Урок музыки в 3 классе. Тема Танцевальность
Урок музыки.
3 класс.
В изучении предмета «Музыка» обучающимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
Цель музыкального воспитания:
- формирование музыкальной культуры личности, освоении музыкальной
картины мира;
- развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности,
развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и
воображения;
- развитие творческих способностей в различных видах музыкальной
деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-пластическое
движение, импровизация).
М. А. Прыткова.
Учитель начальных классов первой квалификационной категории. Шадринская средняя общеобразовательная школа,
Байкаловский район, Свердловская область.
Тема. Танцевальность. (Седьмой урок в теме «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» и первый урок по теме «Танцевальность»)
Цель:
- познакомить обучающихся с понятием «танцевальность».
Задачи:
- развить тему; научить детей слышать «танцевальность» в музыке;
- развивать фантазию и музыкальный слух обучающихся;
- воспитывать музыкальную культуру, чувство прекрасного, доброту;
- учить мыслить, чувствовать, сопереживать.
Формирование УУД:
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей
действительности.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.
Оборудование: - мультимедиа, телевизор, магнитофон;
- МР3: П.И. Чайковский «Вальс цветов»,
«Полька», « Мазурка»;
- DVD: х/ф «Война и мир». (Режиссер С. Бондарчук)
(Фрагмент «Первый бал Наташи Ростовой»
Евгений Светланов - Полонез из оперы
"Ночь перед Рождеством ");
- «Карта танцев»;
- Таблица «Танцы»;
- Выставка рисунков учащихся « Рисуем музыку»;
- Слайд-шоу: «Малая родина. Осень».
«Танцы мира: джига, аллеманда, халлинг,
гангар, спрингар,полонез,краковяк.мазурка».
Ход урока.1. Орг. момент.
Учитель:
- Я рада видеть вас, в этот осенний день, на уроке музыке.
2. Вступительное слово учителя.
(Слайд-шоу «Малая родина. Осень».)
(Фотографии картин родной природы, сделанные на экскурсии.)
- Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг:
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлет лес и луг...
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой...
Это музыка торопит и
Зовет нас за собой!
Вслед за нею можем сразу
В дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок,
У весны среди зимы...
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном.
(Валентина Андреева)
- Осенней порой мы прощаемся с перелётными птицами.
- Какую песню вы можете предложить, чтобы попрощаться с птицами, улетающими до весны? ( « Скворушка прощается».)
- Вспомним правила хорового пения. ( Правильная осанка при исполнении, слышим друг друга, не кричим, смотрим на дирижера.)
3. Распевка.
- Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла(На мелодию песни «Скворушка прощается»)
4. Хоровое исполнение песни «Скворушка прощается».
(Антология советской детской песни. - М.: Музыка, 1986 - .
Выпуск 2: Песни для детей младшего школьного возраста / сост.:
Е. В. Николаева, М. В. Борисова).
5. Выставка рисунков обучающихся «Рисуем музыку».
Учитель:
- Осень вступила в свои права, а на наших рисунках – лето! Посмотрите на танцующие цветы на лугу. На уроке изобразительного искусства вы рисовали вальс цветов. Кто расскажет о своей работе? ( Ответы учащихся.)
6. Сообщение нового материала.
Учитель:
– Вальс пришел из Австрии в конце 18 века. Название происходит от немецкого слова «вальзен» - вращаться, кружиться. Наибольшей популярностью пользовался венский вальс и медленный вальс-бостон.
7. Физ. пауза.
- Давайте и мы с вами потанцуем, как эти замечательные цветы.
- П. И. Чайковский « Вальс цветов». ( Дети «берут» в руки букет цветов и покачивают над головой, передавая трехдольность вальсового ритма. Заранее подготовленные дети исполняют свободную композицию.)
8. Театрализация «Танцы мира».
(Выступление заранее подготовленных ребят. Медвежонок Вили
крепит на карту полушарий кружочки с названиями танцев).
Учитель:
– На нашей поляне повстречались Медвежонок Вилли и Воробей Чики.
- Привет, Вилли!
- Привет, Чики!
- Что ты делаешь, Вилли?
- Рисую карту танцев.
- Карту танцев? А можно посмотреть? А вопросик задать? Почему это по всей Европе кружочки нарисованы?
- Потому что здесь хоровод водят.
Встают в круг и идут, пританцовывая.
- Хоровод, хоровод, пляшет весело народ!
- А здесь в России есть народный танец трепак.
- Трик, трек, трак! Трик, трек, трак! Дробный танец – тре - пак!
- А в Украине народный танец гопак.
- А вот украинский казак – в присядке пляшет он гопак!
-Еще здесь танцуют известный танец казачок.
- Даже старый старичок заплясал казачок!
- А здесь, в Польше, появились мазурка и краковяк.
- Не могу я, как поляк, станцевать вам краковяк!
И мазурка нелегка – заплетается нога!
- А могу блеснуть я только в развесёлой быстрой польке!
- Чики! Полька – чешский танец! И полька и варс – быстрые танцы!
- Могу блеснуть не только в польке, могу и варс сплясать для вас!
- А здесь, в Венгрии, известный танец чардаш.
- Кто станцует нам чардаш? Это - медвежонок наш!
- А во Франции появился когда-то менуэт.
- Ах, как прекрасная маркиза легко танцует менуэт!
- В Испании возник танец – фламенко.
- Нет для каждого испанца лучше, чем фламенко, танца!
- На Кавказе - танец лезгинка.
- На Кавказе есть лезгинка, а в саду у нас малинка!
- В Китае 56 национальностей, и у каждой есть свой танец. И названия красивые: танец барабанов, танец палочек
- Танец пёрышков для вас я исполню ровно в час!
- Вилли, а что танцуют в Японии?
- Танцы направления «Но». Это целые театрализованные представления.
- А в Японии давно все танцуют танцы «Но»!
- Вилли, а что танцуют в Южной Америке?
- Ой, Чики, здесь появилось много танцев, которые теперь известны во
всем мире! В Аргентине появилось танго.
- На десерт не кушай манго, а станцуй-ка лучше танго!
- В Бразилии придумали самбу. Женщины исполняют ее на карнавалах.
- Эх, ввести и нам бы карнавал для самбы!
- А на острове Куба появились танцы мамба, румба, ча-ча-ча!
- А кто танцует ча-ча-ча, живёт без помощи врача!
- Мамба, дети, не конфета – это жаркий танец лета!
- Кто танцует танец румба? – Вили, Чики и друзья!.. (Воробей Чики убегает.)
- Куда ты, Чики? Я хотел рассказать еще про вальс
9.Сообщение нового материала.
(Слайд-шоу «Танцы мира».)
(Н. Л. Гавликовский. Руководство для изучения танцев. Издательство: Планета музыки, Лань. Серия: Мир культуры, истории и философии. 2010г.)
Учитель:
- С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, В сопровождении труб, виол или оркестра (можно задать вопрос о том, где в наши дни танцуют люди). Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял. Вот, например, ДЖИГА –
(Слайд 1) старинный танец английских моряков – быстрый, веселый, непринужденный. Музыка его словно льется безостановочно, ровно, как веселый ручеек.
Но, АЛЛЕМАНДА, (Слайд 2) напротив, – серьезная, неторопливая. Танец появился, как бытовой и придворный, в середине 16 века. Родилась аллеманда из приветственных сигналов трубачей, звучавших при встрече высоких особ – князей, графов, герцогов. Под эти приветственные звуки двигалось торжественное шествие придворных, поэтому размер танца четный, как у марша. ( Мультимедиа: слайды «Костюмы 18 века»)
Своеобразны норвежские крестьянские танцы: ГАНГАР (Слайд 3)– неторопливый, спокойный, его танцуют парами, торжественно и чинно; ХАЛЛИНГ (Слайд 4) – сольный танец, в котором юноша показывает силу, проворство и ловкость. Халлинг изобилует высокими прыжками, вращениями, перевертываниями в воздухе. Музыка его носит мужественно-суровый характер, имеет упругий ритм; СПРИНГАР (Слайд 5) – отличается острым чеканным ритмом, яркой мелодией. Парни, весело подпрыгивая и притопывая, ведут девушек, которые ступают мелкими шажками.
Множество чудесных танцев издавна бытует в Польше. Наиболее известны из них – ПОЛОНЕЗ, КРАКОВЯК, МАЗУРКА (Слайды 6, 7, 8). Излюбленный польский танец – мазурка – с веселой, задорной мелодией, символизирующий военную удаль. Это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. Ее импровизируют партнеры.
10. П.И. Чайковский «Мазурка». Слушание.
Беседа после прослушивания.
- Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?
- Где в жизни могла бы звучать эта музыка и как могла бы повлиять на людей?
- Что позволило тебе прийти к таким выводам?
11. Физпауза.
(П.И. Чайковский «Мазурка»)
Заранее подготовленные ребята показывают классу движения, характерные для «Мазурки».
12. Сообщение нового материала.
Краковяк (краковяки – жители города Кракова) – парный веселый танец. Она танцует плавно, изящно, он – с резкими притопываниями.
Самый древний танец – полонез. В старину он назывался «великим» или «пешим» танцем. Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом – парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки – своеобразного торжественного марша, вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки.
(Фрагмент из х /ф «Война и мир» - первый бал Наташи Ростовой. Просмотр.)
Беседа после просмотра.
- Какие чувства передаются в музыке?
- Какие эпизоды понравились тебе больше всего?
- Хотелось бы вам побывать на этом балу? Почему?
13. Итог урока.
- Когда танцуете вы?
- Чем вам запомнится этот урок?
- Что нам удалось на уроке?
14. Домашнее задание.
- Нарисовать рисунок на тему «Танцы разных народов».
- Узнать, какие танцы танцевали мамы и бабушки.
- По желанию, подготовить один танец для исполнения на следующем уроке.
15