Доклад на тему Ценностные ориентиры школьников в старших классах
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
Тема Ценностные ориентиры школьников
в старших классах.
Подготовила:
Сморода Анастасия
Викторовна
учитель истории
МБОУ «СОШ №5»
г.Саянска
Иркутской области
Саянск, 2015
Тема : Ценностные ориентиры школьников в старших классах.
Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова итальянского философа О. Винсента Думинуко «Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря»
Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно, уже с подросткового возраста формировать ценностные ориентиры. Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.
Основополагающими документами, в которых изложены ценностные ориентиры является всем нам известная концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторами которой являются А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков., концепция воспитания детей Иркутской области, программа развития воспитательной компоненты Иркутской области, программа развития воспитательной компоненты МБОУ «СОШ№5», программа воспитания и социализации школьников МБОУ «СОШ№5»
Что вкладываем в данное понятие? Обратимся к понятийному аппарату
Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.
Ценностные ориентиры – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний.
Ценностные ориентиры это центральное личностное новообразование, выражающее сознательное отношение к себе, к миру и обществу. [ Большой толковый словарь]
Хочу напомнить в концепции сказано что, основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Все тот же документ говорит нам о том, что традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): вам они хорошо известны.
патриотизм
социальная солидарность
гражданственность
семья
труд и творчество
наука
традиционные российские религии
природа
человечество
искусство и литература
Формирование ценностных ориентиров у учеников в старших классах становится особо актуальным.
Имея не большой опыт работы в школе, я отметила, что подростки отказывается от привычных стереотипов, идет переоценка ценностей. Уровень сформированности нравственных ценностей у подрастающего поколения очень низкий. В старшем школьном возрасте начинается профессиональное и жизненное самоопределение, происходит осознание своего места в будущем. Старшеклассники начинают выбирать себе профессию и искать пути достижения этого. Их деятельность, я думаю, что вы со мной согласитесь, обусловленная профессиональной ориентацией, нацелена на будущее. Мне как учителю, здесь важно понимать, что для полноценного развития личности важно сочетание удовлетворенности настоящим и устремленности в будущее.
На старшеклассников при переходе к самостоятельному нравственному выбору ложится много противоречий между «можно и нельзя», «хочу и надо». Делая этот выбор, у некоторых появляется стеснительность, лень, у других легкомыслие, цинизм. Чтобы перейти во взрослую жизнь, надо приложить много усилий.
У старших подростков нет четкого представления о нравственно-психологической основе любви и брака.
У них превалирует эгоцентризм. Они забыли, что такое гражданственность и патриотизм. По данным анкетирования, проведенного мною , в первом полугодии среди учеников 10класса большая часть учеников к моему сожалению считают, что не знания правят миром, а деньги. С этим трудно бороться, так как социальное влияние очень сильно. Прежние нравственные ценности отторгаются подростками, а новые представления о мире ещё не стали для них привычными. В наше время старшеклассникам труднее приспособиться к современным условиям. Чтобы ученики быстрее и лучше осваивались, нужно, чтоб они приняли ценности как личностно-значимые.
На мой взгляд при формировании ведущих ценностей в нашей школе, такие как, человек, культура, здоровье в условиях целостного педагогического процесса (это и на уроке, и во внеучебной деятельности), на мой взгляд, стоит обратить особое внимание , на психолого-педагогические принципы, которые вы видите на слайде
1. Принцип гуманизма (забота, предупредительность, стремление помочь в беде);
2. Принцип личностного подхода в группе, коллективе (принадлежность личности к группе, принятие её основных ценностей);
3. Принцип ведущей деятельности (определение деятельности, занимающей основную, ведущую роль в формировании личности);
4. Принцип системного подхода (превращение духовных и общегражданских ценностей общества в ценности личности);
5. Принцип инициативы и социальной активности (самодеятельность учащегося, самоуправление);
6. Принцип целостности и комплексного подхода (единство общегражданского, трудового и нравственного воспитания).
В моей работе, как учителя предметника и классного руководителя данные принципы я реализую через проведение классных часов, уроков по истории и обществознанию, т. к. они способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политика – правовой культуры. например, урок по теме « Гражданское общество и правовое государство», «Участие гражданина в политической жизни».
«Человек как духовное существо» раскрывают духовную жизнь человека, дают учащимся представление о сознательном отношении к себе и к окружающему миру, показывают, что людей объединяют духовные ценности, идеалы и согласие. Такая тема как «Мораль. Религия» раскрывает основные регуляторы отношений между людьми, потому что во все времена мораль и религия считаются важнейшими факторами единения людей и способствуют формированию моральных принципов.
А также через проведение классных часов «Мои права и обязанности», «Семья и быт», «Роли супругов в семье», которые способствовуют формированию у учеников осознанного нравственного поведения, значимости ценности семьи.
В классе провожу разные мероприятия: некоторые перечислю это «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Здоровый образ жизни», «Я гражданин России» , и другие, викторины.
Уроки истории дают возможность решать задачу патриотического воспитания учащихся. Наиболее эффективно задачи патриотического воспитания позволяют реализовать такие темы как:
1. Походы Батыя на Русь.
2. Борьба русских земель с западными завоевателями.
3. Россия в Первой мировой войне.
4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Эти уроки я стараюсь проводить не только как уроки развития ума, но и воспитания гражданских чувств. Пытаюсь вызвать у учащихся резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта. В начале учебного года мною был проведен урок мужества, посвященный 100-летию начала первой мировой войны, Данный урок стимулирует у учащихся развитие таких личностных качеств как уважение, сострадание, доброта, внимание к ветеранам я считаю, что на таких мероприятиях учащиеся должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне.
На уроках изучающих саму жизнь, я объясняю насколько важно в современной ситуации быть сдержанным, терпимым, особенно в вопросах веры, отношения нации и власти. Для этого я, как учитель использую разные методические приемы. Я пытаюсь добиться того, чтобы учащиеся понимали, почему так важно быть законопослушными, защищать Отечество, сохранять природу и окружающую среду , бережно относиться к памятникам истории и культуры.
Кроме того для формирования ценностных ориентиров служит разработанный мною специальный курс «Вспомогательные исторические дисциплины или ключи к тайнам Клио». Данный курс я реализую первый год. В дальнейшем опыт будет представлен.
Использование озвученных мною принципов, способствует формированию позитивного отношения вышеперечисленным базовым национальным ценностям, о которых я напомнила вам в начале своего выступления. Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить ваше внимание на диаграмму представленную на слайде, которая подтверждает позитивную динамику целостного уровня развития отношения подростков к ценностям. Вы можете видеть незначительное повышение.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
15