Метод проектов на уроках английского языка






2007-2008 уч. год

1 История возникновения метода проектов. Причины популярности метода проектов, как основного средства развития личностной активности учащихся в преподавании иностранного языка на среднем этапе обучения
Как мы установили ранее, существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одна из них – проектная работа. Почему же из множества форм предпочтение на среднем этапе обучении отдается проектной работе?
Дело в том, что в настоящее время на смену авторитарной педагогике приходят личностно ориентированные коммуникативно-направленные технологии. А, как известно в традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний. Метод проектов же – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов не является новой педагогической технологией. Он возник в 20-е годы XX века в США, его основателем был Дж. Дьюи. Суть его - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и применение их на практике. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве [Кононова, 2005,26].
Изучением истории метода проектов занималась и В.Г. Гульчевская. Она утверждает, что педагоги, философы хотели найти пути развития активного самостоятельного мышления ребёнка.  Американские педагоги Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Её решение требовало знаний из различных областей. Первоначально метод проектов назывался проблемным. Проблемному методу много внимания уделялось и в отечественной дидактике.  Однако у нас проблемный метод не связывался с методом проектов. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чётко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учётом различных факторов и условий её решения и реализации результатов.  Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике [Гульчевская, 2003,26].
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В России появление гуманистической парадигмы исходило из философских воззрений В.С. Библера, психологов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, педагогов Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. Наиболее глубокие исследования в направлении реализации индивидуального подхода были осуществлены Е.И. Пассовым, В.П. Кузовлевым, Е.С. Полат ,C.Ю. Николаевой.  
В Госстандарте отмечается, что в основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большое значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Общение в ходе проектной деятельности с ровесниками из других классов, школ, стран, в том числе и через Интернет, способствует их социальной адаптации в современном мире [Новые Государственные стандарты,2006,164].
А российские психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В.Давыдов дают психологическое обоснование популярности и востребованности метода проектов в преподавании иностранных языков на среднем этапе обучения. Они определили, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является «межличностное общение» учащихся, «общественно значимая для ребёнка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации [Выготский;1996,78]
Личностно деятельностный или личностно ориентированный подход, основы которого были заложены в психологии работами данных психологов, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности, послужили основой для проектного подхода.
А.О.Владыко, опираясь на исследования данных психологов пришла к выводу, что отправной точкой при выборе проектного метода работы являются особенности возрастной психологии. Для подростков характерна повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию, являясь личностно-ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения, самоутверждения ребят. Проекты предполагают активизацию их деятельности: учащиеся подбирают информацию, ищут фотографии, рисунки, самостоятельно делают аудио- и видеозаписи. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу, что-то сделать самим. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов [Владыко, 2007,60].
Т.В. Душеина уверена, что применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация- ключ к успешному изучению иностранного языка. Душеина определяет проект как возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме [Душеина, 2003,38].
На работы Душеиной опирается и О.И.Барменкова, утверждая, что работа над проектом предполагает максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. При этом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении [Барменкова,1997,25].
А. В. Нехорошева уверена, что в проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безинициативности учащихся на уроке, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование методов проектов реально превращает учащихся из объектов обучения в субъекты учебной деятельности. Учитель же выступает в роли помощника и консультанта [Нехорошева, 2002,19].
Л. А. Никитина поддерживает взгляды на проектную методику как способ развития социально – коммуникативных особенностей личности школьника, обогащения знаний по предмету, создания максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка, и выявления его индивидуальности, повышения профессиональной компетентности самого учителя [Никитина,2005,80].

2. Понятие проекта. Классификация проектов.
Мы исходим из того, что оптимальным средством развития личностной активности учащихся, основываясь на психолого-возрастных особенностях подростков и современных тенденциях в области педагогических технологий, является метод проектов. Метод – это дидактическая категория; совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания.
Существует множество определений метода проекта: Так определение проектной методики, которое можно найти в “Словаре методических терминов” Э.Г.Азимова и А.Н.Щукина, совпадает с точкой зрения И.А. Зимней на проектную методику. Они уверены, что проектная методика – метод обучения, в основе которого лежит личностно деятельностный подход к обучению [Азимов,1980,256].
А вот Е.С. Полат рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта [Полат, 2000,3].
Е.С. Полат предлагает типологию проектов, представленную в таблице 1 [Полат,2000, 3]:
Таблица 1
Типология проектов
По виду деятельности:
Исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные

По предметно-содержательной области:
Монопроекты, межпредметные проекты

По характеру координации:
Проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией.

По характеру контактов:
Внутренние, региональные, международные

По количеству участников:
Личностные, парные, групповые

По продолжительности проведения:
Краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные

Рассмотрим подробнее типы проектов в зависимости от вида деятельности, основываясь на работа Е.С.Полат, так как именно эти проекты наиболее часто используются и различение данных видов проектов составляет наибольшую трудность [Полат,2000, 3].
Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.
Творческие проекты. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры  в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника.
Ролево-игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации; способы информации; результат информационного поиска; презентация.
Представляет интерес и мнение Т. В.Кононовой, рассматривающей учебный проект с двух точек зрения: - с точки зрения ученика и – с точки зрения учителя [Кононова, 2005,26]:
Она уверена, что учебный проект, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Эта деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и важен для самих открывателей.
А учебный проект, с точки зрения учителя, - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию.

3 Характеристики метода проектов как педагогической технологии.
По нашему мнению метод проектов представляет собой систему 4Д:
I. Дидактическая задача;
II. Доказательность;
III. Действия учителя и ученика;
IV. Действенность.

I. Дидактическая задача, включает в себя цель проектного обучения. В.Г.Гульчевская выделяет следующие цели метода проектов:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения:
позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
развивать у каждого позитивный образ себя и других;
развивать у учащихся умения истинно оценивать себя.
2. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя», вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.
4. Развивать у учащихся исследовательские умения ( выявление проблем, сбор информации из литературы и т.д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление [Гульчевская, 2003,21].
А Т.В.Кононова считает, что целевое значение проектного обучения заключается в следующих возможностях этой технологии:
Стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению значимых для них проблем:
Создавать условия развития интеллектуальных способностей
Формировать ключевые умения и компетенции [Кононова, 2005,26]

II. Доказательность метода проектов состоит из научных теоретических идей, на которые он опирается. Т.И. Шамова выделяет следующие теоретический позиции метода проекта [Шамова, 1993, 65]:
Образовательный процесс строится не в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.
Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
Глубокое осознание освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
III. Говоря о системе действий учителя и ученика, мы должны обратиться к этапам работы над проектом.
Наиболее полная периодизация представлена школой В. И. Слободчикова, развивающая представление о процессе проектирования и выделяет следующие базовые этапы любых проектов, представленные в таблице 2 [Слободчиков,1996, 23].
таблица 2
Этапы проектов
Этапы
Цель этапа
Содержание работы ученика
Организационные фрагменты урока

Подготовительный
Мотивация, целеполагание
Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.
Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задачи.
Создание проблемно-мотивационной среды урока

Концептуализация
Программирование
Проектирование
Построение ориентировочной схемы действий. Обсуждение вариантов решения, составление маршрутов получения результатов, способов и средств деятельности.
Беседа, дискуссия, «мозговой штурм»

Планирование

Построение плана деятельности. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции (роли). Самообразование и актуализация знаний.
Самостоятельная работа, групповая работа, семинар, практикум.

Практический
Получение продукта, результата, проектной деятельности за счет решения определенных задач
Исследование, решение отдельных задач, компоновка.
Сбор и обработка данных.
Интерпретация результатов. Их графическое представление.

Самостоятельная работа, практикум, экскурсия, лабораторная работа.

Аналитический
Рефлексия
Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.
Семинар, «круглый стол», консультация

Контрольно - коррекционный
Коррекция
Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок.
Беседа, консультация, индивидуально-групповая рефлексия.

Заключительный
Защита проекта
Представление содержания работы, обоснование выводов.
Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие.


IV. Действенность метода проектов включает в себя критерии оценки и качественно новый результат. Последними характеристиками определяющими метод проектов как педагогическую технологию являются критерии оценки и качественно новый результат.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, модель или сочинение. В нашем случае конечный результат деятельности учащихся представлен в виде защиты проектов. Метод проектов стимулирует самостоятельное освоение учащимися новых и интеграцию имеющихся знаний, способствует интеллектуальному развитию, росту самостоятельности, творческой активности, инициативности школьников, но только в том случае, если учащиеся видят результаты своего труда и получают соответствующие оценки своей работы.
При оценивании учебных проектов И.Д. Чечель предлагает ориентироваться на следующие критерии оценки проектов: социальное значение проблемы; актуальность и важность поставленных проблем; самостоятельность разработки проекта; реалистичность; экономичность; перспективность; результаты [Чечель,1998, 45]
Мы согласны с точкой зрения В. П. Белогрудовой, в том, что успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, комуникатианых, когнитивных, организационно – деятельностных умений учащихся. [Белогрудова, 2005,7 ]
На наш взгляд, очень важно реально оценивать влияние проектного метода на учащихся. Т.В. Кононова определила какие способности проектный метод развивает у учащихся. [Кононова, 2005,26]
самоопределенческая – способность к осознанному самостоятельному выбору, самоопределению, а целях деятельности, способах и средствах решения и т. д.
коммуникативная – способность к общению, диалогу,
имитационного моделирования(игровая) – способность решать жизненно важные проблемы.
проблемно-исследовательская – способность решать проблемы и проблемные ситуации.
деятельностная – способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели.
рефлексивная – способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.

Рассматривая метод проектов как педагогическую технологию, мы установили, что главными целями является: повышение личной уверенности, развитие у учащихся «командного духа», критического мышления и исследовательских умений. Также мы установили теоретические позиции проектного метода и его этапы. Так проект имеет несколько этапов: подготовительный, концептуализация, программирование, планирование, практический, аналитический, контрольно – коррекционный, заключительный. Методисты разработали критерии оценки и правила успешности проектной деятельности, а так же определили, что проектная методика, наряду с другими способностями, развивает и коммуникативные умения и навыки.

Список использованной литературы:
Азимов Э.Г., .Щукин А.Н. Словарь методических терминов М., Просвещение,1980 – 367с.
Брейгина М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка.// Иностранные языки в школе, 2004, № 2 -сс.28-32
Владыко О.А. Проектная методика- эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка.// Иностранные языки в школе, 2007, № 4- сс 60-62.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика пресс,1996, 98с.
Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: АСТ: Астрель, 2006.-380с.
Гульчевская В.Г. Педагогические основы проектной деятельности//Практические советы учителю. Учитель Дона. Методический журнал, 2003, № 4- сс 20-36.
Гурвич П.Б. О пяти блоках норм и рекомендаций методики обучения иностранным языкам.//Иностранные языки в школе, 2005, № 6-сс18-24.
Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка.// Иностранные языки в школе, 2003, № 5- сс38-40.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учеб.пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 1997-480с.
Кононова Т.В. Формирование коммуникативной компетенции на основе технологии проектного обучения.//Практические советы учителю. Учитель Дона. Методический журнал, 2005, № 8- сс 20-36.
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.,1972, 75с.
Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики. М.:Просвещение,1959- 96с.
Никитина В.П. Развитие личностной активности учащихся средствами английского языка.// Иностранные языки в школе, 2005, №7- сс 80-82.
Педагогическая энциклопедия в 4 томах,. М.: издательство Советская энциклопедия, 1964 –по 830с., 4 том – сс 62.
Пиаже Ж. Психология интеллекта // избранные психологические труды. М., 1969-с 210
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка.// Иностранные языки в школе,2000, № 2 –сс3-10
Полат Е.С.Метод проектов на уроках иностранного языка.// Иностранные языки в школе,2000, № 3 –сс3-9.
Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996- 56с.
Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интегрированную Деятельность на уроках английского языка.//иностранные языки в школе, 2005, № 6- сс 49-54.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы.// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998- 57с.
Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно – инновационная основа механизма ее развития. Методика исследования. М.: Просвещение, 1993- 87с.






ДОКЛАД
на методическом объединении
лингвистов

учителя английского языка
ДУЮН
Виктории Анатольевны

на тему:
"Метод проектов
на уроках английского языка"Белый мрамор Заголовок 1 Заголовок 815