Статья на тему : Метод проектов на уроках английского языка в техникуме
Метод проектов на уроках английского языка в техникуме
Каждый учитель иностранного языка представляет себе, какой долгий путь необходимо пройти учащемуся и его учителю, прежде чем будет реализована конечная цель совместной работы. Учащийся должен овладеть всеми видами речевой деятельности, иметь достаточный словарный запас и уметь грамматически правильно выстраивать речь. С целью облегчения процесса обучения английскому языку студентов в неязыковых учебных заведениях я предлагаю использовать на занятиях проектную деятельность. Основное значение таких заданий состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Приведу пример организации исследовательской деятельности студентов через ролевую игру по теме: «Books».
Ролевая игра «Мой любимый литературный персонаж»
Цель: совершенствование надпредметных умений, в том числе и совершенствование умения студентов участвовать в коллективных формах общения; предоставить учащимся возможность использовать приобретённый в школе исследовательский опыт в процессе подготовки мини-проекта; выход на неподготовленную речь учащихся.
Задачи:
- Рассказать о своём любимом литературном персонаже.
- Получить как можно больше информации о других литературных персонажах для передачи её другому лицу.
В начале работы над проектом я предлагаю студентам написать черновик. Черновики обычно делаются для того, чтобы помочь учащимся задуматься над новой темой или заданием. За них не выставляются оценки, что дает учащимся свободу выражать свои мысли и определять взаимосвязь между своим личным опытом и новым материалом. По завершении упражнения эти черновики могут стать отличным материалом для обсуждения в классе.
Таблица 1. Этапы работы над мини-проектом
Стадии
деятельность учителя
деятельность студентов
результат совместной деятельности
Разработка проектного задания
1.1
Введение студентов в тему мероприятия
объяснение целей и задач работы.
Задают вопросы.
Понимание целей и задач работы.
1.2
Определение персонажа
Организация «мозгового штурма»
Студенты предлагают варианты лит. героев
Желательно 2-3 персонажа из одного произведения.
Определены литературные персонажи
1.3
Составление технологической карты
- Учитель предлагает определить, какие моменты необходимо будет осветить при подготовке высказывания.
- Проверка понимания задания
Студенты работают в группах и предлагают свои варианты.
- Каждая группа предлагает свой вариант
- Отбираются самые важные моменты.
- составляется технологическая карта в технике Mind Mapping.
1.4
Утверждение формы презентации результатов, полученных в ходе работы над проектом
Педагог участвует в обсуждение
Утверждение формы презентации результатов, полученных в ходе работы над проектом обсуждается в группе студентов
Предполагается
1) каждый студент представляет одного литературного героя в группе.
2) группы представляют друг другу своих «знакомых», давая им краткую характеристику и рассказывая один эпизод из его жизни.
Разработка проекта
2.1
Отбор литературы
Педагог выступает в роли консультанта, координатора, стимулирует деятельность студентов
Студенты осуществляют поисково-исследовательскую деятельность
Отбор литературных источников
2.2
Индивидуальная работа студента
Студенты производят отбор материала и оформляют его
- Рассказ о литературном персонаже.
- Оформление в текстовом варианте.
Ролевая игра
3.1
Представление своего лит.героя
Учитель координирует работу студентов, стимулирует их деятельность
Мини-проект. Студенты работают в группе (3-4), представляя себя как литературного персонажа и рассказывая одну (краткую) историю из своей жизни
Получение информации
(можно делать краткую запись услышанного) - работа с черновиком.
3.2
Представление своих «знакомых»
Смена состава групп. Представление своих «знакомых». Студенты ведут диалог-расспрос», рассказывая интересные истории из жизни.
Знакомство с литературными персонажами.
Рефлексия
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью студентов, учитывает их оценки
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других.
Наиболее приемлема рефлексия групповая.
- Выявление положительных и недостаточных моментов в проведённой деятельности.
- Предложения для проведения следующего мероприятия.
Также эффективной формой проектной деятельности является ведение дневниковых записей студентов. Дневник студента может не быть ограничен временными рамками и позволяет учащимся ответить на вопрос или описать то, что они знают по данной теме. Эти дневники можно собрать и просмотреть, чтобы прокомментировать их потом для учащегося. Дневник может охватывать несколько тем, изученных в семестре. Записи в дневнике могут быть обсуждены в паре или в небольшой группе.
Главной трудностью такого вида работы является, несомненно, противоречие между достаточно богатым и разнообразным жизненным опытом студентов, с одной стороны, и ограниченными его возможностями при описании событий и изложении фактов на иностранном языке, с другой.
Как нам представляется, выход из положения, по нашему убеждению, состоит в оптимальном применении принципа повторяемости и вариативности.
Форма заполнения дневника должна быть достаточно стабильной и единообразной. Это придает действиям повторяющийся характер, а самому студенту - уверенность при ведении дневниковых записей.
В распоряжении студента должен находиться достаточно обширный набор выражений и фраз, которые можно было бы привлечь для заполнения дневника, для адекватного описания своей деятельности в течение дня.
Для того, чтобы обеспечить студента языковым материалом для справок, предлагаем далее нужный ему лексический материал. Однако его недостаточно для тех ситуаций, которые студентам захочется отразить в своих записях. Поэтому работа с дневником должна стимулировать умение и потребность работать со словарями, прежде всего с русско-английским словарем.
Также в процессе изучения английского языка я использую межпредметные связи с другими учебными предметами, изучаемыми студентами в техникуме: физикой, химией, экономикой. Так, при изучении темы: «Тепловое действие тока» на учебных занятиях по физике нами использовалась проектная технология совместно с преподавателем физики. На первом этапе нами была сформулирована проблема: «Как сэкономить электрическую энергию?». Разрешение данной проблемы требует интеграции различных областей знаний, этим был обусловлен выбор содержания заданий для творческих групп. В результате коллективного обсуждения способов решения заданной проблемы, студенты разделились на четыре группы соответствующие ролевому выбору: группа инженеров, группа электриков, группа экономистов и группа экологов. Группа инженеров получила задание: изучить и представить для обсуждения теоретические основы теплового действия тока. Подготовить электронные презентации для иллюстрации теоретического материала. Группа электриков должна была изучить устройство электрических приборов и представить сферу их применения. Группа экономистов получила задание сделать измерения и выявить способы экономии электроэнергии в школе и дома. Группа экологов должна была собрать материал и описать последствия выработки и применения электроэнергии. Весь материал должен был быть представлен на английском языке.
На первом этапе учитель физики находился в роли консультанта и координатора деятельности групп. Проблема, решение которой было предложено студентами, имеет большую практическую и социальную значимость, что усилило их интерес, и они стремились проявить самостоятельность в суждениях и исследованиях.
Вторым завершающим этапом применения данной технологии явилось проведение учебного занятия по английскому языку в виде ролевой игры «Слет специалистов». На данном занятии были представлены творческие отчеты всех групп. Если на предварительном этапе осуществлялся дифференцированный подход и обучение навыкам групповой работы, то на этапе деловой игры решалась задача объединения классного коллектива вокруг решения общей проблемы. Представление мини-проектов каждой группой требовало от участников владения навыками аргументированной речи, умений грамотно формулировать свою позицию, основанную на результатах проведенных исследований. Основной функцией учителя английского языка на данном этапе являлась способность организовать конструктивную коммуникацию, обеспечивающую деловую и творческую атмосферу [1, c. 5-10].
Также в процессе обучения я стараюсь уделять внимание формированию мотивации студентов к здоровому образу жизни. Я разработала систему занятий по теме «Sport is fun». При работе над проектами студенты заранее были разделены на 3 группы в зависимости от их способностей и уровня языковой подготовки. Я разделила группы таким образом, чтобы в каждой из них были одаренные подростки, которые могут помочь другим членам группы, предложить креативные и неординарные решения при создании проекта. У каждой группы был свой проект. Первая группа должна была подготовить презентацию в электронном виде на тему "What we should do to be healthy". В этой группе способные студенты должны были найти необходимую информацию. Вторая труппа должна была составить анкету и опросить студентов техникума об их питании, образе жизни, занятиях спортом и подсчитать результаты анкеты. Студенты занимались составлением вопросов для анкеты, что соответствовало уровню их способностей и языковой подготовки. Заданием для третьей группы было снять видеоролик «How we keep fit», где необходимо было кратко дать информацию о здоровом образе жизни, описать результаты проведенной анкеты, сделать выводы и дать рекомендации.
На занятии три группы в установленном порядке представляли свои работы. В результате первая группа подготовила интересную, красочную презентацию и достойно ее защитила. Участники второй группы также порадовали всех результатами проведенной ими анкеты и своими рекомендациями. Представители третьей группы сняли очень познавательный видеоролик. Все три группы отлично справились с выполнением проектов и продемонстрировали не только свои творческие способности, но и речевые умения по заданной теме. Следует отметить, что применение групповой работы является важным компонентом при организации процесса обучения, так как межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, доброжелательности, что способствует проявлению индивидуальности каждого студента.
Наблюдая за студентами, я отметила, что проектная работа способствует укреплению языковой и речевой базы, развитию коммуникативных умении и межкультурной компетенции. Студенты в ходе совместной деятельности учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения различных познавательных задач, развивают творческие умения и нестандартное мышление.
Таким образом, обобщение опыта реализации метода проектирования на учебных занятиях по английскому языку позволяет сделать заключение о позитивных его аспектах.
Метод применения проектирования на уроках:
- обеспечивает межпредметные связи;
- позволяет использовать индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении;
- позволяет использовать ситуацию успеха как средство здоровьесбережения;
- обеспечивает активизацию процесса обучения на основе мотивации деятельности, полной и поэтапной ее организации и планирования, аналитической оценки процесса и результатов деятельности;
- способствует повышению качества образования;
- формирует социально значимые качества личности студентов.
Список литературы
Бабинская П.К. Пути реализации проблемного подхода в обучении иноязычной речи // Методика обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования. - Минск. Выш. шк., 2009. - С. 5-10.
Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 8. - С. 38-42.
Dickinson L. Self-instruction in language learning. - Cambridge: CUP, 2007. – 215 р.
Krashen S. D., Terrell T.D. The natural approach: language acquisition in the classroom. - Oxford: Pergamon, 2008. - 542 p.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15