Конспект урока литературы Евангельские Заповеди как основные нравственные ориентиры героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
«Евангельские заповеди как основные нравственные ориентиры
героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (8-9 кл.)
Щекина Е.И., учитель русского языка и литературы МОУ «Дмитровская средняя
общеобразовательная школа №10
с углубленным изучением отдельных предметов» г.Дмитрова Московской области
Цель: Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством художественного слова.
Задачи
Образовательная: дополнить и обобщить знания учащихся о художественных особенностях повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Воспитательная: способствовать пониманию того, что нравственные ориентиры, данные человеку Христом, вечны и неизменны, что человек получает прощение через осознание своего греха, через покаяние, через добрые дела и поступки.
Развивающие: способствовать повышению речевой культуры, пробуждению интереса к классической русской литературе, в частности, к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование: интерактивная доска, слайд-фильм, список Евангельских нравственных заповедей.
Предварительная работа: опрос учащихся об их главном нравственном ориентире в жизни.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Сл. 1.
2013 лет назад пришел в этот мир Сын Божий, чтобы пострадать за людей и дать им нравственные ориентиры, ограничители, рамки, действительные на все времена. Но всегда находились люди, придумывающие свои жизненные правила, свои нравственные законы.
История знает множество примеров, когда люди создавали свои жизненные теории, дающие им право убивать грабить, насиловать, унижать других. (Гитлер, Наполеон, вожди революции, да и в нынешнее время есть люди, пытающиеся переделать мир под себя).
Особенно сильно желание ниспровергнуть все авторитеты, доказать свою взрослость, жить так, как жить просто опасно, у подростков. Одни уходят в свой виртуальный игровой или контактный мир. Другие создают общества и группировки со своими зазеркальными правилами и законами, где зло почитается за добро, а добру объявляется война. Наперекор времени, родителям, учителям, здравому смыслу, отрицают Бога.
Сл. 2.
- Могут ли, например, иметь место в качестве нравственных заповедей следующие выражения:
1. Быстрее, выше, сильнее
2. Быть гордой.
3. Выживает сильнейший
4. Бери от жизни все.
5.Человек создан для наслаждения. (Читаются вслух.)
- Какие Евангельские нравственные заповеди нарушаются в этом случае? (Ответы учащихся.)
Прекрасно об этом рассказывает русская литература, помогающая «постигать опыт быстротекущей жизни». Примером тому является удивительное по силе воздействия на читателя произведение - повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
- Кто из героев этой повести имеет свою жизненную теорию? (Пугачев.)
- Да, конечно, Пугачев. Этот образ отчасти романтизируется Пушкиным. Пугачев по-своему благороден, щедр, умеет возвыситься над обстоятельствами.
Он бунтарь, предводитель бунтарей. Он пролил реки крови ни в чем неповинных людей. Тем не менее Пушкин заставляет читателя сочувствовать ему, делает одним из главных героев повести. Неужели автор оправдывает такое отношение к жизни своего героя? Каково отношение Пушкина к бунту? Что он сам говорит об этом на страницах повести? (Учащиеся находят и зачитывают фразу: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Гл. 13 «Арест».)
- Что явилось причиной бунта, зародившегося в душах Пугачева и его сподвижников? (Желание жить по своим законам, отвержение законов Неба.)
Сл 3.
Как Пугачев формулирует свою жизненную теорию? (Сказка об орле и вороне. Гл. 11 «Мятежная слобода».)
Сл. 4.
- Почему после слов Гринева Пугачев посмотрел на него «удивленно»? (Он и не догадывался, что пошел против воли Бога, строя свою жизнь по философии орла.)
А дальше следует продолжительное молчание. Это бессловесное продолжение диалога, осознание каждым только что сделанного нравственного открытия. В православии есть понятие - «умная молитва», когда человек обращается к Богу мысленно.
- Как вы думаете, для чего Пушкин вводит сцену молчания собеседников? (Наверное, каждый из них в этот момент мысленно обратился к Богу.)
- Когда еще состоится подобный «умный» диалог? (При последней встрече)
Сл. 5.
Происходит нечто невообразимое. В отношениях Пугачева и Гринева смешиваются
все устоявшиеся понятия. Офицер и дворянин сотрудничает с бунтовщиком и самозванцем. Враги, воюющие отнюдь не в шутку, а на уничтожение, вдруг становятся друзьями, и один надеется не просто на «пощаду», а на помощь другого. Все, что происходит вокруг, будто и не касается пушкинских героев.
Сл. 6.
Что это? С чем это можно сравнить? Может быть, наиболее адекватное сравнение – хождение Иисуса Христа по водам. Христос учит апостолов ходить по воде, при этом преодолеваются физические законы мира. Так и здесь отменяются социальные законы, законы разделения и вражды. Пугачев испытывает радость от того, что помогает Гриневу.
Здесь нельзя сказать лучше, чем сделал это М.Ю.Лермонтов: «И душа с душою говорит».
- Почему Гринев не сделал вид, что принял, что разделяет теорию Пугачева? Он же едет с разбойником спасать Машу из рук Швабрина. Ну почему бы ему не притвориться на время? Зачем рисковать-то? Обратите внимание на эпиграф к повести. (Для Петра Гринева вопросы веры и чести превыше всего. Это для него свято.)
Сл.7.
- В фильме О.Дубовой «Герои нашего времени» есть эпизод, рассказывающий о духовном подвиге юного русского солдата Жени Родионова, нашего современника, который, испытывая страшные мучения, не пошел на поводу у чеченских террористов, не снял крестик, не принял ислам, как это сделал другой юноша. Почему? (Для него вера и честь также святы.)
- Не считаете ли вы необоснованным при изучении художественного произведения, написанного в XIX веке, обращаться к событиям нашего времени? (Нет. Вопросы, касающиеся духовности и нравственности вневременны. В этом и заключается связь времен. Наверняка, читая в школе «Капитанскую дочку», отождествляя себя с Петрушей Гриневым, Женя Родионов понял, что такое Вера и Честь.
Сл.8.
Так, молча, Гринев и Пугачев приезжают в Белогорскую крепость. Далее следует глава, посвященная освобождению Марьи Ивановны. Здесь Швабрин совершает очередное неслыханное злодейство: он объявляет Пугачеву, что Марья Ивановна – дочь повешенного капитана Миронова. Пугачев возмущен, что Гринев не рассказал об этом заранее. (Зачитывается по ролям эпизод из гл.«Сирота»).
Сл. 9.
Совсем юный Петр Гринев, не мыслящий жизни своей без Бога в душе, произносит великий по своей сути монолог, потому что он понимает жизнь на уровне умудренного жизнью человека (Прочитывается тест слайда). Что может быть для грешника Пугачева ценнее, чем молитва о спасении его души?
Сл. 10.
- Оказывается Пугачев вовсе и не отчаялся в Боге. (Прочитывается текст слайда.) Слова «Дай вам Бог!» – тоже молитва. Чем можно заплатить за молитву? Только молитвой!..
Происходит чудо. И если есть чудо, то все возможно и ничего не нужно бояться, потому что есть Господь. Гринев будто говорит Пугачеву: «Ты лучше, чем ты есть, Пугачев, я знаю это. И ты сам знаешь это хорошее в себе и очень дорожишь им». Для всех Пугачев - злодей, оставляющий после себя выжженную степь, трупы, раскачивающиеся на виселицах, море крови и слез. И только для одного человека – спаситель. Но сделать счастье хотя бы одного человека – это очень много.
- Обратите внимание, Петруше Гриневу нет «осьмнадцати» лет, он совсем еще мальчик, но уже в первом испытании, застигнутый бурей в степи, не забывает положиться на волю Бога, приказывает трогаться и оказывается в буране. Заблудившись в снежной круговерти он встретится с Пугачевым. Пугачев спасет Петрушу от неминуемой лютой смерти от своих же рук. В случае смерти Петра погибла бы и Маша: ее некому было бы защитить и от Швабрина, и от Пугачева. И это не единичный случай в жизни Гринева, когда он смело вверяет свою судьбу Всевышнему. Так же поступает и Маша
Плоды такого поведения налицо. Гринев освобожден из-под стражи по именному повелению императрицы. Потомство его и Маши благоденствует в Симбирской губернии
Это пушкинское видение итога земной жизни благочестивого человека. Но он косвенно свидетельствует об ином итоге.
В отличие от Петра Гринева Пушкин не всегда имел такое сильное убеждение в том, что существует Высший закон, Высший суд.
Сл.11, 12.
- В 28 лет Пушкин написал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный»
Богу было угодно, чтобы на него откликнулся другой поэт, имеющий духовный сан – Митрополит Московский Филарет. Состоялся поэтический диалог на очень серьезную духовно-нравственную тему. (Учитель и заранее подготовленный учение читают как диалог оба стихотворения.)
1. А.С.Пушкин:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
4. Владыка Филарет:
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
2. Владыка Филарет:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
5. А.С.Пушкин:
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучной жизни шум.
3. А.С.Пушкин:
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
6. Владыка Филарет:
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.
Сл.13.
- А итогом стал ответ Пушкина, нового, просветленного, взирающего на мир духовными глазами (заранее подготовленный ученик читает):
И ныне с высоты духовной
Мне руки простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
Потом уже Пушкин напишет «Пророка», «Капитанскую дочку», последнюю главу «Евгения Онегина»
Сл. 14.
Пушкин в своей повести касается одной из заветнейших струн русской души, одной из определяющих тем русской культуры. Вся повесть написана с постоянным ощущением возможности покаяния для Пугачева, будто Пушкин в перспективе собирается превратить его в Благоразумного разбойника, распятого по правую руку Христа.
Распятый по левую руку хулил Господа и повторял фарисейское: «Если ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же, распятый по правую руку, укорял своего товарища, говоря: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли: а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»
Сл. 15.
К теме Благоразумного разбойника русская классическая литература относится особенно чутко. Наиболее ярко эта тема реализована в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», который изучается в 10 классе.
Тема Благоразумного разбойника в высшей степени значима для русской культуры, русского мировоззрения, потому что через осознание своего греха, через покаяние человек получает прощение.
Сл. 16.
Вы стоите в начале жизненного пути. Петруша Гринев, литературный герой, и Женя Родионов, наш современник, немногим старше вас, но, несмотря на свой юный возраст, они осознавали, что основой нравственного выбора человека являются заповеди, данные Иисусом Христом две тысячи лет назад.
Давайте сейчас еще раз прочитаем про себя Евангельские заповеди и мысленно спросим себя, осознаем ли мы, что эти нравственные нормы вечны и неизменны?
13PAGE 15
13PAGE 14115