Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории
Ахметшина Р.Т.
Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории
Нужна ли история? Мы как учителя –предметники, понимаем, что знание истории просто необходимо. И наша задача замотивировать каждого ребёнка на изучение истории Мира, своей Родины, Края, своей семьи.
Как Вы знаете, что в концепции Государственного стандарта общего образования второго поколения отмечаются следующие качества выпускников XXI столетия:
Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Одним из главных направлений по организации и осуществлению воспитания такой личности является воспитание историей, воспитание на духовно-нравственных и культурно-исторических традициях нашего народа.
Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее. Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия, однако эта задача не совсем простая, ведь история и обществознание это те предметы, которые наиболее подвержены изменениям. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий. Телевидение, радио, компьютеры за последнее время значительно увеличили поток информации, негативно влияющий на детей. В обществе, прессе, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: «Способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации?» Выбрать то, что позволит стать ему Гражданином России с большой буквы?
Меня всегда волновала проблема, как с помощью истории воспитать ученика, богатого духовно, знающего свои корни, но в то же время уверенно смотрящего в будущее, развить его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Например, работа на уроках с текстами исторических документов позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Уроки стараюсь организовывать таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. Благодаря таким ценностно-проблемным ситуациям у ребёнка активизируется познавательная деятельность, развивается критическое мышление, формируются такие УУД как умение анализировать и делать выводы, которые, как Вы помните, относятся к группе Познавательных УУД.
Но оценивать действия кого-либо спустя сотни лет куда проще, нежели принять решение в то время. Поэтому можно предложить детям "перенестись" назад и предложить своё развитие событий. Т.е. формируются действия по Постановке и решению проблем.
Изучая личностей, с учащимися целесообразно обсудить следующие вопросы:
-как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к революции, Смуте?
-как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?
Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом можно наблюдать, как у них происходит формирование духовных ценностей. Настоящее воспитание историей заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли.
Однако стоит помнить, что при изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом - "перенести" школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Недопустимо и снисходительно - ироничное отношение к историческому материалу, что может принести учителю легкую популярность, но не способствует воспитанию историей. Сопереживание и сострадание человеку прошлого - вот что необходимо на уроке.
Я не открою для Вас секрет, если скажу, что одним из видов деятельности, направленной на нравственное и духовное воспитание является исследовательская деятельность обучающихся, которая направлена на поиск новых фактов, основанных на опыте жизни своих родственников. Приводимые факты носят неповторимый характер и воздействуют на детей. Исследовательская деятельность может быть очень разнообразной.
В 2014 г. мы поучаствовали в Региональном заочном этапе Всероссийского конкурса школьных проектов, посвящённых 20-ти летию Конституции. Диплом 1 степени
Всероссийском конкурсе проектов «СОЗИДАНИЕ и ТВОРЧЕСТВО». В номинации «Обществознание» работа обучающихся 11 класса Винниковой Вероники и Никифировой Екатерины заняла 1 место.
Очное выступление на Всероссийском конкурсе исследовательских работ обучающихся «Научный потенциал нового поколения: проекты, инновации, перспективы» (с международным участием) Диплом 3 степени.
В ходе творческой деятельности обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала учениками, но идет их интеллектуальное, нравственное развитие. Учащиеся становятся более самостоятельными, доброжелательными друг к другу, коммуникабельными.
Урок, ориентированный на деятельность - это открытие и осмысление истины.
Таким образом, такой предмет, как история, играет большую роль в формировании системы духовно- нравственных ценностей у обучающихся.
В своем выступлении я не претендовала на оригинальность и новизну педагогических приемов. Это было краткое описание опыта работы, пусть небольшого опыта, но моего.
»ђЗаголовок 2»ђЗаголовок 315