Моделирование биоритмов человека в среде табличного процессора


Районный конкурс исследовательских работ и проектов
«За страницами ученика - 2016»
Моделирование биоритмов человека в среде табличного процессора
Исследовательская работа по предмету
«Информатика и ИКТ»
Выполнила:Аксючиц Алина, ученица 6 класса,
МОУ «Гуранская СОШ»
Руководитель:
Савченко Мария Владимировна,
учитель информатики и ИКТ
с. Гуран
2016 год
Содержание
Введение………………………………………………………………2
Что такое биоритмы? ..........……………………………………5
Как рассчитать биологические ритмы?……………………….9
Человек и его биоритмы………………………………………12
Заключение…………………………………………………….14
Литература……………………………………………………..15
Приложение……………………………………………………16
Введение Осведомленность о фазе ритма дает
возможность человеку корректировать свое поведение,
причем успех таких действий, просто феноменален.
Уэст Питер
Сегодня темпы научно-технического прогресса приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку, поэтому, проблема актуальности биоритмов является одной из важных на сегодняшний день. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто является следствием незнания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека. Чтобы сохранить здоровье человека и его работоспособность, всесторонне и гармонично развивать его физические и духовные качества, необходима не только настойчивая и плодотворная научно-исследовательская работа, но и большая просветительская работа.
Среди важных для человека циклов явно выделяются три вида периодических изменений самочувствия и способностей: физический цикл (длительностью 23 дня), эмоциональный цикл (длительностью 28 дней) и интеллектуальный цикл (длительностью 33 дня). Эти циклы носят название биоритмы. Биоритмы – это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений.
Зная состояние биоритмов, человек получает представление о своей предрасположенности к физической активности, эмоциональной восприимчивости и интеллектуальной деятельности в тот или иной день. Как используются эти сведения – дело персонального выбора.
Биологические часы человека начинают тикать в тот самый момент, когда он появляется на свет. Поэтому подсчет биоритмов начинают с самого рождения до первого дня рассматриваемого месяца. Полученное число делят на период каждого цикла, то есть на 23, 28 и 33. Полученный в результате деления остаток определяет положение каждого из циклов.
Актуальность исследования заключается в том, что при большой учебной нагрузке обучающимся необходимы знания о колебаниях своей работоспособности, интеллектуальном, эмоциональном и физическом потенциале, которые можно использовать при планировании своей учебной и другой деятельности.
Цель работы: построение модели физического, эмоционального и интеллектуального потенциала человека на основе графика биоритмов, прогнозирования благоприятного времени для разного рода деятельности человека.
Задачи исследования:
Проанализировать и изучить литературу по данной теме.
Составить упрощенную математическую модель биоритмов для конкретного человека.
Построить модель физического, эмоционального и интеллектуального графика биоритмов.
Предположила гипотезу, что биоритмы человека влияют на интеллектуальное, физическое состояние, творчество и взаимоотношения людей.
Объект исследования: учащиеся 6, 9 класса, учителя.

Что такое биоритмы?
Теории "трех биоритмов" около ста лет. Ее авторами стали западные ученые Герман Свобода, Вильгельм Флисс и Фридрих Тельчер. Интересно, что Г.Свобода и В.Флисс получили одинаковые результаты, работая независимо друг от друга. Венский психолог Свобода обратил внимание, что мысли, идеи и импульсы его пациентов повторяются с определенной периодичностью. Он проследил ее и пришел к выводу: ритмичность физического цикла составляет 23 дня, а психический цикл длится 28 дней. Другим путем пришел к такому же результату берлинский отоларинголог Вильгельм Флисс. Его заинтересовала сопротивляемость организма инфекционным процессам. Чем объяснить то, что дети с одинаковыми диагнозами и с примерно равными иммунными возможностями по-разному переносят болезни? Одни достаточно легко справляются с ними, а другие могут даже умереть. Совершенно очевидно, что это связано с положением пациента в каком-то временном отрезке. Кто-то находится на благоприятной фазе некоего цикла, а кто-то нет. Но как узнать отправную точку такого цикла? Тщательно собирая данные о развитии болезней, Флисс связал их с датой рождения человека. Наблюдения показали зависимость иммунитета от двадцати трёхдневного физического и двадцати восьмидневного психического биоритма. Это полностью совпадает с открытием Германа Свободы[2].
Но на этом научная мысль не прекратила свое движение. Теория Свободы и Флисса заставила преподавателя из Инсбрука Фридриха Тельчера начать собственные исследования. Он стал наблюдать за своими студентами. Вскоре эти наблюдения привели к определенным выводам. Так, оказалось, что способность студентов воспринимать и систематизировать информацию, а также самим генерировать идеи, постоянно меняется. Причем изменяется во времени по весьма строгим отрезкам. Руководствуясь этими выводами, Тельчер сопоставил дату рождения каждого студента и результаты успеваемости. Все это привело к вычислению интеллектуального биоритма. Он составил 33 дня. В каждом цикле первая половина составляет положительную фазу, а вторая – отрицательную.
Влияние биоритмов происходит постоянно, они пронизывают нас, придают сил или наоборот лишают энергии. Все три биоритма связаны между собой и с другими факторами (состояние здоровья, возраст, окружающая среда, стресс и т. д.). Взаимосвязь тела, чувств и духа ведет к тому, что воздействие каждого из них нельзя толковать однозначно, с этой точки зрения каждый человек индивидуален.
ФИЗИЧЕСКИЙ БИОРИТМ. Знание собственного физического биоритма должно быть особенно интересно тем, кто занимается физическим трудом в любой форме – профессионально (массажист, танцор, строитель и т. д.) или, например, в спорте. Такие люди лучше ощущают влияние физического биоритма. Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя полным сил, выносливым, физическая работа не требует больших затрат энергии, все удается, в спорте можно достичь хороших результатов. Под воздействием этого биоритма оказываются также предприимчивость, динамичность, уверенность в собственных силах и мужество.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БИОРИТМ влияет на силу наших чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность творить. Особенно важным этот биоритм является для тех людей, чьи профессии связаны с общением. В фазе подъема человек более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные стороны. Он превращается в оптимиста. Работая в контакте с другими людьми, он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БИОРИТМ, прежде всего, затрагивает способность работать по плану, используя умственные способности. Это касается логики, ума, обучаемости, способности предвидеть то или иное событие, комбинаторики, внутренней и внешней ориентации – в буквальном смысле "присутствия духа". Учителя, политики, референты, журналисты и писатели хорошо чувствуют "маятник" этого биоритма. Легко себе представить, какой эффект он имеет на стадии подъема: поддержка любой интеллектуальной деятельности, хорошее усваивание учебного материала и информации. Человек способен сконцентрироваться. Если вы посещаете семинар повышения квалификации, то на фазе подъема он принесет гораздо больше пользы, чем на фазе спада[1].
Если вы на себе ощущаете действие биоритмов, то скоро и сами убедитесь в пользе знаний о них. Если духовный и душевный биоритмы обучающегося находятся в фазе спада, то абсолютно бесполезно давать ему новый материал. Родители могут следить за биоритмами своего ребенка и не предъявлять к нему повышенные требования в такие дни. Если важную беседу назначить на благоприятный день, то шансы на успех повышаются, идет ли речь об экзаменах, приеме на работу, серьезных разговорах с сотрудниками и начальством. Если есть два одинаково перспективных спортсмена, то отдать предпочтение следует тому, кто в день соревнований будет находиться в фазе подъема. Знания о биоритмах имеют смысл только в том случае, если вы начнете их внимательно изучать – лично для себя, без всякой помощи со стороны, а затем научитесь и следить за ними. Если вы отнесетесь к биоритмам, как к догме или шаблону (например: «В критические дни физического биоритма нельзя садиться за руль"), то окажетесь зависимыми от них. Как и в лунных ритмах, здесь не существует абсолютно "хороших" или абсолютно "плохих" дней. Все зависит от того, как вы используете свои знания о трех биоритмах человека. Понаблюдайте за собой, начните вести записи, личный опыт всегда гораздо важнее, чем любая отвлеченная информация.
Как рассчитать биологические ритмы?
Для расчета календаря биоритмов, построения графиков применяется компьютерное моделирование. В результате работы была разработана и создана с помощью электронной таблицы Excel табличная модель и путем построения диаграммы была построена модель (рис.1).
Исходными данными для табличной модели являются:
В1 – дата рождения (формат данных – дата);
В2 – текущая дата (формат данных – дата);
B31 – период физического цикла (числовой формат данных);
С31 – период эмоционального цикла (числовой формат данных);
D31 – период интеллектуального цикла (числовой формат данных).

Рис. 1. Таблица биоритмов в режиме просмотра данных
Для расчета значений биоритмов использовались формулы:
=SIN(2*PI()*(А32-$В$1)/23 (физическое состояние);
=SIN(2*PI()*(А32-$В$1)/28(эмоциональное состояние);
=SIN(2*PI()*(А32-$В$1)/33(интеллектуальное состояние) (рис.4).
а)

б)

в)

Рис.4 Отображение значения состояний человека в режиме формул
а) физическое, б) эмоциональное, в) интеллектуальное.
Данные формулы содержат абсолютные и относительные ссылки на ячейки с конкретными данными.
Человек и его биоритмы
На основе полученной среды расчета биоритмов человека был проведен анализ биоритмов, учащихся 6 класса Гуранской школы. Исходные данные взяты из классного журнала 6 класса по русскому языку, истории, английскому языку, так как по данным предметам наибольшее количество оценок (Приложение 1). Для исследования взяты пять учеников, так как у них наблюдается нестабильный эмоциональный фон.
Аксючиц Алина (Приложение 2). Высокий уровень биоритма согласно графику, выпал на 16 февраля, 3 марта, 9 марта. Проанализировав оценки, полученные в данные дни, мы обнаружили, что высокому уровню биоритмов в данные дни соответствуют высокие оценки. Низкий уровень биоритмов согласно графику, выпал на 15 февраля, 20 февраля, 28 февраля, 29 февраля. В данные дни у ученицы отсутствуют оценки согласно журналу по исследуемым предметам. Из данного наблюдения можно сделать вывод, что высокие оценки, полученные на уроках, соответствуют высоким биоритмам.
Самонов Станислав (Приложение 3). Проанализировав соответственно оценки и биоритмы можно сделать вывод, что высокие оценки, полученные на уроках, соответствуют биоритмам.
Гришачкина Настя (Приложение 4).Проанализировав соответственно оценки и биоритмы можно сделать вывод, что высокие оценки, полученные на уроках, соответствуют биоритмам.
Жигачев Андрей (Приложение 5). Проанализировав соответственно оценки и биоритмы можно сделать вывод, что высокие оценки, полученные на уроках, не соответствуют биоритмам.
Куденко Иван (Приложение 6). Проанализировав соответственно оценки и биоритмы можно сделать вывод, что высокие оценки, полученные на уроках, соответствуют биоритмам.
В результате построения графиков всех биоритмов и анализ оценок по предметам показал, что в 80% наивысшие показатели биоритмов совпадают с полученными успешными оценками.
Мы решили определить биоритмы учителей и соответствие их эмоционального состояния.
У Савченко Мария Владимировна (Приложение 7) согласно расчетам биоритмов обнаружен высокий эмоциональный фон. В результате опроса выяснилось, что биоритм совпал с эмоциональным самочувствием в эти дни.
У Куклина Виктора Сергеевича (Приложение 8) согласно расчетам биоритмов обнаружен высокий физический фон. В результате опроса выяснилось, что биоритм совпал с физическим состоянием в эти дни.
В результате эксперимента выяснилось, что биоритмы у респондентов совпадают с физическим, эмоциональным, интеллектуальным в дни исследования.
Так же мы решили провести опрос в 9 классе и проверить, совпадают ли их ощущения с биоритмами по формулам (Приложение 9). В результате построение графиков биоритмов и анализом анкет, показали, что совпадение произошло только в 60%.

ЗаключениеВ процессе работы цель была достигнута – создана среда для расчета календаря биоритмов, вычисления дат критических дней и построения графиков биоритмов, на основе которого можно видеть модель физического, эмоционального и интеллектуального состояния и анализировать индивидуальные биоритмы.
Как вообще надо относиться к теории биоритмов? Есть ли смысл брать в руки карандаш и приниматься за тщательные расчеты и прогнозы своего состояния? Трудно ответить на это вопрос однозначно. Вряд ли стоит брать на себя ответственность и настоятельно советовать высчитывать свои циклы, чертить замысловатые графики.
Несомненно, человеческая жизнь многообразна. Ее никогда не рассчитать по циклам и по дням. Но, с другой стороны, должен же человек иметь право попытаться понять, отчего в одном и том же состоянии он ощущает себя совершенно по-разному? Пожалуй, биоритмы действительно имеют место быть. С этим нельзя не считаться. Но это не единственный фактор, от которого зависит наше состояние и самочувствие. Отсюда практика часто опровергает теорию. Однако все же не помешает проследить за собой; может быть, когда что и нужно рассчитать. И если есть возможность не планировать важное дело на критический период цикла, лучше этого не делать, из знания биоритмов можно извлечь большую пользу.
Если Вам предстоит важная работа или событие, к которому вы хотите подойти в наилучшей форме, как физической, так и духовной, а срок его Вы назначаете сами, то, выбирая благоприятный день, берите в учет биоритмы.
Если важное для Вас событие назначено на определенный день и перенести его нельзя, а у вас в это время неизбежен спад или перелом, постарайтесь получше настроиться. Хорошая подготовленность – половина дела.
Сосуществование со своими биоритмами – дело сугубо личное. Здесь нельзя обобщать. Ваши знания применимы только для Вас. Вы бессильны дать кому-либо совет, что ему делать со своими биоритмами.
Данный материал может использовать каждый человек.
ЛитератураДетари Л., Карцаш В. Биоритмы. – М.: Мир, 1984. – 160с.
Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Ритмы жизни. – М.: Медицина, 1991. – 176с.
Ужегов Г., Три биоритма. Диагностика физического, эмоциального, интеллектуального состояния. – С.П.: Питер, 2004.
Угринович Н.Д., Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
http://www.terr.ru/ref/bio.phphttp://ru.wikipedia.org/wikihttp://britm.narod.ruhttp://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/tm/1961/chel-v-kos.html
Приложение1



Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8