ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ


Шибаева Наталья ГеннадьевнаУчитель химии МБОУ «СОШ № 19» «...диалогические отношения явление гораздо более широкое, чем отношения между репликами композиционно выраженного диалога, это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение... Чужое сознание нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно только диалогизировать, общаться...».М.М.Бахтин Термин «технология» (греч. – «мастерство», «наука») пришёл в педагогику из производственной сферы и становится вполне правомерным, применительно к процессу обучения и воспитания в целом. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве. Признаки, присущие педагогической технологии:диагностичное целеобразование;результативность;экономичность;алгоритмируемость;проектируемость;целостность;управляемость;корректируемость;визуализация. Целями обучения в диалоге являются: - создание комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс овладения знаниями. - формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях, мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях. Для организации диалога полезно использовать следующие методические приемы:формулирование проблемы и анализ способов её решения;выражение собственной точки зрения в контексте иных;эффективное слушание и понимание собеседников;выделение различных смыслов, сопоставление различных мнений;оценку смысла и значения поступающей информации;выделение различных причинно - следственных связей;логический анализ накопленных фактов, мнений, точек зрения;разные интерпретации информации;выражение оценочных суждений и самооценку;формулирование выводов о значимости и перспективности диалога. Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. Диалог – это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Учебный диалог – это способ отношений. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. Положения, характеризующие культуру ведения диалогаКритиковать идеи, а не человека. Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.Побуждать каждого участвовать в обсуждении и усваивать нужную информацию.Выслушивать соображения каждого, даже если с ним не согласен.Пытаться разобраться в том, что непонятно.Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так чтобы это способствовало пониманию проблемы.Стремиться осмыслить и понять разные взгляды на проблему.Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов. Типы диалога и их характеристика Типы диалога ХарактеристикаМотивационный Отражает интерес его участников к теме, диалогической форме общенияКритический Характеризует критическое осмысление содержания диалога, гипотетическое рассмотрение любых решений проблемыКонфликтный Отличается противоречивостью отношения личности к предмету проблемыСамопрезентирующий Демонстрация личностью выгодного для нее имиджаАвтономный Внутренний диалог, выражающий проведение защитной реакции личностиРефлексивный Указывает на способность личности вести самоанализСамореализующий Характеризуется моментом утверждения, самораскрытия личностиСмыслотворческий Характеризуется поиском личностью ценностейДуховный Глубинное проникновение в содержание Виды диалога: информационный - обычно организуется учителем в процессе овладения новыми знаниями;интерпретационный - может быть включен в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов).   Спасибо за внимание.Желаю вам творческих успехов!