Обобщение опыта.ТЕМА: «Реализация системно — деятельностного подхода на уроке «Технология.Обслуживающий труд» через использование метода проектов».


Управление образования
Муниципального образования Меленковский район
ТЕМА: «Реализация системно - деятельностного подхода на уроке «Технология.Обслуживающий труд» через использование метода проектов».
Автор опыта:
Юдина Галина Александровна
учитель «Технологии. Обслуживающий Труд»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Ляховская средняя общеобразовательная школа”
Педагогический стаж- 12 лет.
Квалификационная категория-II.

с. Ляхи – 2014год
Содержание:
1. Информация об опыте…………………………………………………………..3
2. Технология опыта……………………………………………………………….5
3. Результативность опыта………………………………………………………..14
4. Библиографический список……………………………………………………17
5.Приложение к опыту……………………………………………………………18

1. Информация об опыте:
Условия возникновения опыта.
Применение технологии метода проектов позволяет успешно решать следующие затруднения и проблемы в обучении:
низкая мотивация к обучению (низкий материальный уровень родителей, ТЕХНОЛОГИЮ убрали со вступительных экзаменов во многих вузах, малодоступность содержания образования учебным материалом)
низкая познавательная активность (Многопредметность и гиперконтроль со стороны учителя приводит к низкому уровню ЗУН);
использование знаний по ТЕХНОЛОГИИ (очевидная для ребенка бессмысленность значительного объема содержания обучения в жизненной перспективе);
недостаточный имеющийся уровень значимости знаний по ТЕХНОЛОГИИ (слабая практическая направленность образовательного процесса);
формирование механизма самореализации личности (что я буду представлять как личность без знаний по ТЕХНОЛОГИИ?)
Актуальность опыта.
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не разорваны.
В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.
Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
Теоретическое обоснование опыта.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Льва Семеновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Даниила Борисовича Эльконина, Василия Васильевича Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Системно-деятельностный подход – это значит…..
ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение,, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;
СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

2. Технология опыта.

В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
формирование высокого уровня правовой культуры;
развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета  «ТЕХНОЛОГИЯ. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД», определяю цель:
создать условия для развития личности, готовой к самообразованию и саморазвитию в соответствии с требованиями ФГОС.
Исходя из этой цели,  ставлю перед собой задачи:
Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.

Школа будущего – школа проектов!
Проект - это "пять П": Проблема. Проектирование (планирование).
Поиск информации. Продукт. Презентация.
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
Деятельностный деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Одной таких педагогических технологий является метод проектов, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия. Тематика проектов носит декоративно-прикладной, исследовательский, социальный характер. При таком разнообразии видов работ многосторонняя проба сил позволяет выявить и развить способности и склонности учащихся, сделать процесс обучения интересным.
Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики должны выполнять в основном конструкторско-технологические проекты. При изучении раздела «Кулинария» выполняют такие проекты как «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи». «Здоровый завтрак», «Как позавтракаешь, так и поработаешь», которые позволяют дифференцировать работу учащихся по интересам, формируют культуру правильного питания.
Для средних классов и старшеклассников характерны желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты. Я уже не ограничиваю детей в выборе темы проекта и они выбирают самые разнообразные направления: кулинария, изготовление швейных изделий, подарки и т.д. Например, «Раздельное питание: плюсы и минусы», «Моя первая косметика», «Питание вне дома», «Стиль одежды», «Этика делового общения», «Макияж дневной и вечерний», ««Надвигается Цумами-канзаши» и другие.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий:
технология критического мышления,
проектная деятельность,
исследовательская работа,
дискуссионная технология,
коллективная
и индивидуальная мыслительная деятельность.
Прием «Шесть шляп мышления»

Дети стараются объяснить свою точку зрения, доказывают, опираясь на полученные знания. Многие слабые ученики, не усвоив тему с первого урока, именно здесь понимают материал гораздо лучше.
Схема «Рыбий скелет». Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно заполнять: (Верх - причины, низ - следствия и т.п.). Схема «Рыбный скелет» отлично работает, как средство систематизации материала, быстро воспроизводится учащимися и увеличивает процент усвояемости.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
? ?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думает6е…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
Моё сотрудничество с учащимися во время реализации ими проектов можно представить следующей структурой деятельности.
Ученик Учитель
Определяет цель деятельности Помогаю определить цель деятельности
Открывает новые знания Рекомендую источники получения информации
Экспериментирует Раскрываю возможные формы работы
Выбирает пути решения Содействую прогнозированию результатов
Активен Создаю условия для активности школьника
Субъект обучения Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою деятельность Помогаю оценить полученный результат
Учащиеся при таком подходе являются активными участниками процесса познания, а не просто слушателями, пассивно воспринимающими информацию.
В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников.
Этапы деятельности обучающихся:
I ЭТАП: организационно-подготовительный.
ставиться проблема осознания нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека (зачем и почему надо выполнить проект, каково его значение в жизни общества);
ставится цель – получение полезного проекта, который может носить как социальный, так и личностный характер;
планируется технология изготовления, ( подбор инструментов и оборудования);
определяется последовательность технологических операций (выбор оптимальной технологии изготовления изделий);
средствами деятельности выступает личный опыт, а так же все рабочие инструменты и оборудование;
результатами деятельности является приобретение новых знаний, умений, производится самоконтроль и самооценка.
II ЭТАП: Технологический.
выполняются технологические операции, корректируется деятельность, производится самоконтроль и самооценка работы;
цель – качественнее и правильнее выполнить трудовые операции;
результат – приобретение знаний, умений и навыков.
III ЭТАП: Заключительный.
происходит окончательный контроль и защита проекта;
проводятся экономические расчеты;
проводятся экологические исследования;
анализируется проделанная работа, устанавливается, результат труда.
оформляются результаты;
производится защита проекта.
В своей работе использую два вида проекта – творческий и исследовательский.
I СТРУКТУРА ПРОЕКТА
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Банк идей и предложений
2.2 Исследование проблемы
2.3 Технологическая часть
2.4 Экономическая оценка
Планируемые результаты Уровень достижений Баллы за выполнение задания
   
Предметные,
max – 5 б
  Соблюдение правил техники безопасности    
 
Владение инструментами для ручных работ    
 
Аккуратность
     
 
Овладение технологией выполнения изделия    
 
Использование различных способов декорирования изделия    
 
Регулятивные,
max – 4*2=8 б Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата    
 
Определение наиболее рациональных способов выполнения изделия    
 
Формулировать и удерживать учебную задачу    
 
Умение работать с информацией предложенной в технологической карте    
 
Познавательные,
max – 3*2=6 б Знание законов композиции
     
 
Знание законов цветовой гармонии    
 
Выбор наиболее эффективных способов решения задачи (оригинальность)    
 
Коммуникативные,
mах – 2 б Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций    
 
 Итого
max – 21б      
 
2.5 Экологическая оценка
Заключение
Литература
Приложения
II СТРУКТУРА ПРОЕКТА
28511562229

Критериями оценки проекта:
Оценочный лист ------------------------------- ученицы ------класса 

 
 Личностные результаты:  
  - испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
  - уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
 
10-13 б – низкий уровень сформированности УУД ; оценка «3»                          
14-17 б – средний уровень сформированности УУД; оценка «4»                       
18-21 б – высокий уровень сформированности УУД; оценка «5»                         
Длительность работы над опытом.
2011-2012 г.г. - Изучение педагогической и психологической литературы по теме опыта. Разработка содержания, диагностических материалов, определение комплекса педагогических условий построения учебного процесса по реализации системно-деятельностного подхода.
2012-2013 г.г. - Становление, анализ форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по заявленной теме.
2013-20014г.г. - Систематизация и обобщение полученных результатов; оформление опыта работы. Диагностика на заключительном этапе показала успешность выбранной педагогической технологии для решения обозначенной проблемы представленного автором опыта.
Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы по реализации с реализации системно-деятельностного подхода через использование метода проектов.
3. Результативность опыта.
Для определения результативности опыта были выделены критерии:
уровень обученности учащихся проектной деятельности;
уровень сформированности образовательных ключевых компетенций на этапе обучения школьников с 2011 по 2013 учебный год
Проведенный анализ уровня обученности за три года, показывает, что при стабильной 100%-й успеваемости уровень обученности обучающихся 5-8 классов повысился с 65,4 до 97%.
Динамика уровня обученности учащихся 5-8 классов за три года
Приложение №1
Таблица 3
Учебный год 2011-2012 2012-2013 2013-2014
Уровень успеваемости учащихся 58 % 93 % 100 %
Уровень обученности проектной деятельности 65,4% 84,2% 97%
Диагностика отношения учащихся к предмету «Технология»
Инструкция: ученикам было предложено разделить все учебные предметы на две категории (необходимые и интересные) и объяснить свой выбор одним из предложенных вариантов ответа.
Необходимым предмет «Технология» учащиеся считают потому что: Приложение №2
Таблица1
№п/п Варианты ответов Кол-во уч-ся, %
1. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни 22
2. Этот предмет учит разбираться в жизни 5
3. Этот предмет необходим в будущей профессии 2
4. Этот предмет считают значимым мои родители 2
5. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор 2
Итого 33%

Интересным предмет «Технология» учащиеся считают потому что: Таблица 2
№п/п Варианты ответов Кол-во уч-ся, %
1. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету 12
2. Интересно на уроках и дома выполнять упражнения, практические работы 9
3. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения 9
4. Интересно, так как предмет дается мне легко 9
5. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку 9
6. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников 7
7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее 6
8. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов 6
Итого 67%
Динамика качества знаний по технологии:
Таблица 4
Учебный год Технология
2011- 2012 58%
2012 - 2013 93 %
2013- 2014 100 %
Результаты показывают более высокую степень сформированности учебно-универсальных действий у учащихся на уроках технологии применяя проектную деятельнось. Об эффективности работы автора как руководителя проектной деятельности свидетельствуют итоги участия во Всероссийских конкурсах по технологии: и школьных конкурсах творческих проектов
Адресная направленность опыта.
Для учителей технологии, обслуживающего труда, обучающихся. Данный метод помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения, помогает наладить совершенно иные взаимоотношения с учащимися, дает учащимся возможность самовыражения и самореализации.
Вывод: Мой небольшой опыт показывает, что работа над проектами действительно помогает учащимся быть самостоятельными, развивать критическое мышление.
Ученик, занимающийся проектной деятельностью, учится самостоятельно творчески мыслить, последовательно рассуждать, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; устанавливать причинно-следственные связи; критически мыслить в условиях работы с большими объемами информации; детально разрабатывать проблему, которая заканчивается практическим результатом. Моя задача, как учителя технологии на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.
Чему должен научиться ребенок? Овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.

4. Библиографический список.
1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М. МинОбр. 2001
2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
3. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. – 2002. №5.
4. Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", М., “Академия”, 2000.
5.  Сасова, И.А. Использование метода проекта на уроках технологии. // Школа и производство, 2005 №7 стр. 2-7.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998.
7. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1septe
Юдина Галина Александровна
Приложение
1. Приложение № 1 – Тест на обученность учащихся проектной деятельности.
2. Приложение №2 - Тест на изучение отношения учащихся к предмету «Технология».

3. Приложение №3 – Видеоматериалы (фотоматериалы и компьютерные презентации опыта).

4. Приложение №4 - Материалы, подтверждающие результативность опыта.

5. Приложение №5 – Конспекты уроков.

6. Приложение №6 – Сценарии внеклассных мероприятий.

7. Приложение №7 – Компьютерные презентации к конспектам уроков и внеклассным мероприятиям. (смотри приложение №3)

8. Приложение№8 - Проектные работы учащихся.