релаксации и работы со школьными страхами. На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях. На этом этапе мы используем приемы, позволяющие работать со школьной тревожностью и излишним волнением, возникающим у детей в различных ситуациях на уроке. На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
Методы и техники, используемые в программе
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.5. Метафорические истории и притчи.
Принципы работы тренинговой группы
Мы использовали в работе традиционные принципы, с помощью которых и начинающий, и опытный ведущий групповых тренингов сумеет включить детей в работу, развить и: коммуникативные навыки. Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Такой подход не только помогает создать условия психологической безопасности для детей, но и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений. Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее. Нам хотелось бы обратить внимание на то, что в работе с пятиклассниками особенно важна обратная связь от детей перед выполнением любого упражнения. Необходимо просить детей прокомментировать задание, которое они должны будут выполнить, а также инструкцию к нему. Это начальное обсуждение является подготовкой участников к эффективному выполнению упражнения. Чрезвычайно важно убедиться, что все дети правильно поняли задание. Если возникают вопросы, следует повторить задание еще раз. Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности. В процессе выполнения многих упражнений ребенок имеет возможности увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения. Реализация этого принципа в работе с пятиклассниками имеет и другую цель — создать дополнительную мотивационную основу участия в тренинге, так как осознание своих способностей и личностных особенностей, как показывает наш опыт, эмоционально привлекательно для ребенка. Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях. В случае доминирования одного участника или нескольких членов группы эффективное выполнение задания становится невозможным. В программе занятий предусмотрены так называемые структурированные упражнения, предназначенные для установления взаимосвязей в группе, в ходе их выполнения каждый ребенок получает возможность высказаться. В такой ситуации членам группы, обладающим авторитарным складом характера, приходится вырабатывать самоконтроль, чтобы позволить другим детям выступить, а застенчивые дети получают возможность попробовать себя в новой поведенческой роли, в результате чего возрастает их вовлеченность в групповую работу. Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей. Важно понимать, что специфические условия начала обучения в средней школе не допускают использования в занятиях провокационных упражнений, в процессе выполнения которых дети могли бы получить негативную оценку со стороны одноклассников или оказаться в изоляции (если никто не захочет выбрать их в пару или микрогруппу). Поэтому необходимо, чтобы ведущий самостоятельно осуществлял деление детей на микрогруппы с помощью различных игровых приемов. Особенно это касается начала работы по программе. Чтобы снизить тревожность при выполнении заданий по арт-терапии ведущему объяснял участникам, что содержание рисунка более важно, чем художественные способности, что рисунки используются как средство для продолжения дискуссии. Если кто-то из детей пытался уклониться от рисования,то этом случае помогало подбадривание. Для того, чтобы художественное самовыражение имело терапевтический характер, оно должно быть частью продуманной программы или более широкой групповой цели, и, кроме того, важно всегда предоставлять участникам возможность вербального завершения творческой деятельности.
Структура занятия
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденное го материала. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.Программа тренинга рассчитана на 17 занятий, встречи проводились 1 раз в 2 недели, численность группы не превышала 15 человек.
Для отслеживания эффективности тренинговых занятий в начале и в конце учебного года была проведена психологическая диагностика. На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями. При обследовании пятиклассников целесообразно учитывать систему психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 3-5 классов (Битянова М.Р., 2000) и обращать внимание на следующие аспекты.• Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:— соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов с педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения);— индивидуальные особенности познавательной деятельности;— умственная работоспособность и темп умственной деятельности.• Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.• Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними, а также эмоциональный фон этих отношений.• Особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия.Мы использовали следующие диагностические методики: тест школьной тревожности Филлипса, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой).
Результаты проведенного анкетирования (в начале учебного года) с помощью анкеты школьной мотивации позволяют сделать выводы:
Нравится школа—58% 5 «А» класс, 62% 5 «Б» класс, 53 % 5 «В» класс
Хочется остаться дома—33%, 33%, 43% (соответственно)
Рады отмене уроков—67%, 54%, 53%
Рассказывают родителям о школьных делах—54%, 54%, 33%
Имеют много друзей— 58%, 74%, 53%
Нравится класс—58%, 74%, 39%.
В конце учебного года анкетирование проведено повторно. Полученные результаты:
Нравится школа—63% 5 «А» класс, 75% 5 «Б» класс, 73 % 5 «В» класс
Хочется остаться дома—30%, 30%, 31% (соответственно)
Рады отмене уроков—67%, 50%, 51%
Рассказывают родителям о школьных делах—60%, 83%, 73%
Имеют много друзей— 65%, 84%,61%
Нравится класс—85%, 90%, 67%.
Приведем результаты диагностики психологического состояния пятиклассников, полученные в начале и в конце учебного года с помощью теста школьной тревожности Филлипса. Тест не только позволяет изучать выраженность и причины школьной тревожности, но и помогает ребенку осознать свое излишнее волнение и беспокойство на уроках, во время проведения контрольных, самостоятельных работ, страх при общении с определенным учителем, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.
Факторы тревожности:
Общая тревожность по отношению к школе—общее эмоциональное состояние ученика, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего, со сверстниками).
Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.
Страх самовыражения – негативные эмоции переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим.
Страх проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Результаты, полученные в начале учебного года:
5 А5 Б5 ВОбщая тревожность по отношению к школе 45% 41% 48%
Переживание социального стресса 16% 18% 30%
Фрустрация потребности в достижении успеха 4 % 29 % 35 %
Страх самовыражения 54 % 50 % 52 %
Страх проверки знаний 50% 71% 62%
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 29% 45% 56%
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 38% 20% 35%
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 42% 62 % 65 %
Результаты, полученные в конце учебного года:
5 А5 Б5 ВОбщая тревожность по отношению к школе 25% 31% 44%
Переживание социального стресса 10% 11% 15%
Фрустрация потребности в достижении успеха 4 % 20 % 33 %
Страх самовыражения 27 % 25 % 25 %
Страх проверки знаний 48% 39% 46%
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 28% 33% 36%
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 36% 15% 23%
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 33% 31 % 39 %
Как мы видим, в начале учебного года, наиболее высоки показатели по следующим видам тревожности: страх самовыражения, страх проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих, страхи в отношениях с учителями. После проведенных тренинговых занятий показатели по данным видам тревожности снизились. Уровень школьной мотивации повысился, классные коллективы стали более дружными, сплоченными. Следовательно, эффективность тренинговых занятий подтверждена полученными результатами.
Литература:
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.
Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения – Новосибирск – 1999.
Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: УЦ "Перспектива", 2002.
Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003.
Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер, 2000.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство "Речь", 2001.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками: Пер. с англ. М., 1999.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.- 2001.