К 20-летию педагогики иностранного языка в Республике Казахстан. Метод проектов как средство формирования полиязычной личности на уроках английского языка.


К 20-летию педагогики иностранного языка в Республике Казахстан.
Метод проектов как средство формирования полиязычной личности на уроках английского языка.
Резванова О.В
Васкеева-Мамаева О.В.
Г.Караганда, ОСШ №16
В современном обществе человек в своей повседневной и профессиональной жизни сталкивается с необходимостью знания иностранного языка. Знание английского языка является категорией реально востребованной в практической и интеллектуальной деятельности человека.
Президент страны Н.А.Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах.
Важнейшей стратегической задачей образования является, с одной стороны, сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой стороны, обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого – овладение государственным, родным и иностранными языками.
Следует отметить, что практически во всех документах в области языковой политики стрежневой идеей является необходимость овладения несколькими языками.
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе в последние годы, соответственно изменилась роль иностранного языка (ИЯ) в обществе: из учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности.
В нашей стране стала доступной реализация культурного проекта «Триединство языков», согласно которому необходимо развитие трех языков: казахского как государственного языка, русского как языка межнационального общения и английского как языка успешной интеграции в глобальную экономику.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая с актовой лекцией в КазНу имени Аль-Фараби 12 октября 2009 года отметил, как одно из главных условий состоятельности и успешности – знание молодым поколением трех языков – казахского, русского, и английского. Глава государства продолжил эту тему и на 15 сессии Ассамблеи Народов Казахстана 26 октября 2009 года в своей речи “Национальное единство – наш стратегический выбор” сказав: “Считаю важным активизировать работу по программе триединства языков. Вообще, чтобы овладеть языком надо открыть ему свое сердце”. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетным в современной методике преподавания ИЯ. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. ИЯ как учебный предмет обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиление гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Поэтому основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
Руководствуясь новыми формами обучения, мы в своей работе используем такие стратегии критического мышления, как «Ассоциация», «Кластер», «Снежный ком» при закреплении и обобщении лексики. Для более успешного обучения применяем «модульную технологию» разработанную Жампеисовой, целью которой является «выход на результат».
Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика.Технология метода проектов очень органично вписывается в нашу систему образования, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого учащегося, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявлений творческих способностей. При применении проектной методики происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность. Общеизвестно, что проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня
Если в процессе овладения ИЯ применять проектную методику, то она будет способствовать:
- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению ИЯ;
- повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширению сферы иноязычного общения;
- языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в целом;
- развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;
- более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Практическая значимость заключается в применении в педагогическом процессе по ИЯ методических рекомендаций в системе учебных и внеучебных занятий, позволяющих устранить существующий дисбаланс между требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности ИЯ и реальным владением ИЯ.
Например, по такой теме, как «Путешествие», при поиске информации учащиеся делятся на группы по интересам, выбирают спикера, который распределяет обязанности в подгруппе. В ходе сбора информации под руководством учителя ученики в подгруппе обсуждают собранный материал, выбирают более интересный и соответствующий теме. Весь материал систематизируется. Учитель предлагает учащимся форму защиты проекта в виде: презентации, стенгазеты, кроссворды, пазлы.
В ходе выполнения заданий по проектам учащиеся смогли приобрести следующие компетенции:
- умение ставить цель,
- планировать свою деятельность,
- умение работать самостоятельно и в срок,
- умение работать в группах,
- умение получать, обрабатывать информацию,
- планировать способы деятельности,
- умение проводить анализ и рефлексию результатов деятельности, умение отстаивать свою точку зрения,
- умение анализировать и делать выводы, практическое применение полученных знаний, приобретенных спикерских качеств.
Темы наших проектов затрагивали различные сферы человеческой деятельности, к примеру «Семья», благодаря чему учащиеся приобщаются ко «взрослым» проблемам, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, образованием.
Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, когнитивных, коммуникативных, организационно-деятельностных умений учащихся.
Типология проектов:
Творческие (Family tree, invitation cards)
Информационные (Famous Travellers)
Лингвистические (Language Kaleidoscope)
Культурологические (Culture of learning language)
Спортивные(Crossword, Puzzle)
Исторические (Discovery English)
Музыкальные (Work done - Have you Fun)
Использование проектной технологии, с одной стороны, предполагает отход от авторитарного стиля обучения. С другой – хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учитель должен:
– владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельность работы учащихся;– уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
– устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом, деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
– уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Для эффективного использования идеи проектно-ориентированного обучения на своих занятиях, необходимо иметь хорошее представление об его принципиальных отличиях от традиционного обучения, его основные цели и общую технологическую модель.
Общество, построенное на знаниях и информации, требует новой культуры обучения: учение должно получить более важное значение по отношению к преподаванию. Учащиеся должны быть заняты, задействованы, необходимо освободить их от пассивной роли и дать им возможность участвовать в организации учебного процесса.

Открытый урок по английскому языку
по теме « Праздники» в 6 В классе СОШ №16.
Учитель Резванова О.В.
Караганда 2013г.