Метод проектов как способ развития творческих способностей учащихся на уроках технологии


Метод проектов как способ развития творческих способностей учащихся на уроках технологииСодержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 3-5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………. 5-20
1.1 Сущность понятия проектной деятельности…………………………. 5-9
1.2 Характеристика проектной деятельности……………………………. 9-11
1.3 Использование проектной деятельности в технологии……………… 12-20
2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ «ТЕХНОЛОГИИ» …………………………….20- 44
2.1 Роль и место раздела «Вязание крючком» в образовательной области «Технология»………………………………………………………………… 20-22
2.2 Разработка плана-конспекта урока по теме «Метод проектов» 5 класс..22-25
2.3 Разработка коллективного проекта по теме «Вязание крючком». …… 25-32
2.4 Разработка творческого проекта по теме «Вязание крючком»………. 32-40
2.5 Методические рекомендации для учителя…………………………… . 40-43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………44-45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ … …………………… 46-47
Введение
Актуальность темы исследования. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии.
Включение метода проекта в образовательный процесс было сопряжено с рядом трудностей. Некоторые педагоги с осторожностью относятся к новшеству. Ведь стать подлинно научным руководителем группы школьников, работающих над проектами, не каждому учителю по плечу. Здесь нужна и высокая квалификация педагога, и достаточный уровень знания преподаваемого предмета, и готовность к дополнительным временным затратам.
Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения проектных заданий. Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся, так как проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие требования.
Объектом исследования является процесс обучения технологии.
Предмет исследования – метод творческих проектов.
Цель исследования – изучить методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» как способ развития творческих способностей учащихся на уроках.
Гипотеза работы – если в процессе обучения технологии использовать метод творческих проектов, то будут развиваться творческие способности учащихся в области проектирования и изготовления изделий.
Задачи исследования  следующие:
· Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.
· Разработать методику преподавания раздела «Проект» в школьном курсе «Технология».
· Узнать требования, предъявляемые к проектам учащихся.
· Представить примеры применения проектной деятельности на практике.
Методы работы: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение.
Теоретическая значимость работы заключается в определении гностической сущности методики руководства проектной деятельностью, который может быть использован в процессе обучения учащихся и конкретизации развития творческих способностей учащихся.
Практическая значимость: разработанная методика руководства проектной деятельностью может быть использованы в работе учителей, воспитателей, а так же педагогам дополнительного образования и родителям.
Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии
Сущность понятия проектной деятельности
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:
• не было учителей, способных работать с проектами;
• не было разработанной методики проектной деятельности;
• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;
• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;
• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.
В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
В 90-е гг. ХХ в. был накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские; творческие, приключенческие, информационные, практико-ориентированные.
Наиболее полное понятие «проектный метод» представлено в исследованиях И.Д. Чечель. По мнению ученого, исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся рассматривается сегодня и как составная часть современных педагогических технологий. Исследователь определяет метод проектов как педагогическую технологию. По мнению автора, цель данной технологии ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых, для активного включения в проектировочную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде.
Раскрытие сущности проектного метода обучения мы находим в работах В.В. Гузеева. Ученый отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. По мнению автора, суть данной технологии заключается в следующем. Учитель ставит школьникам учебную задачу, представляя тем самым исходные данные и очерчивая планируемые результаты. Все остальное учащиеся выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым, корректируют деятельность.
Другой подход к рассмотрению метода проектов мы находим в работах Г.К. Селевко. Ученый рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий.
Так, Г.К. Селевко этот метод представляет как:
– вариант технологии проблемного обучения;
– комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;
– способ группового обучения;
– компонент методики обучения в школе С. Френе;
– способ организации самостоятельной творческой деятельности учащихся;
– метод саморазвивающего обучения в преподавании основ наук в школе старшей ступени.
Таким образом, можно отметить отсутствие у ученых единого мнения о сущности данного метода в условиях современного образования.
Характеристика проектной деятельности
При проектном методе обучения освоение знаний и приобретение умений учащимися осуществляется в процессе выполнения проекта, включением школьников в процессы проектирования, реализации и рефлексии. «Учебный проект» – самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно.
Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения. Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся «идут не туда». Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив. Поэтому логика построения деятельности школьников при выполнении проекта должна соответствовать общей структуре проектирования.
Содержание познавательно-трудовой деятельности школьников при выполнении проекта можно представить в виде схемы «Этапы проектной деятельности».
ПОИСКОВЫЙ ЭТАП
1. Поиск и анализ проблемы.
2. Выбор темы проекта.
3. Планирование проектной деятельности по этапам.
4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП
1. Поиск оптимального решения задачи проекта.
1.1 исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна
1.2 выбор технологии изготовления
1.3 экономическая оценка,
1.4. экологическая экспертиза.
2. Составление конструкторской и технологической документации.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.
2. Выполнение запланированных технологических операций.
3. Текущий контроль качества.
4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Оценка качества выполнения проекта.
2. Анализ результатов выполнения проекта.
3. Изучение возможностей использования результатов проектирования.[9]
Использование проектной деятельности на уроках технологии
Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности. Образно этот процесс можно представить как «расширяющуюся воронку», в которую вовлекаются новые знания, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектное обучение методом развивающего обучения.
Программой новой образовательной области «Технология» предусмотрено выполнение учащимися II–XI классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.
Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.
Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и собственно деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства. Таким образом, можно говорить об эргономическом содержании новой образовательной области «Технология», которое является естественным развитием политехнизма в современных условиях.
Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.
Творческий проект – это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Цели проектирования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.
Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания постигать тактику действия при решения не детерминированных, а вероятностно-статистических задач, формировать расширяющиеся представления о содержании проектов различной сложности.
При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.
Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.
Важной целью проектирования по «Технологии» является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Следует считать, что цели проектирования достигаются, когда эффективность педагогических усилий учителя и воспитательно-образовательного процесса оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы и у каждого учащегося:
· информационной обеспеченности;
· функциональной грамотности;
· технологической умелости;
· интеллектуальной подготовленности задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для рационального планирования деятельности, в том числе совместной с другими людьми);
· волевой подготовленности на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и др.
Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.
Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.
На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие – с мыслью, культуру гуманитарную – с культурой технической, труд – с творчеством, художественную деятельность – с проектированием и конструированием, технологию – с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.
Задача проектирования – сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения. К ним относится осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий:
· понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;
· планирования конечного результата и представления его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы…»;
· планирования действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом времени, сил, средств;
· выполнения обобщенного алгоритма проектирования;
· внесение коррективов в ранее принятые решения;
· конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о помощи;
· выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;
· самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;
· составления схемы необходимых расчетов, представления их в вербальной форме;
· оценивания результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
· оценивания проектов, выполненных другими;
· понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов;
· конструирования представлений о профессиональной проектной деятельности, индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии;
· расшифровывания замысла, идей, решений проектировщика по «посланию», которым является готовое изделие, появившиеся на рынке.
При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др.
При подборе проектных заданий необходимо учитывать принципы дидактики, специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских
Использование в практике проектного обучения школьников комплексного многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за основу выбора проектов учет организационно-педагогических, технологических, экономических, психолого-физиологических, эстетических и эргономических требований. Характерными признаками творческих проектов являются: творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения. В то же время творческий проект – это своеобразное учебно-трудовое задание.
Процесс выполнения творческого проекта предполагает комплексное отражение изученных вопросов и практических работ на уроках технологии. При подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений на конкретном объекте.
Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.
Важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или просто рынка.
Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы.
Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.
Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы – временного, творческого коллектива.
Проекты рекомендуется выполнять по следующим направлениям:
1. Решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации, бытовых устройств, декоративно-прикладных изделий и т.п.
2. Разработка и модернизация технологии для изготовления различных видов объектов из древесины, металла, пластмассы, ткани, обработки пищевых продуктов, почвы, использования вторичных ресурсов и т.д.
3. Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.
4. Разработка способов и приемов рационального ведения хозяйства, благоустройства усадьбы и жилища.
5. Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов деятельности учащихся, проведением мероприятий экологического характера.
Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, так как невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении ее учащимся. Собственно, она предназначена для формирования для формулирования школьником ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.
Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.
К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть восприняты учащимися почти как инструкция, руководство:
· объект должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен;
· будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя;
· необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику реализовать себя в творчестве, что он ему по силам;
· не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых изделий никто предложить на рынок не может.
Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества, необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг.
Основными критериями выбора проектов являются: оригинальность, доступность, надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоемкость; стоимость и т.д.Перечень примерных тем творческих проектов учащихся:
Из материалов и нитей – детская, нарядная и деловая одежда, гобелены, декоративные панно, разнообразные виды вышивки, различные виды плетения, бисероплетение.
Из различных природных материалов – панно, подделки из соломки, украшения из листьев, коры, ракушек, ракушек, кожи и т.д.Из древесины – шкатулки, разделочные доски, игрушки, столовые приборы.
Из металла – украшения с применением различных технологий.
Из глины – вазы, кувшины, блюда, игрушки, свистульки и т.д.
Разработка и апробация уроков с применением проектной деятельности в курсе «Технологии»
Роль и место раздела «Вязание крючком» в образовательной области «Технология»
Важный аспект трудового обучения – соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно – прикладного характера. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Вязание крючком приобщает детей к художественному творчеству, способствует эстетическому развитию, дает возможность ознакомить учащихся с художественно – теоретическими основами декоративно – прикладного творчества.
В учебном плане на изучение темы «Вязание крючком» отводится недостаточное количество часов, чтобы наиболее полно ознакомить учениц с этим видом декоративно-прикладного искусства.
Занятия вязанием в общеобразовательной школе могут проводиться в урочное и внеурочное время со школьниками любого возраста.
Раздел «Вязание крючком», рассчитан на 8 часов в 6 классе и 12 часов в год в 7 классе, предусматривает изучение и освоение нескольких тем и разделов и хорошо вписывается во вторую четверть учебного года. Это обусловлено, во-первых, необходимостью приобретения и закрепления навыков работы крючком, во-вторых, подготовкой к Новому году и, в-третьих, ограниченной часовой нагрузкой 2 четверти.
Пояснительная записка.
Рассмотрим творческую работу учащихся на тему «Разработка и выполнение круглой скатерти на основе салфетки в технике вязания крючком».
Работа выполняется в следующей последовательности:
1. Обоснование возникшей проблемы и потребностей.
В данном случае ученица ставит перед собой задачу выполнить в технике вязания крючком круглую скатерть для чайного столика. За основу выбирается круглая салфетка, принимается решение увеличить ее диаметр, разработав схему вязания самостоятельно.
2. Составление плана работы по изготовлению проектируемого изделия и схемы обдумывания.
3. Сбор эмпирического и исторического материала, оформление списка используемой литературы.
4. Выбор лучшего эскиза из всех представленных на экспертизу. Оценка производиться по критериям: эстетическим, технологическим, экономическим, экологическим.
5. Выбор материалов. В данной работе с целью экономии используются отходы хлопчатобумажные нитки.
6. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, используемых в работе.
Инструменты.
Оборудование.
7. Составление технологической карты для изготовления скатерти.
8. Экономическое обоснование проекта: расчет производственной и полной себестоимости изделия, цены оптовой и нормативной прибыли, рентабельности производства. Далее описываются возможные пути сбыта продукции. Разрабатывается рекламный проспект.
9. Экологическое обоснование проекта. Рассматривается возможное влияние технологического процесса на окружающую среду и здоровье человека. Изучается техника безопасности.
10. В конце проекта обязательно делается самооценка проделанной работы. Ученица отвечают на следующие вопросы: «Что было сделано?», «Что не удалось сделать?», «Почему это не удалось сделать?». Оценивается трудоемкость, качество выполненной работы и соответствие готового изделия задуманному.
11. Защита проекта. Оценка работы руководителем проекта.
Разработка урока по теме «Метод проектов» 5 класс.
Цель. Дать понятие о процессе проектирования изделий; развивать творческие и исследовательские способности, логическое мышление; воспитывать аккуратность, внимательность, прививать эстетический вкус.
Оборудование: учебники, цветные карандаши, творческие проекты учащихся, рабочая коробка.
План урока:
I. Повторение изученного на прошлом уроке.(5 мин.)
ВОПРОСЫ.
1.Что такое творческий проект ?2.Объясните значение слов «творчество» (создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей)) , «проект»( замысел, план выполнения какого – либо действия)
3.Кто может быть создателем творческого проекта? Может ли творческий проект быть коллективным? Примеры.
4.Из каких частей состоит творческий проект?
5.Какие способности развивает проектирование?
6.Что представляет собой пояснительная записка?
7.Этапы проектирования.
II.Изучение процесса проектирования. (30 мин.)
На доске:
Этапы проектирования.
I.Организационно – подготовительный
II.ТехнологическийIII.ЗаключительныйПлан выполнения творческого
проекта:
1.Формулировка проблемы.
2.Возможные варианты и их оценка (эскизы).
3.Обоснование выбора.
4.Технологическая схема осуществления проекта.
- выбор материалов
- выбор инструментов и приспособлений
- последовательность изготовления
5.Расчет затрат на изготовление изделия.
6.Описание окончательного варианта и самооценка.
1.Слово учителя : мы уже получили первое представление о процессе проектирования, но для того, чтобы он стал более понятным для вас, я пригласила на урок учениц старших классов с их творческими проектами. Они расскажут нам об этапах проектирования и покажут, как происходит защита проекта.
Ваша задача : внимательно выслушать выступление каждой девочки,
сделать для себя в тетради необходимые на ваш взгляд записи и подготовить свои вопросы выступающим.
2 Защита проектов. Выступления учащихся старших классов.
Вопросы :- почему именно это изделие выбрано для самостоятельной творческой работы?
– какие правила техники безопасности ты выполняла?
– какие швы, узлы и техники рукоделия применялись в творческой работе?
- качественно ли выполнено твоё изделие?
- что нового ты узнала в процессе выполнения проекта?
- что удалось в работе, а что не получилось?
- какой этап был для тебя наиболее интересен?
- что вызвало наибольшее затруднение при выполнении проекта?
- какую оценку ты себе поставишь?
- понравилось ли твоё изделие родным?
- если бы тебе пришлось выполнить проект заново, какие изменения, дополнения ты бы внесла в него?
- какова стоимость твоего изделия( если его продать?)
-объясни преимущества изготовленного тобой изделия.
3.Закрепление материала.
Вопросы:
1.Этапы выполнения проекта.(организационно – подготовительный , технологический, заключительный)
2.Что включает в себя организационно – подготовительный этап?
3.Содержание технологического этапа?
4.Что представляет собой заключительный этап?
5.Что нужно представить к защите проекта?
6.Что необходимо учитывать при выборе темы проекта?
4.Практическая работа: «Мой первый мини-проект»
Задание:
• Ознакомиться с планом выполнения творческого проекта:
• Выполнить первые три пункта (работа в тетради)
1.Формулировка проблемы.
2.Возможные варианты и их оценка (эскизы).
3.Обоснование выбора
Учащимся демонстрируются поделки – сувениры, чтобы помочь с выбором изделия для проекта
III. Подведение итогов.(10 мин.)
1. Обсуждение работ учащихся.
2.Изучение рекомендаций .•Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе как можно больше людей ( учителей, родителей. друзей…)
•Подбирай информацию из книг, журналов, компьютерных программ, сети Интернет телепередач, пользуйся справочной литературой, материалами музеев и выставок.
•Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, фотоаппарат, принтер и др.
•Используй знания по другим предметам, а также свой бытовой опыт
•Изучай национальные традиции своего народа.
•Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
IV. Домашнее задание.
Продумать организационно - подготовительный и технологический этапы проектирования, начать работу над пояснительной запиской,
представить разработки к следующему уроку.
Разработка коллективного проекта по теме «Вязание крючком»
Тема урока: «Вязание крючком по кругу. Цветочная поляна».
Цели урока:
- образовательная – ознакомить учащихся со способами вязания изделий по кругу, приемами вязания крючком по кругу;
- воспитательная –прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России, потребности в творческом труде, заинтересованности в конечном результате труда.
- развивающая – способствовать развитию умений и навыков выполнения технологических операций вязания крючком, развивать исполнительские умения, внимание, применять имеющиеся знания на практике.
Тип урока: комбинированный.
Формы: практическая, индивидуальная, групповая.
Методы: Объяснительно-иллюстративный(рассказ, объяснение, работа с инструкционными картами, демонстрация слайдов, готовые изделия), частично- поисковый(беседа, работа с учебником, практическая работа, проверочная работа)
Технологии: здоровьесберегающие.
Оборудование: мультимедийное оборудование; образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи.
Словарь : начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.
Объекты труда: образцы вязания крючком, крючки, пряжа для вязания, ножницы, рабочие тетради, инструкционные карты, компьютеры, проектор, экран, журналы «Валя-Валентина».Межпредметные связи: математика, черчение, химия, информатика, история, ОБЖ, ИЗО.
Материально-техническое оснащение:
1.Образцы вязания крючком.
2.Презентации при объяснении нового материала.
3.Инструкционные карты и видеоматериал для выполнения практической работы.
4.Ход урока:
Сегодня замечательный весенний день. А весна - это новые позитивные эмоции, радостное настроение. А вы сегодня готовы к работе? Какое у вас настроение? Я вижу, вы улыбаетесь, я улыбнусь вам, и с таким позитивным настроением мы приступим к работе.
Повторение пройденного материала.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение древнего и в тоже время актуального вида рукоделия «Вязание крючком».
Давайте вспомним, что вы знаете об этом виде рукоделия?
(Сообщение о возникновении вязания крючком с презентацией)-3 мин
На прошлых занятиях мы изучили несколько элементов вязания крючком.
-Какие элементы вы уже знаете?(воздушная петля, цепочка из воздушных петель, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, столбик с 2,3 накидами)
Для проверки ваших знаний проведём разминку: Вы должны указать соответствие между названиями во 2 столбце и определениями в 4 столбце.
Вязание крючком- многогранная техника, крючком можно связать самые разнообразные изделия
(Сообщение о изделиях которые можно изготовить в данной технике)-3 мин.
Большим крючком и толстыми нитками можно вязать свитера и шляпки, маленьким крючком и тонкими нитками можно выполнить изящные изделия, похожие на плетёные кружева. А также можно выполнить замечательные изделия, которыми можно украсить одежду и использовать как украшение интерьера, да просто выполнить замечательный подарок.
Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы познакомимся с вязанием по кругу.
-А как вы думаете, какое изделие можно связать используя способ «вязание по кругу»? (салфетку, шапку, цветок)
В преддверии женского весеннего праздника -8 Марта, я хочу предложить изготовить цветок.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Вязание по кругу. П.Р. Вязание цветка».
Чему мы должны научиться на уроке?
Цель урока: научиться вывязывать цветок, используя способ «вязание по кругу».
Изучение нового материала.
-Откройте ваши тетради и запишите число и тему нашего урока.
-А теперь откройте учебники на странице 150-151 . Найдите в тексте, с чего начинается вязание по кругу?
(-вязание по кругу начинается с основного кольца)
-Как выполнить основное кольцо?
(-вяжут цепочку из воздушных петель, затем вводят крючок в первую петлю, делают накид на крючок и вытягивают нить т.е. закрывают кольцо соединительным столбиком)
-При этом останется отверстие в изделии?
-(Да)
-А если нам необходимо закрыть отверстие, что нужно сделать?
-(Нужно начать вязание с петли из нитки, придерживая нижнюю часть петли, крючок вводят в петлю, делают накид и вытягивают нитку. 1 петля поворота и провязывают первый круг кольца столбиками без накида)
ПОКАЗАТЬ, КАК НАЧАТЬ ВЯЗАНИЕ С ОТВЕРСТИЕМ И БЕЗ ОТВЕРСТИЯ
-Существует 2 способа вязания по кругу: по спирали и кругами. Описание данных видов способов подробно рассмотрено в учебнике. Обратите внимание, что получается плотное вязание по кругу Рис. 113.
Вязание по спирали отличается от вязания по кругу только тем, что ряды не замыкаются, а идут по спирали.
Закон круга
При вязании по кругу нужно прибавлять в каждом круге разное число петель в зависимости от рисунка. Если круг выполняется из столбиков без накида, то следует равномерно прибавлять 6 петель на круг, если из полустолбиков, то 8 петель, если из столбиков с накидом, то 12 петель, если из столбиков с двумя накидами, то 16 петель. И далее, при увеличении числа накидов в столбиках прибавляется по 4 петли на круг при добавлении очередного накида. Для того, чтобы прибавить петлю, нужно вывязать два столбика из одной точки.
Показ изделия по спирали и кругами.
-Я предлагаю вам выполнить вязание по кругу с использованием различных петель.
-Но какие же цветы мы сегодня будем вязать?
Об этом нам сейчас расскажет(Ф.И. ученицы)
Апостол Петр - хранитель рая,
В дозоре был, ключом играя,
От райских золотых ворот,
Уставши от дневных забот,
Случайно ключик уронил…
Ключ полетел среди светил…
И к нам на землю угодил…
Оплошность Павлу Бог простил…
Вернул ключи в родной чертог,
Но не был бы творцом наш Бог,
Когда б на месте приземленья
Ключа он не создал творенья…
Цветок-примулу прекрасный он взрастил…
И «райским»* мудро окрестил
(Слайд цветы примулы).
Цветы примулы могут быть различных цветов (просмотр слайда) на ваш вкус вы выберите свой цвет, но конечно же не забывайте о цветовой гамме.
Вводный инструктаж
Обратите внимание на ваши столы. Там лежат инструкционные карты по изготовлению цветов примул, а также критерии оценивания работ.
Называет критерии оценивания работ
КритерииБаллы
Соблюдение технических условий (правилвыполнения ручных работ).
Аккуратность
Соблюдение правил ТБ
Рассмотрим технологическую карту изготовления цветка-примулы:
(просмотр презентации изготовление цветка)
Итак, можно приступать к работе, но не забывайте правила ТБ. при ручных работах
(учащиеся называют правила ТБ)
Учитель рассказывает и показывает приемы выполнения цветка примулы.
6. Практическая работа
Учащиеся выполняют один цветок и чашелистик.
Физкультминутка ( гимнастика для глаз)
7. Текущий инструктаж.
Учитель проводит целевые обходы, корректируя и контролируя работу учащихся.
Задание: из выполненных цветов вы должны составить композицию в горшочке (работа группой) .Историческая справка: По некоторым историческим данным, человек стал использовать декоративные растения для украшения своего жилища примерно 6000 лет назад. В истории развития человеческой цивилизации цветы были всегда символом красоты ,гармонии, олицетворяли стремление человека к прекрасному. В древнегреческой мифологии известна богиня Флора (от латинского flos – цветок), покровительница цветов, пышных садов, богиня цветения. Ароматными цветами украшали одежду, жилища еще в ХIV- ХV веках. Как подарок - букет из цветов стали использовать только с конца ХVIII века.
Итог урока:
Выставка работ учащихся.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Рефлексия:
Закончи предложения:
Теперь я могу…
Я научилась…
Было трудно…
У меня не получилось…
Мне захотелось…
Выставление оценок. Анализ работ.
Домашнее задание.
Выполнить плотное вязание по кругу используя практическую работу №29 из учебника с.152
Заключение:
На уроке вы получили новые навыки. Согласны ли вы с тем, что эти навыки пригодятся вам в будущем? Даже, если вы не будете выполнять такие работы, сегодня вы прикоснулись к национальной культуре, создавая предметы декоративно - прикладного искусства.
...Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво —
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить...
Урок закончен. Спасибо за работу.
Уборка рабочих мест.
2.4 Разработка индивидуального проекта по теме «Вязание крючком»
Тема проекта : « Что тебе подарить ,человек мой дорогой…»
Введение
Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала 20 века и с художественным конструированием.
Это было научное описание искусства, которое я называю рукоделием. Ведь, так или иначе, все создается руками.
1. Знакомьтесь- это я…
Думаю, что никого не удивлю, сказав, что за рукоделием была замечена с малых лет: украшение песочницы во дворе куличиками; закапывание «секретов» из стеклышек и фантиков все в том же дворе; сбор опавших листьев и веточек для создания так называемой икэбаны; лепка из пластилина различных зверюшек и игрушек; вырезание из бумаги снежинок, цветочков и прочих элементов для украшения комнаты и создания открыток; раскрашивание домашней утвари, обоев и игрушек, что бы было ярче и веселее. Став постарше, я увлеклась вышивкой, не минула меня и мягкая игрушка, макраме, вязание, бисероплетение, и шитье.
Чему-то меня научила мама, чему-то – старшая сестра, чему-то учительница в школе, чему-то я училась сама. Все мне интересно и хочется овладеть чуть ли не всеми видами декоративно-прикладного искусства. Но так сложно в суматохе дней найти время на все, что хочется осуществить и попробовать. И все-таки я стараюсь выделять время на то, что бы что-то сделать своими руками. Порадовать себя и близких!
Я очень люблю дарить подарки, сделанные своими руками. Поэтому постоянно что-то творю. Нужно сказать «спасибо» моей маме за то, что она не ограничивает мои желания и не смотря на все семейные трудности, поддерживает меня во всех увлечениях и оплачивает бесконечные нитки, бисер, канву и многое другое.
Уже несколько лет я вяжу одежду и аксессуары себе, сестре и даже (несколько раз) на заказ. А до мамы все не доходили руки. И, зная ее мечту о белой, шикарной скатерти для круглого стола, наконец-то решила ее порадовать и связать подарок для нее просто так, совершенно без повода.
Как же все начиналось? Попробуем переместиться в прошлое…
2. История вязания крючкомИстория рукоделий вещь весьма обтекаемая и , чаще всего основывающаяся на легендах и преданиях, так что я постараюсь покороче.
Существует три версии о зарождении вязания крючком:
Первая: Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты к другим странам средиземноморья.Вторая: Самые первые сведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные крючком.Третья: в Китае первыми известными образцами были объемные куклы, связанные крючком.Но все исследователи говорят об одном, что «нет убедительных доказательств того, насколько старым является искусство вязания крючком, и откуда оно берет свое начало. Невозможно найти доказательства вязания крючком в Европе до 1800 г. Многие источники утверждают, что вязание крючком было известно еще раньше, в 1500 г. в Италии под названием “монашеская работа” (nun’s work) или “монашеские кружева” (nun’s lace), где монахини вязали церковный текстиль». Но, тем не менее “все указывает на то, что вязание крючком еще в 16 веке не было известно в Италии под каким либо именем”. Вышивка дала рождение вязанию крючком.Исследователи говорят о том, что вязание крючком, вероятно, происходит непосредственно от Китайского рукоделия - очень древней формы вышивки известной в Турции, Индии, Персии и Северной Африке, которая достигла территории Европы в 18-м веке, и которую называли «tambouring». Эта методика состояла в том, что ткань, называемую фоновой, упруго натягивали на основу. Рабочую нить держали под тканью. Иглой с крючком пронизывали ткань и, захватывая петли рабочей нити, протягивали вверх через ткань. Пока петля находилась все еще на крючке, крючок вставляли вдоль чуть дальше и создавали другую петлю рабочей нити, которую пронизывали через первую петлю, для создания цепочки. Крючки были тонкими как швейные иглы, так что работы должны были выполняться очень тонкой нитью.
В конце 18 века, «tambouring» превратился в то, что на французском называют “вязание в воздухе”, когда от фоновой ткани отказались, и стежки делались друг на друге. Вязание крючком начало развиваться в Европе в начале 19 века, получив мощный импульс от Мадмуазель Рейго де ла Бранкардьери (Mlle.Riego de la Branchardiere), более известной своей способностью превращать старомодной иглой образцы кружев в вязанные крючком модели, которые можно было легко повторить. Она опубликовала много книг со схемами, чтобы миллионы женщин имели возможность их копировать. Рейго также утверждала, что она изобрела кружевное вязание крючком, которое сегодня называют ирландским кружевом.
3. Основные принципы вязания крючком, инструменты и основные элементы вязания
Качество вязаных изделий, производительность нашего труда во многом зависит от материалов, правильного выбора инструментов и приспособлений. Начнем с инструментов, а именно с выбора крючка. Крючки бывают металлические, деревянные, костяные, пластмассовые, причем разной толщины (от 0,5 до 15,0 мм) и длины : короткие – для обычного вязания и длинные - для тунисского вязания. Для вязания тесьмы используют различные приспособления – “вилки” с крючком, палочки. Деревянные пригодны только для очень толстого вязания и мягкой эластичной нитью, иначе они ломаются. Костяные и пластмассовые крючки легки и приятны, но хрупки и сравнительно быстро стачиваются о пряжу. Тонкие алюминиевые крючки гнутся, а когда с них сходит покрытие, пачкают руки и пряжу. При вязании большого изделия – костюма или покрывала – из-за стачивания крючка уменьшается первоначальный размер петель, что искажает общий вид узора и изделия в целом. Очень удобно использовать стальные крючки. Крючок с пластмассовой или деревянной ручкой удобнее держать в руке, чем круглым. Возможно использование крючков с плоской частью стержня в 3-4 см от головки – опора для большого и среднего (указательного) пальца. Крючок диаметром 4-6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной пряжи, ириса, мулине, хлопчатобумажных нитей. Если для тонких ниток взять толстый крючок, то вязаное полотно будет ажурное с большими просветами. Плотное полотно можно получить, используя толстые нити и толстый крючок, или тонкий крючок и тонкие нити. Фактура полотна, связанного крючком, отличается своеобразным переплетением, плотностью и способностью мало растягиваться. Эти свойства позволяют применять крючком не только шерстяные нити, но и хлопчатобумажные. ВНИМАНИЕ! ПРИ ВЫБОРЕ КРЮЧКА ДЛЯ ВЯЗАНИЯ УЧИТЫВАЙТЕ, ЧТО ДИАМЕТР НИТКИ ОБЫЧНО В 1-2 РАЗА МЕНЬШЕ УГЛУБЛЕНИЯ НА ГОЛОВКЕ (БОРОДКЕ) КРЮЧКА.
Основные элементы вязания крючком: ВОЗДУШНАЯ ПЕТЛЯ И ЦЕПОЧКА Каждое изделие при вязании коротким крючком начинается с первой петли. Нитку от клубка кладут на указательный палец левой руки, концом к себе, придерживая ее большим пальцем. Крючок вводят под нитку на пальце справа налево и поворачивают его слева направо, не вынимая крючок из образовавшегося колечка, подхватывают нитку от клубка и протягивают ее через колечко.
На крючке получается первая воздушная петля, петля под крючком должна быть затянута. Не вынимая крючка из петли, снова подхватывают нить с пальца левой руки и протягивают ее через петлю на крючке. Вторую воздушную петлю и все следующие петли цепочки вяжут так же. Вязание любого образца или изделия начинается цепочкой из воздушных петель. Выполняя модель одежды, для цепочки используют нитки и крючок вдвое толще, чем при вязании всего изделия. Благодаря этому низ изделия не будет стянут, увеличивается прочность края. ВНИМАНИЕ! НИТЬ, ИДУЩАЯ ОТ КЛУБКА, НАЗЫВАЕТСЯ РАБОЧЕЙ НИТЬЮ. № 1. ПОЛУСТОЛБИК (двойная петля или куле, или прикреп – п.ст.) Крючок вводят в третью петлю цепочки, захватывают нить и протягивают ее сразу через петлю цепочки и петлю на крючке. Получается полустолбик (двойная петля). Полустолбиком пользуются при замыкании круга цепочки воздушных петель, провязывая вместе первую петлю с конца цепочки и последнюю, а при круговом вязании изделий для соединения в конце круга последней петли на крючке с первой и второй петлей подъема, а также в начале ряда при убывлении в узоре столбиков без накида. Полустолбиками можно связать шнурок: связать цепочку в.п., а на ней связать п.ст. № 2. СТОЛБИК БЕЗ НАКИДА (ст.б/н) 1р. – 1 петля подъема; крючок вводят в третью петлю цепочки под две нити косички, подхватывают нить и протягивают через петлю цепочки. На крючке две петли. Снова подхватывают нить и протягивают через две петли. Все последующие столбики ряда вяжут так же. Все ряды образца вяжут как первый. Каждый ряд, связанный крючком, образует по верхнему краю косичку. Косичка состоит из двух половинок полупетель. Одна, наружная или задняя, лежит наружу от вяжущего, вторая, внутренняя или передняя, - к вяжущему. От того, какую полупетлю нижнего ряда подхватывают на крючок, зависят комбинации узоров. ВНИМАНИЕ! Отсчет петель и столбиков ведется от крючка налево, а после цепочки – от ее основания.
№3. ПРОЧНЫЙ СТОЛБИК (полустолбик с накидом) – пр.ст. 1р. – 2 петли подъема, на крючок набрасывают нить (накид) и вводят его в четвертую петлю основания, подхватывают нить от клубка и протягивают через петлю цепочки. На крючке три петли. Снова подхватывают нить и протягивают через три петли. Получается полустолбик с накидом. Все последующие столбики вяжут так же. Все ряды вяжут как первый. Полустолбики с накидом чаще всего используются в узорах круглых форм, а также для образования краев изделий. № 4. СТОЛБИК С ОДНИМ НАКИДОМ (ст.сН) 1р. – две петли подъема, делают накид, крючок вводят в четвертую петлю основания, подхватывают нить и протягивают ее через петлю цепочки. На крючке три петли. Их провязывают в два приема: подхватывают нить и провязывают две петли. На крючке остаются еще две петли. Снова подхватывают нить клубка и провязывают их. Образуется столбик с накидом. Все последующие столбики вяжут также в каждую петлю цепочки. Все последующие столбики вяжут, как первый ряд. Столбики с одним накидом могут составлять самостоятельный узор. № 5. СТОЛБИК С ДВУМЯ НАКИДАМИ (ст.с2Н) 1р. – три петли подъема, делают два накида и вводят крючок в пятую петлю цепочки с конца, подхватывают нитку и протягивают ее через петлю цепочки. На крючке четыре петли. Эти петли провязывают в три приема по две петли (аналогично столбику с накидом). Получился первый столбик с двумя накилами. Все последующие столбики вяжут в каждую петлю цепочки, как первый. № 6. СТОЛБИК С ТРЕМЯ НАКИДАМИ (ст.с3Н) Каждый ряд начинают с четырех петель подъема. Вяжут эти столбики по типу столбиков с двумя накидами, только вместо двух накидов делают на крючок три накида, а затем поочередно провязывают по две петли. Все эти элементы принято изображать с помощью условных изображений:
Из этих элементов и составляются схемы для вязания. В которых узор оказывается как бы зашифрованным.
4 Технология выполнения скатерти.
Как я уже говорила ранее скатерть-это мамина мечта, а к любой мечте мы предъявляем свои требования.
В моем случае они были следующие:
Цвет- предпочтительно белый, форма обязательно круглая.
Диаметр-1,30-2 м .Рисунок воздушный, ажурный, но несложный т.к. я занятой человек и не могу пожертвовать уроками и друзьями .Не смотря на обилие схем в журналах и Интернете выбрать я так нечего и не смогла. Но мне очень понравилась большая салфетка из старого журнала «Вязание крючком»-87 и я решила ее продолжить до желаемого размера. Честно говоря раньше я всегда придерживалась конкретной схемы и любое нарушение приводило к искажению рисунка, а тут…. И все-таки я решилась .Для скатерти я выбрала нитки «СОСО» 100% мерсеризовый хлопок т.к. они достаточно прочные(надеюсь скатерть будет служить долго), легко стираются, практически не садятся.
Для изготовления салфетки требовалось 250 гр., мне же потребуется примерно 800 гр. До начала вязания я продолжила схему на 25 рядов. Выполняется вся работа по кругу от центра теперь уже по моей схеме.
Для большей нежности и выразительности в отделке я использовала атласную узкую ленту розового цвета. Для оформления 4 дорожек розного диаметра мне понадобилось14 метров.
Первую ажурную дорожку я украсила вязаными цветами в тон ленте. Для их изготовления понадобилось 25 граммов ниток «Ирис». Мне кажется они придали скатерти элемент изысканности.
5 Итог работы.
На изготовление скатерти я меня ушло полтора месяца. Почти каждый день час или два я посвящала ей. Работа долгая и кропотливая, но я так старалась подарить маме хоть капельку радости, что сама не замитила, как получила такую красивую вещь. Конечно-же она была рада, но наверное не столько скатерти, сколько самому факту, что я старалась
для нее.
Себестоимость работы .материал количество Цена за 1 ед. всего
нитки «СОСО» 100% мерсеризовый хлопок 16 мотков 40 рублей 640 руб.
Атласная лента(узкая 70 мм.) 16 метров2 руб. 32 руб.
Нитки «Ирис» 1 клубок 25 руб. 25 руб.
бусины 10 шт. 50 коп. 5 руб.
работа 1000 руб.
Итого 1702 руб.
Методические рекомендации для учителя
Защиту проекта лучше проводить в форме открытого урока, включающего конкурс на лучшую презентацию и рекламу. Результат работы обязательно анализируется, подводится итог, делается краткий вывод – резюме. В процессе экспертизы выявляются недостатки, намечаются пути их устранения с целью усовершенствования технологий, улучшения характеристик проектируемого изделия и повышения качества. Грамотно выполненный самоанализ рассматривается как позитивный опыт и не снижает итоговую оценку. На протяжении всей работы, а также ее обсуждения сохраняется творческая доброжелательная атмосфера сотрудничества.
Логичным завершающим этапом работы руководителя с учащимися, на мой взгляд, будет небольшой тест в виде вопросов для анализа понравившихся видов деятельности. Ведь проектную деятельность можно рассматривать, как небольшие профессиональные пробы учащихся, выполненные в игровой форме и, в то же время, как эффективный метод обучения и воспитания. В пределах всего одного небольшого учебного раздела учащимися выполнялись различные виды деятельности, они работали с разными предметами труда, перед ними ставились разные цели труда. Результаты тестов можно будет обработать по известным методикам академика Е.А. Климова и американского профессора Дж. Холланда. Выполняя такую индивидуальную работу с учащимися регулярно, мы, постепенно собираем целостную картину для более точного определения их типов личности. Эта работа необходима для правильного определения как профиля обучения, так и самоопределения. Весь этот исследовательский материал также понадобится учащимся для анализа собственной личности в учебном курсе «Профессиональное самоопределение и карьера».
Примерные вопросы для теста:
Понравилось – ли вам?
Да, понравилось – отметьте знаком «+»;
очень понравилось – двумя или тремя плюсами;
Нет, не понравилось – отметьте знаком «–»;
очень не понравилось – двумя или тремя минусами.
1.) Вязать?
2.) Слушать рассказ об истории вязания?
3.) Распознавать опытным путем виды нитей и исследовать их состав?
4.) Собирать коллекцию образцов нитей?
5.) Изучать теорию цветоведения?
6.) Изучать и исследовать теорию психосоматического воздействия цвета и света на настроение и здоровье человека?
7.) Составлять схемы вязания?
8.) Рисовать красками или фломастерами эскизы узоров? Просто рисовать красками?
9.) Изучать историю народного творчества?
10.) Собирать исторический материал?
11.) Работать в библиотеке с книгами?
12.) Изучать историю и традиции, беседуя с людьми, старшими родственниками и знакомыми?
13.) Находить историческую и другую информацию в Интернете?
14.) Изучать домашнюю экономику, основы экономики?
15.) Составлять план работы, систематизировать, анализировать материал, делать вывод?
16.) Находить недостатки, исправлять их, совершенствовать свою работу?
17.) Получать удовольствие, преодолевая трудности в работе?
18.) Получать удовольствие от уроков ручного труда? Работать руками?
19.) Публично выступать перед товарищами с докладом?
20.) Работать в коллективе?
21.) Работать самостоятельно?
22.) Помогать товарищам во время работы справиться с трудностями?
23.) Рисовать рекламу красками?
24.) Участвовать в выставках творческих работ?
25.) Обсуждать работы на уроках, принимать участие в дискуссии?
Ваше отношение к проделанной работе:
26.) Расстраиваешься ли ты по поводу выявленных недостатков твоей работы?
27.) Относишься ли безразлично к недостаткам в работе?
28.) Стараешься сразу исправить недостатки, идешь вперед? Позитивно относишься к трудностям в работе?
29.) Согласен ли ты с оценкой, которую получил за эту работы?
Если не согласен, то ответь на следующие дополнительные вопросы:
30.) Ты не согласен с оценкой и считаешь ее не справедливой?
31.) Ты не согласен с оценкой и постараешься в следующий раз приложить больше усилий, чтобы ее исправить?
32.) Ты очень расстроился, получив плохой результат, потому, что тебя будут ругать дома.
Заключение
Особенность творческой деятельности в рамках метода проектов на уроках технологии состоит в том, что творческая деятельность, имея своим предметным содержанием «прохождение» учеником пути от анализа потребности конкретных людей до изготовления продукта, удовлетворяющего эти потребности, с неизбежностью приводит к творческому развитию личности.
Выявлено, что творческая деятельность проектного характера с исследовательским компонентом - оптимальный по эффективности механизм и содержательная основа процесса актуализации развития творческих способностей школьников. Творческие способности школьника как субъекта творческой деятельности мы определяем как систему личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (теоретических и технологических основ), умений (художественно-технологических), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих школьников к творческому развитию и саморазвитию
На основе взаимосвязи теории и практики технологической деятельности разработана модель развития творческих способностей школьников на основе метода проектов на уроках технологии, включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координацияОпределены эффективные методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и организационные формы обучения (индивидуальная, разновидности коллективной формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая), обеспечивающие развитие творческих способностей школьников на уроках технологии.
Выявлены признаки развития творческих способностей школьника как субъекта творческой деятельности на основе технологического творчества (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, знания, умения) и определены качественные критерии их оценки применительно к каждому признаку.
Эффективным средством формирования творческих способностей учащихся является проектная деятельность в процессе обучения «Технологии», которая отличается тем, что включает проблемное изложение, эвристический, исследовательский виды деятельности, индивидуальную, совместно-индивидуальную, совместно-последовательную, совместно-взаимодействующую формы организации.
В работе рассмотрены некоторые методы активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся в работе над проектом.
Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.Список использованных источников
1. Басманова В., Защита проекта – экзамен по технологии // Школа и производство. 2005. №4. – с. 6.
2. Басманова В.В., Опыт обучения школьников лоскутному шитью с применением компьютера. // Школа и производство. 2006. №7. – с. 9.
3. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1999. – с. 447.
4. Колесникова И.А., Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова – Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с. 288.
5. Крылов А.С., Что такое творческий проект и как над ним работать // Учитель года. – Екатеринбург, 2002. – с. 182.
6. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения / Под ред. Чистяковой С.Н. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. – с. 83.
7. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А., Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. Сасовой И.А., – М.; Вентана-Графф, 2003. – с. 299.
8. Пархомова Н.Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов, – М.: АРКТИ, 2003. – с. 112.
9. Пахомова Н.Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003. – с. 21.
10. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Высшее образование, 2006. — с. 432.
11. Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1–4 классы, 5–11 классы. – М.: Просвещение, 2005. – с. 240.
12. Рашевская М.А., Corel Draw Практическое руководство, – МДИАЛОГ-МИФИ, 2003 – с. 352.
13. Сасова И.А., ГуревичМ.И., Метод проектов в технологическом образовании школьников. – М.: «Вентана-Граф», 2003. – с. 38.