Урок мужества «В жизни всегда есть место подвигу!»

































Цели:
- воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу,
- дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из современной жизни;
- развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию.

Оборудование: компьютер, мультипроектор.


«Благородный человек знает только долг,
низкий человек знает только выгоду»
Конфуций

Ход мероприятия.
 

     Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Мы часто слышим в жизни такие слова: совершил героический поступок, подвиг, героический человек. А что мы подразумеваем под этими определениями? Что такое подвиг? Что такое героический поступок? Кого называют героем? Какие качества необходимы для совершения подвига?
Древние римляне говорили так: «Там хорошо, где Родина».
Любовь к Родине, ее процветание, слава ставились превыше всего. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется жизнью не одного поколения. Одна из самых противоречивых страниц нашей истории – война в Афганистане.

Презентация «Афганистан»


Война в Афганистане.
Целых десять лет продолжалась кровопролитная война, в Афганистане.
Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.
Есть великое право: забывать о себе.
Есть высокое право: пожелать и посметь!
Стала вечною славой мгновенная смерть.
В своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. Это и отразилось в письмах солдат.
Давайте послушаем отрывки из писем солдат, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли.
 
1. Здравствуйте, мои дорогие!
Хочу ответить на ваш вопрос «Чем моя жизнь отличается от вашей «домашней»?». Дома я говорил себе: «Встанешь в шесть, сделаешь зарядку, выучишь уроки». И что же? Просыпался в восемь, зарядку не делал, а вместо уроков шёл в кино, катался на мотоцикле или рыбачил. В армии строгий режим помогает мне бороться с «гражданской» расхлябанностью, и, кажется, я скоро сумею её победить. Если бы во мне сидели два человека «армейский» и «гражданский», то «армейский» сказал бы «гражданскому», смотри, сколько я для тебя сделал.
Ваш Сергей.

2. «Сейчас стоим в г. Кимише. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить ее страшноМама, все цветет, трава, как у нас, зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам вспоминаю свой дом, край свой» (Бобров Евгений Петрович).
Ему оставалось жить чуть больше месяца.
 
3. «Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!» (Гальченко Сергей Васильевич).
В Афганистан он прибыл 20 июня 1982 года, 22 июня написал письмо,
а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.
 
4. «Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твоё получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, всё хорошо. За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени, я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Вот, наверное, и всё, что я хотел написать. До свидания. Жду ответа. Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся». (Милованов Сергей Александрович)

Какой любовью и нежностью наполнено письмо, заботой не о себе, а о маме. В письме солдата, находящегося в центре военных действий, нет ни жалоб, ни упреков, ни сожалений, а лишь безграничная любовь и забота о самом близком человеке.

15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел»
Песня Афганистан
Беззаветная верность присяге, образцы храбрости и воинской доблести – вот качества, присущие нашим солдатам и офицерам, служившим в Афганистане. Не могли наши ребята вести себя иначе, ведь они воспитаны на образцах героизма солдат и офицеров победоносной войны с гитлеровским фашизмом.
Мужество, благородство, стремление до конца выполнить свой долг – вот главные качества русского солдата. Ребята, служившие в Афгане привлекают своей нравственной красотой, душевностью, самоотверженностью.
Нет, мужество случайным не бывает,
Оно в душе солдата родилось.
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной не мыслит вновь.
Всему свой срок И, может, в этом суть,
Все заживет. Страна залечит раны.
И потому уходит спозаранок
Отряд друзей в небезопасный путь.
Песня Голубые береты, Краповый берет

«Подвиг» и «герой»
Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа.
Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои?
Может, это люди особой профессии?
В словаре есть такое понятие:
Герой:
1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).

Как вы понимаете слово «подвиг»?
В словаре такое понятие:
Подвиг – самоотверженный героический поступок.
Подвиг –
Он от слова подвигать.
Слабых – к цели.
К мужеству – отставших.
Поднимать упавших и уставших,
Подвигать – погасших зажигать.


А теперь составим портрет героя.
Обсуждение по вопросам:
Каков внешне должен быть герой?
Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?
Герои – это люди особой профессии?
Может, как-то особенно надо воспитывать героя?
Герои живут в каком–то особом месте?
(Выслушиваются ответы учащихся)


Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
Какими же качествами должен обладать герой?
По мнению Р. Эмерсона, «Герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше».

Герои нашего времени.
С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Подвиги совершаются и в мирное время. И возраста нет у подвига. Иногда герои живут рядом с нами, даже сидят за одной партой.
Вот так произошло с жителем одного из городов России учеником 2 класса Евгением Табаковым. « Женя был самым маленьким среди учеников класса. 8 лет должно было ему исполниться только в марте, – рассказывает его учительница. Но зато он был самым целеустремленным и справедливым. Не терпел, когда кто-нибудь ссорился, всегда всех мирил. Он готовился быть настоящим защитником, даже специально занимался каратэ».
Эта история произошла в ноябре 2009 года, когда в квартире Табаковых раздался злополучный звонок, дети были одни. Пошла открывать 12-летняя Яна, брат играл в комнате. Незнакомец набросился на девочку с ножом: “Гони деньги!” Яна заплакала, и тогда грабитель приказал искать деньги ее брату, а сам принялся раздевать девочку. Женя схватил на кухне нож и сразбегу всадил его в поясницу грабителю. Тот упал и выпустил Яну, но накинулся на Женю. Потом на спине ребенка насчитают восемь колотых ран. А сестра уже стучала соседям: “Помогите! Звоните в милицию!” Услышав переполох, преступник скрылся. Им оказался рецидивист Сергей Кияшко, отсидевший в общей сложности 16 лет за разбой и грабежи. А Женя от полученных ран погиб. Посмертно Евгений Табаков представлен к награде – Ордену Мужества. Эту награду вручили его маме – Галине Петровне. Женя хотел быть милиционером. Он был справедливым, честным, добрым, каким и должен быть русский солдат, мужчина. Именно такой человек с детства впитывает в себя понятие о том, что надо защищать своих близких и свою Родину. Поэтому надо сохранить в памяти этот подвиг и ещё раз показать всему миру, что русские традиции живы, что у нас отличная молодёжь.

Пожар на эсминце «Быстрый» презентация Алдар Цыденжапов

28 сентября 2010 года в Забайкалье из Владивостока пришла скорбная
весть: во время пожара при исполнении воинского долга героически погиб матрос, 19-летний агинчанин Алдар Цыденжапов.
Ценой своей жизни он спас сотни жизней членов экипажа.
Служить ему оставалось чуть больше месяца
Шаг в бессмертие
Можно было спастись, уйти от пожара, но тогда – погибнут сотни друзей и он решает НЕ ВЫПУСТИТЬ пожар наружу, сжигая руки, он перекрывает краны, не даёт топливу поступать
«Но огонь не пройдёт
Ни по кубрикам и ни по трюмам,
Он умрёт побеждённым,
Покорно остыв»
«Чтоб остаться живым,
Надо было разжать
обожжённые пальцы,
И, отпрянув от едкого дыма и злого огня,
люк открыть и нырнуть
К голубому началу
Над морем встающего дня» Б.Макаров – поэт Забайкалья
«Но тогда б миноносец сломало ударом –
Взрывом топлива,
Бьющего с воем из труб.
И корабль, и друзья степняка – морехода Алдара превратились в один бы
Под волнами скрывшимся труп.»
И огонь не прошёл!
Поэтому надо сохранить в памяти этот подвиг и ещё раз показать всему миру, что русские традиции живы, что у нас отличная молодёжь.

Слово о подвиге

Что значит подвиг в мире людском -
Долг, верность, совесть, любовь?
Что заставляет идти напролом
В бурях стихий вновь и вновь?

Мальчик, ребенок бывало спешит
Помощь отцу оказать:
Он с ноготок, а коня норовит
Сам из ухаба поднять.

Девочка – кроха, избу метет,
По воду к речке бежит,
Тихо ступает, тихо поёт-
Матушкин сон сторожит.

Это ль не подвиг детской души
Милостью сердца служить?
Подвиг – не идол, стоящий в тиши,
Это – движение быть.

Время течет, и подрос наш малыш,
Стойкость и силу вобрав.
Жизнь, ты невзгоды подчас нам сулишь,
Чтоб испытать дух и нрав.

Медные трубы, огонь и вода
В роге зловещей судьбы.
Что изберешь ты в смятеньях тогда-
Честь или страх ворожбы?

Я выбираю движение быть,
Днем, и в ночи, и во мгле.
Вечное быть – то любовью светить
Ближнему, всем на Земле.
Мы будем помнить ваши имена И память завещать грядущим поколеньям. Герои не уходят навсегда, Им не грозит холодное забвенье.
К бессмертному подвигу не как на вершину идут, от ступени к ступени, к бессмертию взлетают, подобно пылающим птицам, себя целиком отдавая, а не по частицам.
В конце песня «С чего начинается Родина»








Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г.Исилькуль, Омская область Банагина Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы



Урок мужества:Monotype Corsiva«В жизни всегда есть место подвигу!»Monotype Corsiva