Статья Метод проектов как средство развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
607185, Нижегородская область, г. Саров, ул. Юности, д.11
Тел. (83130) 5-44-05, факс (83130) 6-44-19, E-mail: info@sc14.do.sar.ruОКПО 49781049, ОГРН 102202197734, ИНН/КПП 5254024413/525401001

Обобщение опыта работы
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 14 г.СароваОвчинниковой Татьяны Николаевны
Саров 2015
Метод проектов как средство развития творческого мышления учащихся на урочных и внеурочных занятиях по русскому языку и литературе
Цель данной работы:
1.Определить условия успешного развития творческих способностей учащихся посредством проектной деятельности на урочных и внеурочных занятиях по русскому языку и литературе.
2. Показать значимость проектов в организации развития творческих способностей учащихся  во время урочных и внеурочных занятиях по русому языку и литературе.
Задачи:
1.Дать обоснование роли развития творческих способностей учащихся .2.Рассказать о развитии  творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.
3.Продемонстрировать  творческие работы учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты утверждены 17 декабря 2010 года и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ». Что является отличительной особенностью ФГОС? Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие высоконравственной, творческой, компетентной, успешной, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны личности. В основу ФГОС в предметах «Русский язык» и «Литература» положен компетентностный подход, то есть формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культурологической компетенций.
Мы должны понимать, что современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды. Дети стали другие, т.к сместились ценностные ориентиры, они попали в бурный поток обширной, но бессистемной информации. Поэтому система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Основное требование нового федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя её в учебной, а потом и в профессиональной деятельности. Для успешного выполнения государственного заказа в сфере образования формируется новая модель учебного плана: чередование урочных и внеурочных форм учебной деятельности. Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме классно-урочной), в ходе которых возможно и целесообразно решение различных учебных, воспитательных и социокультурных задач. Социокультурная среда - это и есть «МИР», который оказывает формирующее воздействие на все стороны развития обучающегося, и в частности, творческого, созданная кропотливым трудом педагогов, родителей в образовательном учреждении и за его пределами.
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. Одним из важнейших факторов творческого развития учащихся является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж.Смита, Б.Н.Никитина, Л. Кэрролла, можно выделить шесть условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым важным условием развития творческих способностей ребёнка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил.
Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребёнку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом. Тогда желание, интерес ребёнка, эмоциональный подъём послужат надёжной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведёт к переутомлению, и пойдёт на пользу.
Но предоставление ребёнку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвёртое условие успешного развития творческих способностей.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая, дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий.
Если подобрать соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей учащихся – это шестое условие развития творческих способностей. Оно будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Я считаю, что именно метод проектов предоставляет большой простор для развития творческих способностей и творческого мышления, направлен на развитие коммуникативных навыков, является формой оценки в процессе непрерывного образования, даёт возможность раннего формирования профессионально-значимых умений школьников Работа над проектом - это самостоятельная деятельность учащихся -индивидуальная, парная или групповая. Само понятие проект (от лат.project-брошенный вперёд) означает план, замысел, описание того, что предстоит сделать. В самом широком понимании проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проекты бывают научные, социальные, учебные.
Учебный проект-это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Учебный проект-работа, запланированный в рамках учебной программы. Он вписан в контекст учебного процесса и предусматривает выставление отметок за его выполнение. Общая цель всех учебных проектов - освоение конкретных знаний на уровне их практического применения. Необходимо продумать сроки, формы, методы и критерии итогового (а для долгосрочных проектов и промежуточного) контроля. Учебный проект не заменяет учебный предмет, а встраивается в них, дополняя и углубляя их содержание. В методической литературе отмечают, что проект - это пять «П»: проблема -проектирование –поиск информации – продукт - презентация. Как видим, всё начинается с проблемного вопроса, который возникает в ходе изучения конкретного материала. Тема должна представлять интерес для ученика и быть актуальной предложить проблему в самых общих чертах и дать ученикам возможность обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.
ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ, КОТОРЫЕ Я ИСПОЛЬЗУЮ И ПЛАНИРУЮ ПРИМЕНЯТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разделю учебные проекты по различным основаниям: по содержанию, по организационной форме, планированию времени, затраченному на выполнение, по характеру контактов, по виду деятельности учащихся.
По содержанию: монопредметный проект (проект по одному учебному предмету),межпредметный проект (проект, объединяющий несколько предметных областей. Например, проект «Городец-город мастеров» Русский язык,ИЗО).
По организационной форме -
Индивидуальный: проект, выполняемый одним учеником.
Парный проект: выполняется двумя учащимися.
Групповой проект: проект, выполняемый группой (группами учащихся)
Классификация учебных проектов по виду деятельности
Исследовательский (предлагают доказательства или опровержение какой –либо гипотезы, проведение зкспериментов, научное описание изучаемых явлений.)
Практико-ориентированные проекты (направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.)
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении. Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.
Творческие проекты (результатом становится создание литературных произведений, видеофильмов, сценарий и т.д)
Игровые (предполагают подготовку какого-либо мероприятия (игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.))

Виды проектных продуктов:
1.Мультимедийный продукт : презентация, видеоклип, видеофильм, гипермедиа-сочинение, озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, компьютерная графика, веб – сайт
2.Научные или учебные материалы: научный доклад, научная статья, словарь, тесты, учебное пособие, олимпиадные задания
3.Публицистические материалы: журнал, заметка, интервью, стенгазета, школьная тиражная газета
4.Нормативныедокументы:инструкция,законопроект,система школьного самоуправления.
5.Творческий продукт:сборник стихотворений, литературный альманах, альбом с иллюстрациями, картина театральная постановка;
6.Мероприятия:экскурсия, праздник, соревнование, деловая игра, викторина, выставка, пресс –конференция, литературное кафе
ПО ВРЕМЕНИ ВЫПОЛНЕНИЯ: мини-проекты (один урок), кратковременный( несколько уроков),долговременный( от недели до года).
Использую следующий порядок действий:
1.Знакомство класса с общей темой (разделом учебника)
2.Выбор подтем(областей знания)
3.Сбор информации
3.Выбор темы проекта
5.Выбор проектного продукта
В названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна, название должно выражать главную идею, должно быть коротким, но ёмким.
Распределяем с детьми обязанности в группах
1.Распределяем работу на этапы.
2.Подготавливаем план работы над проектом. (используем лист планирования).
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
УЧЕНИКИ работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта.
УЧИТЕЛЬ оказываю помощь в поиске и обработке информации, провожу индивидуальные и групповые консультации, осуществляю контроль за соблюдением сроков проекта.
Именно на этапе реализации проекта сталкиваюсь с различными трудностями, которые необходимо преодолеть: информации мало или наоборот, слишком много; одни группы не успевают завершить работу, а другие простаивают без дела в группах возникают конфликты между участниками. Умение решать текущие проблемы, определять наиболее эффективные способы достижения результата и есть те основные навыки, которые способствуют адаптации личности в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Следовательно, важнейшая задача учителя на данном этапе -грамотно определить степень своего участия в проекте, чтобы поощрять самостоятельность учащихся и в то же время при необходимости поддержать, направить, помочь создать условия для проявления творческой активности. Очевидно, что степень участия учителя в проектной деятельности варьируется в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Ученикам 5-6 классов учитель оказывает организующую и стимулирующую помощь на всех этапах проекта, стараясь поддержать самостоятельную работу ребёнка. Для учащихся 7-8 классов помощь необходима в отдельных, критических ситуациях. Учащиеся 10-11 классов, как правило, нуждаются в минимальном участии учителя. Педагогическое мастерство учителя заключается в том, чтобы поддержать самостоятельность учащихся и в то же время ненавязчиво контролировать их работу. Проект можно разделить на небольшие этапы, связанные со сбором информации, её обработкой и оценкой, изготовлением проектного продукта и его составляющих, подготовкой документации проекта, подготовкой к презентации.
Осмысление и оценка проекта.
УЧЕНИКИ - обсуждают результаты проекта, проводят самоанализ проектной деятельности.
УЧИТЕЛЬ - оцениваю усилия учащихся, качество отчёта, возможности дальнейшей работы.
После презентации организую коллективное обсуждение результатов проекта. Очень важно, чтобы учащиеся самостоятельно оценили деятельность группы и её отдельных членов, выделили удачные решения, задумались над причинами неудач, постарались выявить неиспользованные возможности. Подобное обсуждение может дать толчок к формированию нового проекта:
Что было самым трудным?
Какие проблемы возникли в ходе работы? Как вы их решили?
Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой?
Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта?
Что нуждается в доработке?
Чего вы до сих пор не понимаете?
В чём вы стали более уверенны?
Что было наиболее значительным из того, что вы узнали?
В ходе обсуждений формируются умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки и другие метапредметные результаты освоения образовательных программ, предусмотренные ФГОС.
Портфолио проекта включает:
1.Паспорт проекта
2.Планы и графики выполнения проекта
3.Отчёты рабочих групп
4.Рисунки,наброски
Материалы к презентации, результаты экспертизы
В своей работе часто использую «индивидуальный» проект. Например в 5-11 классах выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых блоков (разделов)в течение одного года в учебное время, специально отведённого учебным планом, представляет собой завершённое учебное исследование или разработанный проект: творческий, информационный, социальный, инновационный и .т.д. Таким образом, за 5-7 лет обучения каждый ученик выполняет не менее 8-10 проектов. Широко используются интегрированные проекты, в работе над которыми задействованы обучающиеся разных возрастных групп, разных учебных дисциплин.
Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, личностно значимые, я часто использую в своей деятельности различные инновационные формы и методы работы: провожу интегрированные уроки (Приложение 2), учебные занятия в музеях и библиотеках города ,занимаюсь проектной деятельностью и активно вовлекаю в неё своих учеников. Я, как учитель-предметник и классный руководитель 9 Б класса тесно сотрудничаю с разными социальными структурами города Сарова, которые помогают в образовательном процессе: библиотеки, музеи, театры, православные и творческие объединения, агентства, организации дополнительного образования. Особую роль в учебном процессе играют дополнительные, внеурочные занятия в форме факультативов, индивидуально-групповых занятий, элективов, кружков, творческих объединений. Результатов образования учащихся невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы.
В своей педагогической деятельности я широко использую проектную технологию не только на уроках русского языка и литературы, а также и во внеурочной деятельности, создавая с учащимися творческие, исследовательские, информационные, интернет -проекты и др. Например, творческие проекты позволяют учащимся проявить себя, создав произведение любого жанра. С учащимися 7-11классов мы создавали творческий исследовательский проект по литературе - «Иллюстрированный словарь погодных явлений на страницах художественных произведений учебника-хрестоматии «Литература. 6 класс» (Приложение 3), сборник стихов «Нас не разделяют века», где ребята представили стихи собственного сочинения. Первая часть сборника посвящена творчеству А.С.Пушкина, вторая - школе № 14. Презентация данного сборника прошла в школе с большим успехом. (Приложение 4).Своё поэтическое творчество представил мой выпускник 2013 года , ученик 11 класса, Абрамов Тимофей, участвуя в интернет- проекте на портале Стихи.ру. Он разместил 86 стихотворений, которые имеют около 2000 читателей и множество рецензий. Свои произведения он размещал и в городских газетах. Также с учащимися были реализованы творческие и исследовательские проекты по русскому языку: «Городец-город мастеров», «Музей русского языка» (Приложение 5),
проект «Уж небо осенью дышало» (Приложение 6) и др.
Развитию коммуникативных навыков и творческого мышления способствуют игровые или ролевых проекты. Целью автора такого проекта является вовлечение публики в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придётся не только искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлекать их в работу, делать её интересной для всех. Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта. С учащимися 6-9 классов были реализованы проекты «Белеет парус одинокий » по творчеству М.Ю. Лермонтова, «В поисках капитана Гранта», которые проходили в виде квеста и реализовывались совместно с Центральной городской библиотекой им.В.Маяковского.
2015 год объявлен годом литературы, поэтому в марте 2014- 2015 уч.года стартовал очень интересный проект по литературе «Алиса в стране чудес». В проекте принимают участие учащиеся 6 А и 7 Б классов. Совместно с работниками Художественной галереи я провожу занятия, посвящённые творчеству Льюиса Кэрролла. Данный проект выльется в открытый урок в рамках городского конкурса «Урок в музее-2015». Он будет проходить в октябре 2015 года. Учащиеся начали создавать детскую книгу с собственными иллюстрациями с использованием техники литографии. Данный проект направлен на развитие творческих способностей учащихся, создаёт условие для привлечения внимания детей к мировой литературе и повышает роль музеев в образовательном процессе. Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, развить коммуникативные навыки, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом. При изучении романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе большой интерес ,например, вызывают образы Воланда, Мастера и ,конечно, Маргариты. "За что Воланд наказывает человечество?", «Правильно ли поступил Мастер, уничтожив своё произведение?», « Что такое истинная любовь ?» , «Как и зачем соединил автор библейское предание, историю двух влюблённых и московские сатирико-бытовые сцены?» - так были сформулированы основные вопросы для групповой работы. Проблемные вопросы побуждают рассмотреть философско-эстетическую проблематику романа: через художественные образы Булгаков обращает нас к комплексу важнейших нравственно-философских проблем (проблеме выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования). Ученики провели большую исследовательскую и поисковую работу по различным направлениям: текст, критическая литература, художественный фильм. В результате черновой работы получилась таблица с интересными результатами, которые оформлены в виде презентации и буклета. Учащиеся поделились своими личными впечатлениями, интересными находками с одноклассниками. На уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии. Задача изучения литературы в старших классах - обогащение читательского, нравственного опыта учащихся, формирование научных основ анализа художественных произведений, развитие художественного вкуса и эстетических потребностей. Курс литературы, который включает в себя монографические и обзорные темы, строится на историко-хронологической основе с попыткой представить литературное развитие, смену литературных направлений как процесс. Так в 9 классе учащиеся работали над исследовательскими проектами : «Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы)», «Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина», «Сны и сновидения в русской литературе».
Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока (спаренные в старших классах) используются для презентации подготовленных проектов.Особое внимание уделяю интеграции знаний для реализации проекта. Глубоким и содержательным получился проект восьмиклассников «То было время мятежных бурь». Этот проект был запущен в ходе изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предметом исследования явился исторический образ Емельяна Пугачёва. Ученикам был предложен основополагающий вопрос: Пугачёв- злодей и самозванец или народный заступник? Выдвижение различного рода гипотез послужило поводом для глубокого исследования. Одна группа рассматривала роль народного восстания под предводительством Пугачёва, образ предводителя в истории. Другая – образ Пугачёва в исторической хронике А. С. Пушкина «История Пугачёва» (Пугачёв предстаёт народным героем, истинным предводителем крестьянского восстания). Третья группа работала по теме «Восприятие Пугачёва Гринёвым» (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). Анализируя встречи героев на протяжении романа, ученики наблюдают, как меняется отношение Гринёва к «бунтовщику» (от ненависти к уважению и сожалению за трагичность судьбы Пугачёва). В романе нет прямого выражения отношения самого Пушкина к своему герою, но уже то, что великий классик уделил этому образу большое внимание, доподлинно изучив все исторические материалы, выказывает косвенное отношение. Через художественные детали (портрет, речь, поступки, эпиграфы к главам) ученикам четвёртой группы удалось аргументировано доказать, что Пугачёв в романе – образ-символ. Женское восприятие «крупной фигуры» Пугачёва – романтического образа представила пятая группа, исследовав очерк М. И. Цветаевой «Пушкин и Пугачёв». В целом же нет однозначного видения образа Пугачёва, до сих пор идут споры, но уже то, что он – историческая фигура, запечатлённая в художественной форме, говорит о его значении для народа.
Есть учебные проекты, направленные на интеграцию знаний учащихся по русскому языку и литературе. Например, «Типы и способы наименований в русском языке на материале литературных произведений: повести Н.В.Гоголя «Невский проспект», повести М.А.Булгакова «Собачье сердце», рассказа В.М.Шукшина «Чудик». (Приложение 7), «О чём говорят фамилии персонажей Д.И. Фонвизина «Недоросль» или «Язык действующих лиц комедии», где «говорящие фамилии», речь персонажей отражают не только общественное положение, но и характер личности. Ученики рассматривают лексические обороты, синтаксические конструкции, раскрывающие смысл понятий. Не менее интересны наблюдения ребят по темам «Крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» или «Языковые контрасты в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях. Например, с пятиклассниками мы создавали проект «Закладки». Каждый ученик создавал свою «фирменную» закладку с правилами, словарными словами, памятками, инструкциями, крылатыми словами и выражениями и т.д.
В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры, так и учебные фильмы, компьютерные презентации. Очень интересными и познавательными получились проекты: «Семь чудес языка» (Приложение 8) «Край родной на век любимый». Учащиеся в рамках проектов делали мультимедийные презентации, а итогом таких работ стало участие ребят во всероссийских конкурсах: «Медалинград», научно-практическом конкурсе РОСАТОМ, с использованием информационно-компьютерных технологий «Дети. Творчество. Атом. Великой Победе посвящается».
Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть как опубликованы на бумажных носителях, так и размещены в Интернете. Например, с девятиклассниками мы создали свой банк заданий и тестов к ОГЭ, оформили учебные таблицы, собрали их в папку, некоторые задания разместили в группе в Контакте.
Каким бы ни был проектный продукт по своему виду и жанру, он должен полностью соответствовать требованиям к качеству, то есть быть эстетичным, удобным в использовании, соответствовать целям проекта. При работе над проектным продуктом автор должен всё время помнить, что он создаёт этот продукт не только для себя, но для любого другого человека, которому доведётся столкнуться с проблемой, решению которой посвящён данный проект. Для эффективной организации проектной работы использую методические рекомендации по выполнению проекта. Это различные памятки, например, "Как работать в группе над проектом", "Как работать над проектом". Совместно с учащимися разрабатываем "Примерный план работы над проектом". После окончания работы подводим итоги с целью рефлексии (Памятка "Мы подводим итоги проектной деятельности")
Если целенаправленно и систематически включать учащихся в проектную деятельность при обучении русскому языку и литературе, то это будет способствовать формированию коммуникативной компетенции и творческих способностей.
Работая над конкретным проектом, я делю свою работу на несколько этапов:
1.   Продумываю тему проекта. (Выбираю учебный раздел, часть раздела в соответствии с программой своего предмета. Время проведения — при планировании проекта. В работе использую интернет -источники).
2.  Выбираю класс (классы), в котором будет использован этот метод.
3.   Формулирую совместно с детьми основополагающий и проблемные вопросы (те, на которые нельзя ответить одним предложение и требуют от учащихся проявления творчества).
Чтобы использовать проектную деятельность как эффективное средство обучения и воспитания, выбираю тип проекта и продумываю, как проект внедрится в тот или иной раздел образовательной программы.
Рассмотрим некоторые примеры проектов. (Приложение № 5)Обоснование, исходя из разделов программы Тема проекта Характеристика с точки зрения темы
В 6 классе в разделе «Лексика» при изучении тем «Устаревшие слова»,«Историзмы», «Архаизмы» учащиеся начали создавать мини-словарик архаизмов и историзмов, который впоследствии вырос в проект «Исторический музей русских слов». На уроке литературы в 6-8 классах при чтении былин, исторических песен, летописей, при изучении произведений литературы 18-19 веков ребята часто сталкиваются с тем, что многие слова и выражения устарели и им незнакомы. В ходе работы над проектом «Музей..» пополнялся новыми словами из древнерусской литературы, произведений В.А.Жуковского, А.С.Пушкина.
Словарь «трудных» слов русского языка с авторскими иллюстрациями учащихся может быть использован всеми читателями, испытывающими затруднения в понимании слов, вышедших из активного употребления, а также может применяться в качестве учебно-методических пособия при изучении произведений древнерусской литературы, литературы 18-19 века, при изучении темы «Лексика» (архаизмы, историзмы) на уроках русского языка, а также на уроках истории.Групповой учебно-просветительский долгосрочный (1год)
проект «Исторический музей русских слов»
Данный проект создавала разновозрастная группа учащихся (6,7,8 классов).
Учащиеся 6-8-х классов сделали подборку словарных статей с собственными рисунками и иллюстрациями к «трудным» словам, познакомились с ними школьников и пригласить к сотрудничеству всех заинтересованных этой проблемой лиц. Технологии и методики:
1)личностно-ориентированный подход в проектной деятельности учащихся;
2)технология сотрудничества;
3)информационно-коммуникационные технологии.
Методы:
информационно-поисковый с последующим анализом и обобщением;
компьютерной обработки данных;
творческой рефлексии (создание иллюстраций);
создание словаря
Цель проекта:
для изучения русского языка в современных условиях разработать информационно-просветительский долгосрочный (1 год) проект «исторический музей русских слов» посредством создания словаря на основе словарных статей, выполненных группой учащихся 6-9 классов, для школьников среднего и старшего звена, а также лиц, интересующихся изучением русского языка
Задачи:
развить творческие способности, навыки работы со словарями и электронными ресурсами
повысить в образовательном процессе роль таких предметов, как русский язык и литература;
сформировать языковые и речевые компетенции учащихся, помочь учащимся освоить технику ведения дискуссии;
развить интерес к лингвистическому исследованию посредством вовлечения учащихся и заинтересованных лиц в лексикографическую работу;
оформить полученные результаты в виде оригинальной электронной словарной статьи как с иллюстрациями учащихся, так и другим иллюстративным материалом;
проект сделать доступным для лиц, желающих расширить знания по русскому языку
Технологии и методики:
1) личностно-ориентированный подход в проектной деятельности учащихся;
2) технология сотрудничества;
3) информационно-коммуникационные технологии.
Методы:
информационно-поисковый с последующим анализом и обобщением;
компьютерной обработки данных;
творческой рефлексии (с создание словаря с иллюстрациями )Актуальность проекта связана с повышением в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык и литература, и с очевидной необходимостью модернизации процесса преподавания русского языка и литературы в условиях активно развивающихся новейших информационных технологий и сети Интернет.
Новизна разработки и реализации проекта заключается в том, что
удалось интегрировать в учебный проект возможности Интернета;
на этапе самостоятельной деятельности проводится консультирование учащихся через электронную почту: ученики обмениваются сообщениями, выставляют иллюстрации, печатные работы и получают мои комментарии ;ученические работы доступны для просмотра и обсуждения всем участникам проектной группы и всего интернет - сообщества, которое создалось
Календарный план реализации проекта
№№ Этапы Виды деятельности Дата Место Ресурсы
1. Организационно-установочный Создание команды учащихся Сентябрьоктябрь2013-14уч.год. Школа, кабинет русского языка Учебники русского языка и литературы 5-9 классов, Даль В.И. «Иллюстрированный толковый словарь русского языка», Даль В.И. «Пословицы русского народа»,
2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта Выбор средств реализации, обсуждение структуры статьи, техники выполнения рисунков Октябрь-ноябрь
2013-14 уч.годШкола, кабинет русского языка Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», Учебники литературы 5-9 классов по ред.Коровиной,
3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся Формирование примерного списка слов, формирование возрастных групп декабрь
2013-14уч.год Школа, кабинет русского языка Электронные ресурсы
slovari.yandex.ru›~книги/БСЭ/Фасмер Макс
Яндекс.Словари›БСЭ, 1969-1978
interpretive.ru›Отечественная история в терминах и понятиях
interpretive.ru›Словарь исторических терминов.
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех
Словарь русских синонимов (online версия) и т.д.
4 Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся Подбор необходимых материалов, , создание электронной почты проекта Ноябрь-декабрь
2013-14уч.г. Кабинет информатики 5 Работа над проектом Отбор необходимого материала,работа со словарями и электронными источниками,обработка информации,оформление материала по блокам; творческая рефлексия (создание иллюстраций С октября 2013 по декабрь 2013/
Домашняя работа, работа в библиотеке школы, в кабинете русского языка, информатики , Фасмер М.. «Этимологический словарь русского языка в 4-х томах»,А.А. Зализняк. «Грамматический словарь русского языка: Словоизменение»,Рогожникова Р.П. «Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей XVIII – XX вв.»
6 Подведение итогов, оформление результатов Промежуточное подведение итогов: -участие в
февраль 2014-10 словарных статей
апрель
2014 - 18 словарных статей МБОУ СОШ №14», г.Саров7 Анализ успехов и ошибок. Рецензирование работ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :-на данный момент в «Историческом музее русских слов» 18 словарных статей учащихся;
Примеры детских работ (Приложение 5)
Выводы :Создание проекта будет способствовать пробуждению интереса учащихся к слову, осмысленному чтению текстов произведений, формированию исследовательских, коммуникативных, творческих и практических навыков работы с различными средствами информации, включая Интернет-ресурсы.
Впоследствии произойдёт расширение авторского состава за счёт вовлечения в работу над проектом максимального числа заинтересованных школьников самых разных возрастных групп .В рамках «Исторического музея русских слов» созданы мультимедийные презентации, которые используются на уроках русского языка и литературы.
Творческий и игровой учебный проект «Страна Глаголия» в 6 классе.
(Приложение № 9)
Широкие возможности для развития творческих способностей учащихся, их самореализации, повышения качества знаний дают проекты, на которых творческая активность ребят достигает высокой степени, поскольку каждый этап работы над проектом строится на основе самостоятельно подготовленного учащимися материала и позволяет детям продемонстрировать свои способности, уровень знаний. Презентация мини-проектов проходит на обобщающем уроке в форме деловой игры, который является подготовительным этапом к контрольному тестированию на последующем уроке, строится на основе подготовленных обучающимися лингвистических проектов, проводится с использованием информационно- коммуникационных и игровых технологий. Проверка знаний в форме творческих проектов и тестирования даёт представление об уровне функциональной грамотности обучаемого, его способности к творческому применению приобретённых знаний.
Подготовка к заключительному уроку занимает 15-20 уроков. За это время проводится большая работа по созданию творческих проектов, которые делаются постепенно во время урочных и внеурочных занятий.
№ К-вочас. Раздел программы
Глагол (6 класс) Вид деятельности Тип урока
61
2 Глагол. Повторение. Урок- лекция. Виды глагола. Видовые пары.
1-й этап подготовки проекта «Страна Глаголия» (тема,цели,задачи, деление на группы) Фронтальная
Индивидуальная.
Обозначение темы творческого проекта. Урок-лекция с элементами игры,с применением мультимедийной презентации
62 1 Р.Р. Стили речи: научный стиль. Написание лингвистического мини-сочинения «Что я знаю о глаголе» Фронтальная,групповая,парная,
индивидуальная Урок развития речи
63 1 .Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы.
2-й этап
Создание банка идей, заданий для заключительного урока.
Фронтальная,индивидуальная. Практикум
ОНЗ
64 1 Глаголы переходные и непереходные. Фронтальная
Индивидуальная ОНЗ
65 2 Наклонение глагола. Подготовка к проекту. Фронтальная
Индивидуальная
Групповая ОНЗ
66 2 Условное, повелительное наклонение
(P|PНаписание лингвистической сказки) Фронтальная
Индивидуальная ОНЗ
67 1 . Правописание гласных в суффиксах глаголов Фронтальная
Индивидуальная ОНЗ
68 2 Практикум. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Повторение, закрепление. Создание банка идей, заданий,кроссвордов. Фронтальная
Индивидуальная урок отработки умений и рефлексии.
69 1 Р.Р. Речевой этикет: приветствие, прощание, пожелание. Фронтальная
Индивидуальная Урок развития речи
70 1 Изменение глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени. Фронтальная
Индивидуальная урок отработки умений и рефлексии.
71 1 Личные окончания глаголов 1, 2 спряжения. Словарный диктант. Фронтальная
Индивидуальная Урок- практикум отработки умений и рефлексии.
72 1 Р.Р. Обучающее изложение «Алёшина скамейка» по теме «Глагол».
Фронтальная
Индивидуальная
Урок развития речи
73 1 Р.Р. Написание обучающего изложения по теме «Глагол». Индивидуальная Урок развития речи
74 2 Правописание личных окончаний глаголов 2 лица, ед. ч., мн.ч настоящего времени, повелит накл. Индивидуальная Урок- практикум отработки умений и рефлексии
75 1 Р.Р. Речевой этикет: благодарность, просьба, совет.
Написание мини-сочинения. Фронтальная
Индивидуальная
Групповая Урок развития речи
76 1 Контрольный диктант «Наша страна» по теме «Глагол». Индивидуальная КЗ
80 1 Практикум. Спряжение глаголов. Индивидуальная КЗ 81 1 Практикум. Морфологический разбор глагола. Синтаксическая функция глаголов. Индивидуальная КЗ 82 1 Урок- проект «В гостях у Глагола». Фронтальная
Индивидуальная
Групповая К 14.02.
83 1 Зачёт № 4. Глагол. Индивидуальная КЗ 15.02.
84 1 Тестирование. Глагол. Индивидуальная КЗ 17.02
Заключительный урок вызывает у ребят большой интерес. Один из этапов урока – это презентация творческих лингвистических проектов:«Авторские лингвистические игры», сборник лингвистических сказок о глаголе. Сборник содержит следующие лингвистические сказки: «Почему Не с Глаголом пишется раздельно?», «Как родились переходные и непереходные глаголы?», «Сказка про мягкий знак в Глаголе», «Сказка про спряжения Глагола», «Речь на открытии памятника Глаголу».
Вывод
Применение метода проектов на моих уроках позволяет учащимся развить творческое мышление, коммуникативные навыки, помогает ориентироваться в социокультурном пространстве, успешно сдавать экзамены и поступать в престижные вузы страны. Так как неотъемлемой частью экзамена по русскому языку и литературе является сочинение, то развитие творческого мышления является важной частью образовательного процесса и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся. Сравнивая количество учащихся, обучающихся на «4» и «5», можно увидеть значительный рост:
Результаты ЕГЭ и ГИА
2010 уч.год11 класс – средний бал- 64,5
6 медалистов - средний бал- 77
2013 уч.годЕГЭ
11класс-средний балл- 65,1
5 медалистов –средний балл-76,2
ГИА
9 А кл.-средний бал % качества-63% (средняя оценка 4.2)
Процент качества знаний
Предмет 2011-2012 2012-2013 2013-2014
Русский язык 79/60 (76%) 114 /87(76,3%) 114 /90 (78,9%)
Литература 79/70 (89%) 114 /100(87,7%) 114/103(90,3 %)
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы даёт положительные результаты, усиливает воспитательный эффект, вызывает желание и дальше осваивать этот метод. Все это формирует ключевые компетенции учащихся: личностные, предметные, метатапредметные. Этот метод считаю актуальным для современного образования.
Список используемой литературы:
1.А.Г.Нарушевич, Русский язык Проекты? Проекты…Проекты!5-11классы Учебно-методическое пособие под редакцией Н.А.Сениной, легион Ростов- на- Дону 2013
2.Л.В.Байбородова, Л.Н.Серебренников. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах.Пособие для учителей общеобразовательных организаций, Москва «Просвещение»2013г.
3.О.В.Плетенева, О.В.Целикова и т.д. Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования : методическое пособие. -Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.-134с.
4.Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования, Научно-методический журнал №7 октябрь 2013 ст.С.И.Кузнецова «Проектная деятельность как механизм развития детской одарённости».
5.Научно практический журнал одарённый ребёнок №6 2013г. ст. Е.С.Алексеева. От проекта к проекту по ступенькам личного роста.
6.Технология проектной деятельности на уроках гуманитарного цикла и её влияние на формирование базовых компетенций учащихся//образование в современной школе.-2014.-№1.-С.17-18.
7.Курбанов,Н. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как фактор социализации старшеклассников//Сельская школа..-2014.-№1.-С.93-97.
8. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара, 1994
9.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006.
Ресурс интернет, ссылки на сайты http://um-ka367.narod.ru10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru/