Профстандарт как фактор изменений в профессиональной деятельности педагога
Профстандарт как фактор изменений
в профессиональной деятельности педагога
Перспектива введения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в РФ вызвала необходимость его апробации в конкретных регионах. В результате образовательные организации, имеющие большой опыт инновационной деятельности в данной сфере, получили статус инновационных площадок, в рамках которых было организовано обсуждение, внесение изменений и дополнений в трудовые функции, разработка должностных инструкций и т.д. Данные исследований показали:
возможные варианты изменений в профессиональной деятельности современного педагога;
-уровень готовности педагогов к введению стандартов (знание педагогов о проф. стандарте, понимание смысла стандартизации проф. деятельности, готовность к самоанализу, самооценке на соответствие проф. деятельности стандарту);
-«разрывы» между требованиями проф. стандарта и реальной образовательной практикой, между целями и содержанием программ непрерывного педагогического образования (в том числе повышение квалификации, проф. переподготовка) и требованиями стандарта;
- проблемы и перспективы нормирования профессиональной деятельности педагога в контексте современных вызовов.
Также были рассмотрены возможные трансформации профессиональных позиций педагога (функций, задачи др.) в контексте современных вызовов.
Диверсификация деятельности педагога, обусловленная появлением новых областей профессионально-педагогической деятельности (тьютор, воспитатель-аниматор, супервизор, виртуальный консультант, т.п.) или их усложнением (появлением необходимости в дополнительном инновационном, информационном, технологическом, языковом, т.п. сопровождении).Дифференциация профессионально-педагогической деятельности, обусловленная необходимостью решать определенный круг проблем практики (например, обеспечение реализации ФГОС ООО).
Выраженная региональная (или другая локальная) специализация (прикладной характер компетенций, актуальных для осуществления деятельности в определенном контексте).
Интенсификация труда педагога (больше дополнительного времени требуется на подготовку к занятиям, организацию определенных условий, т.п.).
Психологизация педагогической деятельности, усиление рефлексивной ее составляющей (формирование универсальных учебных действий учащихся, анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению, т.п.).
Эдукологизация (необходимость в непрерывном образовании и профессиональном развитии, повышении квалификации, приобретении новых прикладных компетенций).
Дальнейшая «менеджеризация» педагогической деятельности (оформление документов, отчетов, т.п. о соответствии педагогической деятельности определенным требованиям).
Технизация (необходимость умений пользоваться различным оборудованием, технологиями труда; создание современной технологической оснастки, безопасной среды, т.п.).
Инновационный характер педагогической деятельности (необходимость работать в условиях постоянных изменений, искать альтернативные пути решения проблем, т.п.).
Маркетизация (необходимость владения презентационными технологиями, PR-технологиями, т.п. для участия в конкурсах, продвижения образовательных услуг, поиска социальных партнеров).
Представленные выше изменения касаются, в основном, организации профессиональной деятельности педагога. Профстандарт предполагает содержательные изменения профессиональной деятельности педагога посредством установления единых требований к ее содержанию и результатам, усиливает тенденции изменений, касающиеся организации профессиональной деятельности педагога (особенно процесс ее психологизации).
Содержательные изменения в профессиональной деятельности педагога будут связаны с трансформациями в педагогическом мышлении, а именно:
Изменения в ПД педагога в условиях реализации Профессионального стандарта Риски
знание предмета является не единственным требованием к успешности деятельности педагога «теряется предметная наполненность педагога, общая эрудиция, кругозор»;
знание технологий автоматически не обеспечивает успешности ПД педагога, применение технологий контекстуально обусловленно «сегодня мы учим будущих учителей технологиям, потенциал которых исчерпан, не очевиден для современных условий, а следовательно, данные технологии не могут обеспечить нелинейность учебного процесса в школе»
Таким образом, апробация профессионального стандарта позволила определить перспективные направления по его внедрению и сопровождению, наметить программу деятельности.