Доклад Метод проектов на уроках и во внеурочное время


МБОУ Новосёлковская СШ











Учитель высшей категории:
Чернышова Наталья Владимировна



д. Бебяево 2012 г.
С 2006 года в нашей школе проводится научно-исследовательская и проектная работа в рамках сотрудничества с АГПИ.
Сущность проектного и исследовательского метода обучения заключается в самостоятельной поисковой деятельности обучения: теоретической и практической.

Нужно ли заниматься исследованиями?
Развивается потребность к новизне.
Развивается способность искать и узнавать новое.
Вырабатывается умение видеть проблему, конструировать
гипотезы , задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать,
делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать
определения понятиям, излагать и защищать свои идеи
Опыт побед и поражений важен для дальнейшей жизни
Ребёнок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, выигрывать и проигрывать.

Исследование-
это процесс выработки новых знаний, поиска неизвестного, один из видов познавательной деятельности. Это поиск истины. Оно не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели и прототипа.
Проект –
это изготовление какого-либо изделия по разработанному плану.
Сшить фартук для мамы;
Изготовить сувенир для папы;
Сшить мягкую игрушку для сестрёнки.

Какими могут быть темы исследования ?

Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях. 1. Проект космического корабля. 2. Волшебная машина или прибор. 3. Парк фантастических растений. 4. Сценарий фантастического фильма.
5. Школа будущего.
Экспериментальные (эмпирические)– темы предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.
1. Удивительные превращения индикаторов. 2. Что такое вулкан? 3. Отчего в сыре дырки? 4. Удивительное лакомство . 5. Этот загадочный витамин С. 6. Такие разные часы? 7. Почему идёт дождь 8. Правдивая история о соли. 9. Хлеб всему голова. 10. Какого цвета свет? 11. Чудеса мыльного пузыря.

Теоретические – изучение и обобщение фактов, материалов, содержащиеся в разных теоретических источниках. 1. Чем питались наши предки ? 2. Где живёт Дед Мороз ? 3. Для чего нужны нашивки на военной форме 4. Кто такие динозавры ? 5. Что такое государственная символика ? 6. Почему наш посёлок называется «Бебяево" ? 7. Почему летает самолёт? 8. Почему лимоны кислые ? 9. Дерево – мой лучший доктор. 10. Почему кошка мяукает ? 11. Птицы наши друзья. 12. Что внутри шахты?

На первом этапе работы мы изучили теоретические идеи и методические рекомендации профессора А.И. Савенкова.
Затем были определены следующие направления работы с детьми:
работа кружка «Юный исследователь» для 1-2 классов;
проведение отдельных занятий по развитию познавательных способностей ;
систематическое включение тренировочных заданий на других уроках;
составлено учебно-тематическое планирование курса «окружающий мир» с исследовательским подходом;
проведение отдельных консультаций с родителями;
подготовка детских исследовательских проектов и их защита.
Это позволило нам достичь следующих целей:
воспитать высокую активность и самостоятельность детей в процессе решения познавательных задач;
развить устойчивую потребность и способность получать разнообразную информацию об окружающей природе, совершенствуя экологическое сознание;
учить детей открывать новые знания об окружающем мире, используя различные способы познания;
учить детей проводить эксперимент, наблюдать;
учить детей видеть проблемы, выдвигать гипотезы;
учить детей делать выводы и умозаключения.
Большое внимание уделяется на занятиях кружка и уроках формированию навыков и умений, необходимых в решении данных задач.
Исследовательские и проектные задачи могут быть разными по форме: от небольших текстовых задач до заданий на длительные изыскания. Главное заключается в том, что поставленную проблему ученик решает сам, осуществляя все имеющиеся основные этапы:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1. Ученик выявляет актуальность проблемы, требующей разрешения т.е выбирает тему.


Правила выбора темы:
Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Желание исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Чтобы выбрать тему нужно знать его склонности.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро.
Помогая ребёнку выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одарённым.
Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.
Выбирая тему нужно учесть, есть ли необходимые для её решения средства и материалы.

2. Определить цель и задачи исследования.


3. Выдвинуть гипотезы исследования.
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.


4. Составить план работы.


5. Подумать самостоятельно.
Задай себе вопросы: Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу?



6. Спросить у других людей.

7. Посмотреть в книгах.


8. Посмотреть по телевизору.

9. Получить информацию у компьютера.

10. Понаблюдать- интересный и доступный способ добычи новых знаний.

11. Провести эксперимент.


12. Связаться со специалистом.

13. Подготовка к защите.
Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг, проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить самое главное и рассказать об этом товарищам.

14. Ответь на вопросы.



Наша задача была охватить всех, а не только особо одаренных детей, помочь ученикам найти интересную их область занятий. Для этого мы по методике «Палитра интересов» постарались выявить склонности и интересы у каждого ребенка. Анализируя данные результаты пришли к выводу, что большая часть учащихся склонны и интересуются естествознанием и природой.
В этом году я выпустила четвероклассников, с которыми занимались исследовательской деятельностью все 4 года. В первом классе из 15 учащихся исследователями были 10 учеников, остальные по ряду причин отказались от данной работы. Во 2 классе присоединились ещё 2 и к концу 4 класса все ученики участвовали в исследованиях.
Работу над выбором индивидуальной темы начинаем в ноябре месяце. Для родителей проводим родительское собрание, где разъясняем какова их роль при проведении исследований их ребёнком. Мы уверены, что без участия родителей результатов не будет.
Для них проводим консультации по следующим вопросам:
Как выбрать тему исследования.
Какими могут быть темы исследования.
Цель и задачи исследования.
Гипотеза исследования.
Как составить план работы.
Как защитить исследовательскую работу.
От чего зависит успех.
№17,18 Далее ребенок вместе с мамой и папой проводит самостоятельные индивидуальные исследования в той области, которая представляет для него наибольший интерес. Тем самым ребенок получает опыт собственно творческой работы. Данная система включает не просто методы интеллектуального обогащения учеников, но и выявления наиболее одаренных из них на основании самого учебного процесса, а не психологических тестов. Тем самым обеспечивается определенная «демократичность» работы, подчеркиваемая и тем обстоятельством, что работают все ученики, а не только избранные. Такая система позволяет включить перед самостоятельной работой очень важный момент формирования интересов.
На занятиях мы даем возможность проявить себя каждому ребёнку, почувствовать вкус успеха, поверить в свои возможности. У ученика появляется интерес, развивается мотивация, что и является необходимым условием успеха.
Работая шестой год по такому направлению мы заметили:
Дети стали больше читать и интересоваться книгами.
Родители сплотились в дружный коллектив, помогая детям друг другу вести наблюдения и исследования.
Детей стало интересовать всё и нет конца вопросам: «Почему ?»
Родители стали приобретать детям книги познавательного характера.
№19,20 Каждый год индивидуальные исследования завершаются школьным конкурсом. Победители участвуют в региональном конкурсе «Я – исследователь». Наши ученики участники II регионального конкурса с работой «Путешествие в мир картона» – Глушенкова Кристина призёр (2 место); III региональный конкурс с работами «Необыкновенное лакомство мороженое» и «Хлеб всему голова»– участники Федотова Валерия и Глушенкова Кристина ; IV региональный конкурс работой «Удивительные превращения индикаторов» – победитель Глушенкова Кристина(1 место) и «Чудеса мыльного пузыря» - победители Дмитриев Артём и Федотова Валерия (3 место).; V региональный конкурс – победители Федотова Валерия и Глушенкова Кристина (1 место) с работой «Этот загадочный витамин C» и победитель за эрудицию Курбакова Олеся с работой «Такие разные часы».
Победитель V регионального конкурса Глушенкова Кристина участвовала в Российском конкурсе «Я - исследователь» в г. Сочи и заняла 2 призовое место. В 2010 году лауреаты Российского конкурса «Я – исследователь» в г. Сочи Федотова Валерия и Глушенкова Кристина.
В 2007 году опыт с одарёнными детьми заслушан на научно-практической конференции на базе АГПИ “Формирование и развитие умений и навыков исследовательской и проектной деятельности у первоклассников» с последующим изданием сборника «Работа с одарёнными детьми в системе образовательного пространства России, и в 2008,2011 годах делились опытом работы на всероссийских конференциях на базе АГПИ «Особенности адаптации одарённых детей в коллективе сверстников» и «Роль семьи и общественности в развитии детской одарённости» с последующем изданием сборника «Развитие детской одарённости в современной образовательной среде».
Эффективное сотрудничество взрослых и детей, создает благоприятную почву для развития личностных особенностей, позволяющих и в будущем действовать эффективно и успешно. С переходом на новые стандарты второго поколения данная работа успешно находит своё применение.
Используемые нами материалы для работы с младшими школьниками в плане развития у них умений и навыков исследовательского поведения, надеюсь, позволили сделать реальный шаг на этом пути. Дальнейшие исследования, направленные на решение этой задачи, вероятно, принесут нам массу интересных профессиональных решений.





















































"Метод проектов на уроках
и во внеурочное время"Arial BlackЧастый вертикальный