Доклад на тему Ценностные ориентиры школьников в старших классах

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»








Тема Ценностные ориентиры школьников
в старших классах.


Подготовила:
Сморода Анастасия
Викторовна
учитель истории
МБОУ «СОШ №5»
г.Саянска
Иркутской области



Саянск, 2015


Тема : Ценностные ориентиры школьников в старших классах.
Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова итальянского философа О. Винсента Думинуко «Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря»
Человеку  свойственно  ценностное  восприятие  мира.  К  любому  явлению  окружающего  мира  он  относится,  отталкиваясь  от  своего  мнения.  Поэтому  важно,  уже  с  подросткового  возраста  формировать  ценностные  ориентиры.  Именно  от  них  будет  зависеть  смысл  и  образ  жизни  человека.
Основополагающими документами, в которых изложены ценностные ориентиры является всем нам известная концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторами которой являются А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков., концепция воспитания детей Иркутской области, программа развития воспитательной компоненты Иркутской области, программа развития воспитательной компоненты МБОУ «СОШ№5», программа воспитания и социализации школьников МБОУ «СОШ№5»
Что вкладываем в данное понятие? Обратимся к понятийному аппарату
Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.
Ценностные ориентиры – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний.
Ценностные  ориентиры    это  центральное  личностное  новообразование,  выражающее  сознательное  отношение  к  себе,  к  миру  и  обществу. [ Большой толковый словарь]
Хочу напомнить в концепции сказано что, основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Все тот же документ говорит нам о том, что традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): вам они хорошо известны.
патриотизм 
социальная солидарность
гражданственность 
семья 
труд и творчество
наука 
традиционные российские религии 
природа 
человечество 
искусство и литература

Формирование ценностных ориентиров у учеников в старших классах становится особо актуальным.
Имея не большой опыт работы в школе, я отметила, что подростки отказывается  от  привычных  стереотипов,  идет  переоценка  ценностей.  Уровень  сформированности  нравственных  ценностей  у  подрастающего  поколения  очень  низкий.   В  старшем  школьном  возрасте  начинается  профессиональное  и  жизненное  самоопределение,  происходит  осознание  своего  места  в  будущем.  Старшеклассники  начинают  выбирать  себе  профессию  и  искать  пути  достижения  этого.  Их  деятельность, я думаю, что вы со мной согласитесь, обусловленная  профессиональной  ориентацией,  нацелена  на  будущее.  Мне как учителю, здесь  важно  понимать,  что  для  полноценного  развития  личности  важно  сочетание  удовлетворенности  настоящим  и  устремленности  в  будущее.
На  старшеклассников  при  переходе  к  самостоятельному  нравственному  выбору  ложится  много  противоречий  между  «можно  и  нельзя»,  «хочу  и  надо».  Делая  этот  выбор,  у  некоторых  появляется  стеснительность,  лень,  у  других    легкомыслие,  цинизм.  Чтобы  перейти  во  взрослую  жизнь,  надо  приложить  много  усилий. 
У  старших подростков нет  четкого  представления  о  нравственно-психологической  основе  любви  и  брака.
У них  превалирует  эгоцентризм.  Они  забыли,  что  такое  гражданственность  и  патриотизм.  По данным анкетирования, проведенного мною , в первом полугодии среди учеников 10класса большая часть учеников к моему сожалению  считают,  что  не  знания  правят  миром,  а  деньги.  С  этим  трудно  бороться,  так  как  социальное  влияние  очень  сильно.  Прежние  нравственные  ценности  отторгаются  подростками,  а  новые  представления  о  мире  ещё  не  стали  для  них  привычными.  В  наше время старшеклассникам  труднее  приспособиться  к  современным  условиям.  Чтобы  ученики быстрее  и  лучше  осваивались,  нужно,  чтоб  они  приняли ценности как личностно-значимые. 
На мой взгляд при формировании ведущих ценностей в нашей школе, такие как, человек, культура, здоровье в условиях целостного педагогического процесса (это и на уроке, и во внеучебной деятельности), на мой взгляд, стоит обратить особое внимание , на психолого-педагогические принципы, которые вы видите на слайде
1.  Принцип  гуманизма  (забота,  предупредительность,  стремление  помочь  в  беде);
2.  Принцип  личностного  подхода  в  группе,  коллективе  (принадлежность  личности  к  группе,  принятие  её  основных  ценностей);
3.  Принцип  ведущей  деятельности  (определение  деятельности,  занимающей  основную,  ведущую  роль  в  формировании  личности);
4.  Принцип  системного  подхода  (превращение  духовных  и  общегражданских  ценностей  общества  в  ценности  личности);
5.  Принцип  инициативы  и  социальной  активности  (самодеятельность  учащегося,  самоуправление);
6.  Принцип  целостности  и  комплексного  подхода  (единство  общегражданского,  трудового  и  нравственного  воспитания).
В моей работе, как учителя предметника и классного руководителя данные принципы я реализую через проведение классных часов, уроков по истории и обществознанию, т. к. они способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политика – правовой культуры. например, урок по теме « Гражданское общество и правовое государство», «Участие гражданина в политической жизни».
«Человек как духовное существо» раскрывают духовную жизнь человека, дают учащимся представление о сознательном отношении к себе и к окружающему миру, показывают, что людей объединяют духовные ценности, идеалы и согласие. Такая тема как «Мораль. Религия» раскрывает основные регуляторы отношений между людьми, потому что во все времена мораль и религия считаются важнейшими факторами единения людей и способствуют формированию моральных принципов.
А также через проведение классных часов «Мои права и обязанности», «Семья и быт», «Роли супругов в семье», которые способствовуют формированию у учеников осознанного нравственного поведения, значимости ценности семьи.
В классе провожу разные мероприятия: некоторые перечислю это «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Здоровый образ жизни», «Я гражданин России» , и другие, викторины.
Уроки истории дают возможность решать задачу патриотического воспитания учащихся. Наиболее эффективно задачи патриотического воспитания позволяют реализовать такие темы как:
1. Походы Батыя на Русь.
2. Борьба русских земель с западными завоевателями.
3. Россия в Первой мировой войне.
4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Эти уроки я стараюсь проводить не только как уроки развития ума, но и воспитания гражданских чувств. Пытаюсь вызвать у учащихся резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта. В начале учебного года мною был проведен урок мужества, посвященный 100-летию начала первой мировой войны, Данный урок стимулирует у учащихся развитие таких личностных качеств как уважение, сострадание, доброта, внимание к ветеранам я считаю, что на таких мероприятиях учащиеся должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне.
На уроках изучающих саму жизнь, я объясняю насколько важно в современной ситуации быть сдержанным, терпимым, особенно в вопросах веры, отношения нации и власти. Для этого я, как учитель использую разные методические приемы. Я пытаюсь добиться того, чтобы учащиеся понимали, почему так важно быть законопослушными, защищать Отечество, сохранять природу и окружающую среду , бережно относиться к памятникам истории и культуры.
Кроме того для формирования ценностных ориентиров служит разработанный мною специальный курс «Вспомогательные исторические дисциплины или ключи к тайнам Клио». Данный курс я реализую первый год. В дальнейшем опыт будет представлен.
Использование озвученных мною принципов, способствует формированию  позитивного отношения вышеперечисленным базовым национальным ценностям, о которых я напомнила вам в начале своего выступления. Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить ваше внимание на диаграмму представленную на слайде, которая подтверждает позитивную динамику целостного уровня развития отношения подростков к ценностям. Вы можете видеть незначительное повышение.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15