Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на занятиях русского языка и литературы.

Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на занятиях русского языка и литературы.

Жизнь не стоит на месте: она неумолимо движется вперед. А вместе с ней происходит и развитие современного мира, который постоянно модернизируется и дополняется новыми элементами. Современный окружающий мир уже не тот, что был еще пару веков назад. Мировоззрение человечества, понимание общих процессов, взгляды на жизнь сильно изменились. Каждая новая эпоха в жизни человечества требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности. В современном глобализованном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
Таким образом, перед образовательным учреждением встает задача - подготовить такого человека. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения, удовлетворяющие требованиям времени. Информатизация образования способствует внедрению новых методик обучения, дает возможность решать такие вечные проблемы, как индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний, учет психофизических особенностей каждого обучающегося. Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации.
Еще одним широко пропагандируемым концептом современного образования является ориентированность обучающихся на самостоятельную деятельность, в которой они несут личную ответственность за образовательный продукт, созданный собственными исследовательскими усилиями. Одним из методов, объединяющим две эти составляющие современного образования, является метод учебного проекта, применяемый мною на занятиях русского языка и литературы в Омском командном речном училище имени капитана Евдокимова В.И. Под учебным проектом я понимаю совместную или индивидуальную учебно-познавательную (исследовательскую или творческую) деятельность учащихся, имеющую общую цель-проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями обучающихся на основе ранее приобретенных знаний и сформулированной познавательной проблеме. Начиная работу над формированием ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы через использование метода проектов, я выстраиваю учебно-воспитательный процесс по следующему алгоритму: определяю объект исследования – применение метода проектов на уроках русского языка и литературы.
Предмет – формирование информационной и коммуникативной компетенции.
Цель: построение образовательного процесса, ориентированного на формирование информационной и коммуникативной компетенции.
Гипотеза: создание практико-ориентированных, проблемно-развивающих ситуаций позволит сформировать у учащихся информационные и коммуникативные компетенции.
Новизна состоит в выборе технологии (метода проектов) для формирования информационной и коммуникативной компетенций учащихся.
Я считаю, что одним из условий реализации этого метода в моей педагогической практике является корректное «встраивание» его в сложившуюся систему занятий. Точки соприкосновения: проблемный и деятельностный подходы к обучению, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества.
Ожидаемый (отсроченный) результат при внедрении метода учебного проекта я вижу следующим:
личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;
личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать ее в необходимые знания и применять их;
личность, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и ее результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать ее успешной самореализации.
Я считаю, что методика учебного проекта по русскому языку и литературе предполагает осуществление ряда этапов учебной деятельности:
мониторинговый этап (проведение анкетирования для выявления целей и мотивации учебной деятельности);
вводная беседа с целью погружения в тему и в проектную деятельность;
проблематизация (как изучать тему так, чтобы было интереснее);
постановка обучающимися их цели-проблемы;
утверждение исполнителей проекта (обучающиеся разбиваются на группы по 3-5 человек для поиска материалов; возможны индивидуальные работы);
создание методического паспорта учебного проекта, который содержит обязательные компоненты: название проекта, сведения об авторе проекта, наименование учебного предмета, учебные дисциплины, близкие к изучаемому вопросу, цель проекта (методическая и дидактическая), тип проекта, компетенции, необходимые для работы в проекте (в том числе и специфические, проектные), проблемные вопросы проекта, срок проведения и участники проекта, необходимое оборудование и материалы, аннотацию к проекту, результаты деятельности обучающихся, этапы проведения проекта, виды контроля;
очень важно ознакомить обучающихся до начала самостоятельной работы с критериями оценивания проекта – это дает им возможность сориентироваться в тех направлениях, которые будут оцениваться преподавателем, и более точно распределить свои силы. В частности, избежать такой ошибки, как концентрирование внимания лишь на внешней стороне проекта. Оценка (от 1 до 10 баллов) выставляется обучающимися и преподавателем по следующим критериям:
качество исследования: глубина, отражение различных научных взглядов, объективность, научность и точность фактов;
характер исследовательской работы: самостоятельность, наличие собственной исследовательской позиции, слаженная работа коллектива, четко определенные функции для всех участников, организованность этапов исследования;
творческий аспект проекта: оригинальные факты и цифры, подбор уникальных, редко встречающихся материалов, лаконичность в текстовом содержании, авторские разработки;
дизайн проекта: наличие главного материала исследования, единое стилевое оформление проекта, доступно оформленный материал, соответствие графиков, звуков и объектов представляемой информации;
практическая значимость проекта: соответствие первоначальному методическому запросу преподавателя (ответы на проблемные вопросы, выполнение целей проекта), дидактическая значимость материала, возможность использовать его в будущем обучении;
защита проекта: устное сопровождение проекта, выступления каждого участника или представителя, оригинальность, яркость, выразительность, грамотность в преподнесении материала;
поисково-исследовательская деятельность: сбор материалов, его осмысление, структурирование, оформление;
оформление и презентации проекта. Согласно психологическим исследованиям, наилучшее число объектов для восприятия и запоминания информации колеблется от 6 до 9. Именно такое количество слайдов в презентации обычно рекомендуется обучающимся.
Многие учащиеся с удовольствием представляют свои проекты по предмету русского языка и литературы. Темы проектных работ разнообразны, они охватывают как классическую русскую и зарубежную литературу, так и категории живописи, музыки и театра. С наибольшим интересом, как показала практика, обучающиеся, относятся к проектным работам по зарубежной литературе 19 века: «Изображение губительной власти денег в повести О.Бальзака «Гобсек», «Поэзия А. Рембо. В поисках гармонии с миром», «Дрожь вечности в поэзии С.Малларме», «Гуманистический смысл в романе Г.Флобера «Саламбо».
Проектная деятельность обогащает личностный опыт обучающихся, позволяет им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности. В ходе проектной деятельности обучающиеся овладевают навыками самой этой деятельности, они учатся формулировать цель деятельности, планировать ее осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты. Проектирование позволяет разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом. Работа над проектом позволяет обучающимся почувствовать себя творцами, исследователями.
Мне, как преподавателю, проект позволяет раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся, востребованное современной образовательной практикой.

Список литературы:
Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико-ориентированные технологии / авт. – сост. М.В. Русинова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с.
Петутнин О.В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. – 2012. -№7.- с. 164-169.




15