Метод проектов как способ развития творческих способностей учащихся на второй и третьей ступени обучения географии






Метод проектов как способ развития творческих способностей учащихся на второй и третьей ступени обучения географии.






автор:
Баханова Антонина Андреевна
учитель географии
МБОУ «Гимназия»
г Александровска Пермского края
Адрес: 618320 Пермский край, г Александровск, ул. Жданова 15-31
Электронная почта и телефон автора:
g1531@yandex.ru тел. 89226452169






Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся. К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, безусловно, относится метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Этот метод обучения использую в изучении предмета, применяю на уроках и во внеурочной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Выделим возможные типы учебных проектов (по Е.С. Полат).
По доминирующей деятельности:
информационно- познавательные,
игровые,
исследовательские,
творческие,
практико-ориентированные (прикладные).

Информационные, познавательные проекты - направлены на сбор информации о каком- либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.

Творческие проекты - предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.

Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.

Игровые проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Исследовательские проекты подчинены логике научного исследования, требуют продуманной структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов.
Очень важно, что при работе над проектом ученики не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
Проектную деятельность учащихся мы осуществляем на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с различными источниками географической информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной литературой, информацией из периодической печати, радио и телевидения.
Наша работа над проектом начинается с определения сферы интересов учащихся, выбора и формулировки темы проекта, его цели и задач. При выборе темы проекта мы используем следующие критерии:
значимость данной информации для учащихся;
социальная значимость проекта;
связь с изучаемыми темами курса географии;
возможность постановки проблемы;
возможность реализации межпредметных связей;
возможность использования личного опыта учащихся.
Если учащиеся испытывают трудности в выборе темы проекта, мы используем «банк проектов».
Затем учащиеся собирают, изучают и обрабатывают информацию, намечают пути решения поставленных задач, выбирают наиболее перспективные методы и средства исследования, форму учебного продукта и способы презентации проекта. Учитель консультирует, направляет и координирует действия учащихся. Предлагаю проект ученицы 8 класса «Разведение роз черенками в условиях уральского климата».

 @ u
·
·
·
·
·зj