Доклад на тему: «Цели, сущность, особенности реализации игровых технологий: виды игр и их дидактические возможности. Основные понятия и структура игровых технологий, процедура разработки игровых технологий»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАНБАРАНОВСКОГО»
Доклад на тему: «Цели, сущность, особенности реализации игровых технологий: виды игр и их дидактические возможности. Основные понятия и структура игровых технологий, процедура разработки игровых технологий»
Донецк, 2016
«Цели, сущность, особенности реализации игровых технологий: виды игр и их дидактические возможности. Основные понятия и структура игровых технологий, процедура разработки игровых технологий»
Подготовила Карпекина Анастасия Александровна, преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», квалификационная категория «специалист»
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии экономических дисциплин
Протокол № ______ от «____»_______2016 г.
Председатель ЦК __________ А.Ф. Максимова
Содержание
Введение 4
Понятие об игре, особенности и виды педагогических игр 4
Методические рекомендации по использованию дидактических интеллектуальных игр на различных этапах профессионального обучения 6
Методические рекомендации по использованию ролевых и деловых игр в профессиональном обучении 7
Заключение 8
Выводы 8
Предложения 9
Список используемой литературы 10
Введение
В один ряд с такими определениями человека, как Homo sapiens (человек разумный) и Homo faber (человек созидатель) следует поставить ещё одно: Homo lundes (человек играющий), поскольку оно выражает столь же существенную функцию человека, как два предыдущих определения.
Й. ХейзингаИгра является активнейшей формой человеческой деятельности наряду с трудом и учением. Развивающие и обучающие возможности игры были подмечены давно. Один из постулатов китайской философии гласит: «Пока человек играет, он развивается!»
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, в зарубежной – Э. Берн, Ж. Пиаже, З. Фрейд и др. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в социализации, в самоуправлении и саморегулировании личности.В современной педагогике игра трактуется как вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В последнее время игровые формы организации учебной деятельности привлекают все больше внимания как стимул к развитию. Механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации. Поэтому среди образовательных технологий игра сегодня занимает значительное место не только в обучении школьников, но и в профессиональной подготовке.
Молодому специалисту часто не хватает теоретической и практической грамотности, в связи с чем его адаптация в профессиональной деятельности протекает со сложностями разного уровня. А иногда из-за неудач на начальном этапе профессиональной деятельности у молодого специалиста возникает желание оставить избранную профессию. В стремлении помочь сегодняшнему студенту смелее, увереннее освоить избранное дело, получить достойный уровень теоретической и практической подготовки в области избранной профессиональной деятельности педагоги обращаются в этих целях к активным методам обучения, стремятся освоить новые технологии, в том числе игровые.
Игры и игровые приёмы используют в своей повседневной практике многие педагоги, ведь игра позволяет заинтересовать студентов изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.
В образовательной практике учреждений профессионального образования в основном используются интеллектуальные, ролевые и деловые обучающие игры.
Понятие об игре, особенности и виды педагогических игр
Игра – понятие общенаучное, поэтому в зависимости от того, где используется (в философии, истории культуры, педагогике, психологии, социологии или этнографии), оно имеет разные толкования. Игра является одним из видов деятельности человека, и, как правило, этим термином обозначают деятельность человека, противопоставляемую утилитарно-практической деятельности и характеризующуюся переживанием удовольствия от самой деятельности. Главное отличие игры от других видов деятельности в том, что ее предметом является сама человеческая деятельность, «игрой человека, – отмечает В.Д. Пономарев, – является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми» [2].
В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения молодежи. В психологии игра рассматривается как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.
Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.
В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
С.А. Шмаков выделяет следующие черты, присущие большинству игр:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);
творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [4].
Педагогические игры – достаточно большая группа игровых методов и приемов, используемых в организации педагогического процесса. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть выделены и обоснованы.
Педагогические игры достаточно разнообразны по целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования, специфике содержания. Попытку классифицировать педагогические игры по различным основаниям предпринимают многие исследователи. Так, классификация педагогических игр по Г.К. Селевко [3] включает следующие группы игр:
По области деятельности: физические; интеллектуальные; трудовые; социальные; психологические.
По характеру психологического процесса: обучающие; тренинговые; контролирующие; обобщающие; познавательные; воспитательные; развивающие; репродуктивные; продуктивные; творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные; психотехнические.По игровой методике: предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; игры-драматизации.
По предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические; музыкальные, театральные, литературные; трудовые, технические, производственные; физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные; обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.По игровой среде: предметов, с предметами; настольные, комнатные, уличные, на местности; компьютерные, телевизионные, ТСО; технические, со средствами передвижения.По продолжительности различают:
короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач: усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и т.д.;
игровые оболочки. Это игровые формы организации учебной деятельности, более продолжительные по времени. Чаще всего они ограничены рамками одного занятия, но могут продолжаться и несколько дольше. К ним относится такой прием, как создание единой игровой оболочки, т.е. представление занятия в виде целостной учебы-игры;
длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентированы на далекую идеальную цель и направлены на формирование медленно образующихся психических и личностных качеств студентов. Особенностью этой группы выступают серьезность и деловитость.
Также выделяют игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую организацию деятельности, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу
Методические рекомендации по использованию дидактических интеллектуальных игр на различных этапах профессионального обучения.
Положительную роль в обучении студентов с недостаточным уровнем сформированности общих учебных умений и навыков и низким уровнем мотивации способны сыграть дидактические интеллектуальные игры. Большинство исследователей (К. Гроос, М. Лазарус, Б.П. Мандель, В.П. Шашина и др.) к таким играм относят кроссворды, ребусы, лото, игры-аукционы, чайнворды. К дидактическим интеллектуальным играм относятся соревнования «Кто быстрее», КВН, турниры знатоков (конкурсы эрудитов), тематические викторины [2].
Б.Р. Мандель дает следующее определение интеллектуальной игре: это «индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования» [1].
Интеллектуальные игры являются действенным инструментом усвоения теоретических знаний, научных понятий, терминов; кроме того, они способствуют формированию у студентов навыков сотрудничества, ведения социального диалога. При соответствующей их организации они могут быть средством развития творческих данных студентов.
Включение в учебный процесс интеллектуальных игр позволяет удовлетворять познавательные, коммуникативные, эстетические и творческие потребности студентов, сделать сам процесс обучения радостным, эмоционально наполненным. Состязательность, смена видов занятий в форме игрового действия оживляют восприятие, способствуют более прочному запоминанию учебного материала, помогают преподавателю чередовать напряженную работу с непринужденными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление студентов.
Методические рекомендации по использованию ролевых и деловых игр в профессиональном обучении
В профессиональном образовании, помимо дидактических интеллектуальных игр, широкое применение находят ролевые и деловые игры, которые представляют собой специально организованную ситуацию, имитирующую реальную профессиональную деятельность, носящую условный характер и сочетающую в себе как учебные, так и игровые элементы. Игры, предполагающие воспроизведение каких-либо профессиональных ситуаций и действий, также называют имитационными обучающими играми.
В таких играх студенты воспроизводят те или иные стороны реальности: фрагменты производственных процессов и отношений. В играх-имитациях важно не механическое воспроизведение, копирование какой-либо ситуации из будущей профессиональной деятельности, а ее осмысление, определение целесообразности действий игроков.
В учебных целях в имитационных играх можно передавать действия имитируемого специалиста как правильно, так и ошибочно, чтобы обучать студентов умению распознавать профессиональные и непрофессиональные способы решения производственных ситуаций, формировать у них профессиональное мышление, аналитические способности и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
Игровые технологии достаточно широко применяются в учебном процессе, их проведение включает ряд этапов.
I. Этап подготовки деловой игры.
1. Определение проблемы, темы, предмета, содержания и учебной цели игры.
2. Выбор объекта деловой игры. Деловая игра представляет собой модель профессиональной деятельности или ее отрезка, поэтому определяется часть производственного или трудового процесса, который предстоит моделировать, подбирается проблемная ситуация; определяются условия конкретных типовых ситуаций.
3. Разработка сценария деловой игры. Сценарий деловой игры представляет собой развернутое изложение содержания деловой игры и последовательности ее выполнения. В нем описывается сюжет или система действий участников игры, их отношения, взаимодействие на основе детализации игровых ролей, исполняемых в предлагаемых обстоятельствах и условиях.
II. Этап проведения деловой игры.
III. Этап анализа
Заключение
Для того чтобы игра была достаточно эффективной, преподавателю важно помнить следующие рекомендации:
Обеспечивать всех участников игры всеми необходимыми дидактическими и справочными материалами, технической и технологической документацией и др.
Создавать в группе атмосферу серьезного отношения студентов к предстоящей игровой деятельности, подлинного творчества, энтузиазма, соревновательности.
Правила игры должны быть простыми, а содержание предлагаемого материала доступным.Необходимо четко излагать правила игры, добиваться их понимания и принятия участниками – это во многом определяет ее ход и успех.
Быть непосредственным участником игры, но предоставлять её участникам максимальную самостоятельность.
Внимательно следить за игровым азартом и всегда быть готовым к быстрому разрешению конфликтов среди участников игры.
Не вмешиваться в работу студентов без крайней необходимости, постоянно способствовать самоорганизации и самоуправлению студентов в процессе игры.
Строго следить за соблюдением правил игры; не сводить игру к очередному опросу и контролю знаний студентов.
Не спешить с упреками неуспешных студентов и с похвалами победителей, но стараться замечать положительные моменты, черты у каждого играющего.
Не стремиться к снятию «игрового шума», это всегда сопутствующий эффект в игре, необходимо только следить, чтобы он не мешал процессу игры.
Привлекать к судейству студентов, разрешая им использовать необходимые источники информации.
Добиваться, чтобы оценка результатов игры судьями из числа участников всегда была справедливой и соответствовала принятым критериям.
При собственной оценке результатов игры сверять свое мнение с мнением студентов, если не совпадает, то подумать – почему, и не спешить навязывать своего мнения и решения.
Выводы
Интерес к изучению дисциплины во многом зависит от того, как проходят занятия. Даже на самых хороших занятиях элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности дисциплиной. Поэтому нужно как можно шире применять нетрадиционные образовательные технологии, в данном докладе рассмотрены применения игровых технологий.
Подводя результаты, можно сделать следующие выводы:
1.Игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых является игра. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Существует множество классификаций игр, в данном исследовании особо выделена классификационная модель по структурным элементам занятия: игры для изучения нового материала, игры для закрепления, игры для проверки знаний, обобщающие игры, релаксационные игры - паузы. Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит ее толковый организатор.
2.В современном учебном заведении, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность на занятиях используется в качестве элементов занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Наиболее целесообразно ее применение на занятиях по закреплению, систематизации или повторению материала.
3.Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность студентов. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.Предложения
Разработать систему мониторинга эффективности использования элементов игровых технологий в процессе обучения.
Список использованной литературы
Основная
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории [текст]. М., 2001.
Пономарев В.Д., Педагогика игры [текст]. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]. М.:Народное образование, 1998.
Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры [текст]. М.: Новая Москва, 1994.
Дополнительная
Колесникова И.А. Педагогическое проектирование [текст]: Учеб. пособие для высших учебных заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. М.: Академия, 2005.
Колетвинова Н.Д. Роль творческих заданий и игровых элементов в развитии профессиональных коммуникативных умений и навыков студентов
педвузов [Текст] // Школьные технологии. 2004. № 5.
Колосова Г.В. Деловые игры [текст] // Специалист. 2002.
Копытов А.Д. Развитие инновационных образовательных учреждений в России и за рубежом [текст]: / Под общ. ред. А.Д. Копытова, Т.Б. Черепановой. Томск: ЦНТИ, 2004.