Учебно-методическое пособие СЕМЬ ШАГОВ В ИЗУЧЕНИИ ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА MICROSOFT WORD
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»
(ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»)
Семь шагов В ИЗУЧЕНИИ ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА
MICROSOFT WORD
Учебно-методическое пособие
Выполнила мастер производственного обучения
Топоркова И.А.
Рецензент преподаватель высшей категории
по специальным дисциплинам Завгородняя Л.В.
Рецензент к.т.н, доцент кафедры «Информатика» ЮРГУЭС Ревякина Е.А.
г. Шахты
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-3" \h \z 1413 LINK \l "_Toc354637652" 14РЕЦЕНЗИЯ 13 PAGEREF _Toc354637652 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc354637653" 14РЕЦЕНЗИЯ 13 PAGEREF _Toc354637653 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc354637654" 14ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc354637654 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc354637655" 141. ШАГ 1: «ОСНОВЫ РАБОТЫ В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ WORD» 13 PAGEREF _Toc354637655 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc354637656" 142. ШАГ 2: «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ WORD» 13 PAGEREF _Toc354637656 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc354637657" 143. Шаг 3: «СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ MICROSOFT WORD» 13 PAGEREF _Toc354637657 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc354637658" 144. ШАГ 4: «РАБОТА СО СЛОЖНЫМИ И ВЫЧИСЛЯЕМЫМИ ТАБЛИЦАМИ В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ MICROSOFT WORD» 13 PAGEREF _Toc354637658 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc354637659" 145. ШАГ 5: «РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ В WORD» 13 PAGEREF _Toc354637659 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc354637660" 146. ШАГ 6: «РАБОТА СО СЛОЖНЫМ ДОКУМЕНТОМ В WORD» 13 PAGEREF _Toc354637660 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc354637661" 147. ШАГ 7: «ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА» 13 PAGEREF _Toc354637661 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc354637662" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc354637662 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc354637663" 14Приложение А 13 PAGEREF _Toc354637663 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc354637664" 14Приложение Б 13 PAGEREF _Toc354637664 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc354637665" 14Приложение В 13 PAGEREF _Toc354637665 \h 14201515
13 LINK \l "_Toc354637666" 14Приложение Г 13 PAGEREF _Toc354637666 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc354637667" 14Приложение Д 13 PAGEREF _Toc354637667 \h 14221515
13 LINK \l "_Toc354637668" 14Приложение Е 13 PAGEREF _Toc354637668 \h 14231515
13 LINK \l "_Toc354637669" 14Приложение Ж 13 PAGEREF _Toc354637669 \h 14241515
15
РЕЦЕНЗИЯ
на учебно-методическое пособие по производственному обучению
«Семь шагов в изучении текстового редактора Microsoft Word»
разработанную мастером производственного обучения
Топорковой Ириной Александровной
Учебно-методическое пособие соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального профессионального образования по профессиям 1.9 «Оператор ЭВМ», 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации» и охватывает перечень основных тем, предусмотренных стандартом и позволяющих в достаточном объеме освоить, отработать и закрепить профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС профессий НПО.
Учебно-методическое пособие предусматривает изучение темы «Текстовый редактор Word» в течение 42 часов и включает теоретический материал по темам, вопросы и задания в тестовой форме для самоконтроля, практические задания.
Реализация межпредметных связей осуществляется с предметом «Программное обеспечение ЭВМ»
Предназначено для преподавателей, мастеров производственного обучения и обучающихся всех профессий, изучающих офисные программы.
Рецензент,
преподаватель высшей категории
по специальным дисциплинам Л.В. Завгородняя
.РЕЦЕНЗИЯ
на учебно-методическое пособие по производственному обучению
разработанную мастером производственного обучения
Топорковой Ириной Александровной
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с профессиональными компетенциями в соответствии с ФГОС профессий НПО 1.9 «Оператор ЭВМ», 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации» и охватывает перечень основных тем, предусмотренных стандартом и позволяющих в достаточном объеме освоить, отработать и закрепить.
Учебно-методическое пособие предусматривает изучение темы «Текстовый редактор Word» в течение 42 часов и включает теоретический материал по темам, вопросы и задания в тестовой форме для самоконтроля, практические задания.
Учебно-методическое пособие «Семь шагов в изучении текстового редактора Microsoft Word» составлено грамотно и квалифицировано и рекомендуется для использования в учебном процессе для обучения профессии 1.9 «Оператор ЭВМ» и 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации».
Рецензент,
ктн, доцент
кафедры «Информатика» ЮРГУЭС Е.А. Ревякина
ВВЕДЕНИЕ
Профессия «Оператор ЭВМ», «Мастер по обработке цифровой информации» и предполагает, что основная работа заключается в создании и оформлении документов. Для этого предназначены текстовые редакторы. Одним из самых современных и обладающий разнообразными возможностями и достоинствами для оформления документов является текстовый редактор Word. Поэтому мной выбрана тема «Семь шагов в изучении текстового редактора Microsoft Word 2003».
Контроль и оценка профессиональных знаний и умений, обучающихся УНПО является важной составной частью образовательного процесса и необходимым условием оценки качества профессионального начального образования. Поэтому перед педагогическим коллективом учебного заведения всегда будет стоять задача организации и осуществления контрольно-оценочных процедур в соответствии с заданными нормами и требованиями.
Учебно-методическое пособие по теме: «Семь шагов в изучении текстового редактора Microsoft Word 2003» написана в целях распространения опыта по методике организации контроля и оценки профессиональных знаний и умений обучающихся в процессе практической деятельности с использованием нетрадиционных методов. Учебно-методическое пособие предназначена для инженерно-педагогического коллектива ПЛЭС ЮРГУЭС и обучающихся всех профессий изучающих офисные программы.
Как правило, для оценки уровня усвоения знаний и умений обучающихся используется, пятибалльная система: «5» отлично, «4» хорошо, «3» посредственно, «2» плохо, «1» очень плохо. Стандартами начального профессионального образования предусмотрена оценка качества знаний, умений на основе использования четырех уровней усвоения материала и расчета коэффициента усвоения.
Педагогическая наука предлагает классифицировать знания, умения обучаемых по четырем уровням усвоения:
1-й уровень узнавание объектов, свойств, процессов данной области явлений действительности (знания знакомство);
2-й уровень репродуктивное действие (знания копия) путем самостоятельного воспроизведения и применения полученной ранее информации или выполнения известного действия;
3-й уровень продуктивное действие или деятельность по образцу. В этом случае учащимся добывается субъективно новая информация (новая только для учащегося) в процессе самостоятельного построения или изменения имеющихся правил и методов выполнения действия;
4-й уровень творческое действие, выполняемое на любых объектах путем самостоятельного конструирования новых правил и методов для выполнения задания (знаниятрансформация). В процессе этой деятельности добывается объективно новая информация.
Для проверки усвоения знаний, умений на первом уровне следует разрабатывать контрольные задания (контрольные работы и тесты) 1-го уровня, на 2-м уровне 2-го и т.д.
В соответствии с заданиями 1-го уровни усвоения, обучающиеся должны уметь принимать то или иное решение, осуществлять действия, опираясь на ранее полученную информацию.
Задания второго уровня усвоения требуют воспроизведения информации или решения типовых задач без опоры на помощь или подсказку.
Оценка за теоретические знания по результатам выполнения заданий 1-го и 2-го уровней усвоения выставляется путем определения соотношения правильно и неправильно выполненных этапов задания, и затем вычисления коэффициента усвоения (К).
n
К= , где
N
n - число правильных ответов;
N - число вопросов, содержащихся в тексте задания.
Принято считать материал усвоенным на данном уровне, если К > 0,7:
при К = 0,9 1,0 выставляется оценка «5»,
при К=0,8 0,9 - «4»,
при К=0,7 0,8 или равным 0,7 «3»,
при К < 0,7 - «2».
Например, если предлагается задание из 15-ти вопросов, то, чтобы получить оценку «3», учащийся должен выполнить 11 из них; «4» 13; «5» не менее 14-ти. Такой метод проверки повышает объективность оценки, но требует специальной подготовленности со стороны преподавателей, а также большой творческой работы по разработке контрольных заданий разного уровня по всему программному материалу.
«Семь шагов» - это семь занятий производственного обучения по теме: «Текстовый редактор Word 2003» профессия «Оператор ЭВМ», «Мастер по обработки цифровой информации».
Каждый шаг – отдельное занятие с использованием разнообразных форм и методов, направленное на развитие умений и навыков обучающихся, закрепление и углубление их знаний.
Учебно-методическое пособие содержит подробное описание методики проведения каждого задания, в нее входит планы уроков, лекционный материал, прилагается комплекс раздаточного материала (карточки – задания), тесты, вопросы для проверки теоретического материала, электронные презентации и протоколы, которые показывают итог работы обучающихся.
В 2013 году - участие в конкурсе «Лучшие учебно-методические материалы» среди ОУ НПО РО в номинации «Учебное пособие, учебник, учебно-методическое пособие» и заняла 2-е место.
1. ШАГ 1: «ОСНОВЫ РАБОТЫ В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ WORD»
Тема занятия: «Основы работы в текстовом редакторе Word»
Учебные цели занятия: 1) закрепление теоретических знаний и выработка умений работы в текстовом редакторе Word
2) развитие памяти и восприятия
Воспитательная цель занятие: 3) воспитать внимание и точность при выполнении задания
Методическая цель занятие: 4) использование нетрадиционных форм и методов практического занятия для активизации деятельности учащихся и формирование их умений и навыков.
Тип занятие: занятие изучения трудовых приемов и операций, углубление знаний, умений и навыков работы в текстовом редакторе Word.
Оснащение занятия: IBM PC; программное обеспечение: Windows 2000, текстовый редактор Word; комплекс раздаточного материала: карточки-задания.
Вводный инструктаж
1 этап: проверяются теоретические знания учащихся по изучаемой теме.
Метод устной проверки: дифференцированный устный опрос по следующим вопросам:
Назначение программы Word.
Функциональные возможности программы Word.
Запуск и выход из программы Word.
Пользовательский интерфейс.
2 этап: ознакомление учащихся с приемами работы в Microsoft Word. Для этого используется показ презентации (прилагается), которая показывает операции основной работы в текстовом редакторе Word:
Окно документа.
Режимы просмотра документа.
Создание документа с помощью меню, стандартных кнопок и мастера автосодержания
Открытие документа
Сохранение документа.
Работа с панелями инструментов.
Установка параметров страницы.
3 этап: выдается карточка-задание и объявляются критерии оценок:
при К = 95 100% выставляется оценка «5»,
при К=85 90% - «4»,
при К=80 75% или равным 75% «3»,
при К < 75% - «2».
Карточка-задание содержит 17 заданий, каждое из которых оценивается 5,9 %.
Результаты выполнения задания заносятся в протокол, по которому будет видно, при выполнении каких заданий были затруднения в выполнении большинства учащихся. Для того чтобы на следующем шаге закрепить навыки работы с этими операциями.
Заключительный инструктаж
Обсуждаются ошибки, допущенные при выполнении задания.
Подведение итогов:
Проводится анализ выполнения учебно-производственной работы.
Объявляются оценки за выполненную работу
Сообщается тема следующего занятие (Шаг2) и выдается домашнее задание: повторить теоретический материал по теме: «Редактирование и форматирование документов Word»
2. ШАГ 2: «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ WORD»
Тема занятие: «Редактирование и форматирование документов Word»
Учебные цели занятие: 1) закрепление теоретических знаний и выработка умений работы в текстовом редакторе Word
2) способствовать развитию памяти и восприятия
Воспитательная цель занятие: 3) воспитать внимание и точность при выполнении задания
Методическая цель занятие: 4) использование нетрадиционных форм и методов практического занятия для активизации деятельности учащихся и формирование их умений и навыков.
Тип занятие: занятие изучения трудовых приемов и операций, углубление знаний, умений и навыков работы в текстовом редакторе Word.
Оснащение занятия: IBM PC; программное обеспечение: Windows 2000, текстовый редактор Word, программа Power Point; комплекс раздаточного материала: карточки-задания.
Вводный инструктаж
1 этап: проверяются фронтальный опрос учащихся по материалу предыдущего занятие (вопросы прилагаются).
2 этап: проверка теоретических знаний по изучаемой теме. Форма проведения: игра «Поле чудес».
На столе раскладываются карточки, которые содержат сектора игры «Поле чудес» (прилагаются). Учащиеся делятся на игровые тройки. Первой тройке игроков выдаются карточки с алфавитом, для зачеркивания букв (прилагаются).
На доске зашифровано слово, которое им необходимо отгадать.
Мастер зачитывает определение (задание), 1-й игрок выбирает карточку с сектором и называет букву. Если буква имеется в этом слове, ему зачитываются очки, и он снова выбирает карточку-сектор. Если буквы в этом слове нет, то ход переходит к следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока будет отгадано слово.
Затем в игру вступает 2-я тройка игроков, а затем 3-тья. В четвертой тройке играют те игроки, которые победили в 1,2,3-й тройках.
По окончании игры подсчитываются набранные очки за всю игру.
Победители троек получают оценку «5». Для остальных игроков оценка зависит от набранных очков. Если количество очков >2000, то игрок получает оценку «5»; в противном случае оценка «4».
3 этап: ознакомление учащихся с приемами работы в Microsoft Word.
Мастер рассказывает как правильно выполнить операцию, а учащиеся выполняют эти действия на ЭВМ. Затем учащиеся в крации записывают выполнение выполненные действия в рабочую тетрадь.
4 этап: выдается карточка-задание и объявляются критерии оценок:
при К = 95 100% выставляется оценка «5»,
при К=80 90% - «4»,
при К=75 70% или равным 70% «3»,
при К < 70% - «2».
Карточка-задание содержит 20 заданий, в которую включены задания для закрепления навыков работы предыдущей темы и изучаемой темы. Каждое задание оценивается 0,25%.
Результаты выполнения задания заносятся в протокол, по которому будет видно, при выполнении каких заданий были затруднения в выполнении большинства учащихся. Для того чтобы на следующем шаге закрепить навыки работы с этими операциями.
Заключительный инструктаж
Обсуждаются ошибки, допущенные при выполнении задания.
Подведение итогов:
Проводится анализ выполнения учебно-производственной работы.
Объявляются оценки за выполненную работу
Сообщается тема следующего занятие (Шаг3) и выдается домашнее задание: повторить теоретический материал по теме: «Создание таблиц в Word»
3. Шаг 3: «СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ MICROSOFT WORD»
Тема занятие: «Создание таблиц в Word»
Учебные цели занятие: 1) закрепление теоретических знаний и выработка умений работы в текстовом редакторе Word
2) способствовать развитию памяти и восприятия
Воспитательная цель занятие: 3) воспитать внимание и точность при выполнении задания
Методическая цель занятие: 4) использование нетрадиционных форм и методов практического занятия для активизации деятельности учащихся и формирование их умений и навыков.
Тип занятие: урок изучения трудовых приемов и операций, углубление знаний, умений и навыков.
Оснащение занятия: IBM PC; программное обеспечение: Windows 2000, текстовый редактор Word, комплекс раздаточного материала: карточки-задания.
Вводный инструктаж
1 этап: проводится проверка освоения материала шага 2: проводится диктант, форма проведения – практическое выполнение операций.
Мастер говорит, какую операцию необходимо выполнить, а учащийся выполняет ее на ЭВМ. За каждую выполненную операцию учащийся получает фишку определенного цвета, который соответствует количеству баллов (прилагается):
Красная – 5 баллов
Синяя – 4 балла
Сиреневая – 3 балла
Желтая – 2 балла
По окончании диктанта подсчитывается количество баллов, набранных учащимся.
Оценка определяется следующим образом, общее количество баллов делится на общее количество операций.
К баллов уч-ся
О= , где
К операций
К баллов уч-ся – общее количество баллов; набранных учащимся
К операций - число операций, содержащихся в диктанте.
при О = 5 4,6 баллов - выставляется оценка «5»,
при О = 4,5 3,6 - «4»,
при О =3,5 2,6 или равным 2,6 «3»,
при О < 2,6 - «2».
2 этап: ознакомление учащихся с приемами работы в Microsoft Word.
Мастер рассказывает, как правильно выполнить операцию, а учащиеся выполняют эти действия на ЭВМ. Затем учащиеся в крации записывают выполнение выполненные действия в рабочую тетрадь.
3 этап: выдается карточка-задание и объявляются критерии оценок:
при К = 95 100% выставляется оценка «5»,
при К=80 90% - «4»,
при К=75 70% или равным 70% «3»,
при К < 70% - «2».
Карточка-задание содержит 10 заданий, в которую включены задания для закрепления навыков работы предыдущей темы и изучаемой темы. Задания с 1 по 10 оценивается 5%, а 10-е – 45%, так как это задание объемное и показывает результат усвоения нового материала.
Результаты выполнения задания заносятся в протокол, по которому будет видно, при выполнении каких заданий были затруднения в выполнении большинства учащихся. Для того чтобы на следующем шаге закрепить навыки работы с этими операциями.
Заключительный инструктаж
Обсуждаются ошибки, допущенные при выполнении задания.
Подведение итогов:
Проводится анализ выполнения учебно-производственной работы.
Объявляются оценки за выполненную работу
Сообщается тема следующего занятие (Шаг4) и выдается домашнее задание: повторить теоретический материал по теме: «Работа со сложными и вычисляемыми таблицами»
4. ШАГ 4: «РАБОТА СО СЛОЖНЫМИ И ВЫЧИСЛЯЕМЫМИ ТАБЛИЦАМИ В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ MICROSOFT WORD»
Тема занятие: «Работа со сложными и вычисляемыми таблицами в Word»
Учебные цели занятие: 1) закрепление теоретических знаний и выработка умений работы в текстовом редакторе Word
2) развитие памяти и восприятия
Воспитательная цель занятие: 3) воспитать внимание и точность при выполнении задания
Методическая цель занятие: 4) использование нетрадиционных форм и методов практического занятия для активизации деятельности учащихся и формирование их умений и навыков.
Тип занятие: урок изучения трудовых приемов и операций, углубление знаний, умений и навыков.
Оснащение занятия: IBM PC; программное обеспечение: Windows 2000, текстовый редактор Word; комплекс раздаточного материала: карточки-задания, тесты.
Вводный инструктаж
1 этап: проверка освоение материала, изученного на предыдущем уроке. Контрольный измеритель – тест. Тест содержит 20 вопросов, которые охватывают материал, изученный на шагах 1,2,3. Каждый правильный ответ на вопрос оценивается 5%, выполненного задания. Учащимся объявляются критерии оценок:
при К = 95 100% выставляется оценка «5»,
при К=85 90% - «4»,
при К=75 80% или равным 75% «3»,
при К < 75% - «2».
Результаты теста заносятся в протокол, по которому будет видно, на какие вопросы большинство учащихся ответили неверно. Для того чтобы на следующем шаге закрепить знания по этим вопросам.
2 этап: проверка теоретических знаний по изучаемой теме. Форма проведения: фронтальный опрос (вопросы прилагаются), работа у доски.
На примере 1-й таблицы мастер с учащимися обсуждает ход выполнения задания.
3 этап: ознакомление учащихся с приемами работы в Microsoft Word.
Мастер рассказывает, как правильно выполнить операцию, а учащиеся выполняют эти действия на ЭВМ. Затем учащиеся в крации записывают выполнение выполненные действия в рабочую тетрадь.
4 этап:
выдается карточка-задание для закрепления навыков работы по изученной теме в шаге3
учащиеся выполняют задание на ЭВМ, которое они обсудили с мастером.
объявляются критерии оценок:
при К = 95 100% выставляется оценка «5»,
при К=80 90% - «4»,
при К=75 70% или равным 70% «3»,
при К < 70% - «2».
Заключительный инструктаж
Обсуждаются ошибки, допущенные при выполнении задания.
Подведение итогов:
Проводится анализ выполнения учебно-производственной работы.
Объявляются оценки за выполненную работу
Сообщается тема следующего занятие (Шаг5) и выдается домашнее задание: повторить теоретический материал по теме: «Работа с иллюстрациями в Word»
5. ШАГ 5: «РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ В WORD»
Тема занятие: «Работа с иллюстрациями в Word»
Учебные цели занятие: 1) закрепление теоретических знаний и выработка умений работы в текстовом редакторе Word
2) способствовать развитию памяти и восприятия
Воспитательная цель занятие: 3) воспитать внимание и точность при выполнении задания
Методическая цель занятие: 4) использование нетрадиционных форм и методов практического занятия для активизации деятельности учащихся и формирование их умений и навыков.
Тип занятие: урок изучения трудовых приемов и операций, углубление знаний, умений и навыков.
Оснащение занятия: IBM PC; программное обеспечение: Windows 2000, текстовый редактор Word, программа Power Point; комплекс раздаточного материала: карточки-задания.
Вводный инструктаж
1 этап: проверка теоретических знаний по изучаемой теме. Форма проведения: фронтальный опрос (вопросы прилагаются).
2 этап: ознакомление учащихся с приемами работы в Microsoft Word.
Просмотр презентации (прилагается)
3 этап:
выдается карточка-задание для закрепления навыков работы по изученной теме в шаге 4. Карточки-задания определены по уровню сложности определенным цветом:
Красный – 5 баллов
Синий – 4 балла
Зеленый – 3 балла
Учащиеся сами выбирают карточку с уровнем сложности.
выдается карточка-задание для закрепления навыков работы по изучаемой теме. Карточки-задания определены по уровню сложности определенным цветом:
Красный – 5 баллов
Синий – 4 балла
Зеленый – 3 балла
Учащиеся сами выбирают карточку с уровнем сложности.
Заключительный инструктаж
Обсуждаются ошибки, допущенные при выполнении задания.
Подведение итогов:
Проводится анализ выполнения учебно-производственной работы.
Объявляются оценки за выполненную работу
Сообщается тема следующего занятие (Шаг6) и выдается домашнее задание: повторить теоретический материал по теме: «Работа со сложным документом в Word»
6. ШАГ 6: «РАБОТА СО СЛОЖНЫМ ДОКУМЕНТОМ В WORD»
Тема занятие: «Работа со сложным документом в Word»
Учебные цели занятие: 1) закрепление теоретических знаний и выработка умений работы в текстовом редакторе Word
2) развитие памяти и восприятия
Воспитательная цель занятие: 3) воспитать внимание и точность при выполнении задания
Методическая цель занятие: 4) использование нетрадиционных форм и методов практического занятия для активизации деятельности учащихся и формирование их умений и навыков.
Оснащение занятия: IBM PC; программное обеспечение: Windows 2000, текстовый редактор Word, комплекс раздаточного материала: карточки-задания.
Вводный инструктаж
1 этап: проверка освоение материала, изученного на предыдущем уроке. Контрольный измеритель – тест. Тест содержит 10 вопросов, которые охватывают материал, изученный на шагах 5. Каждый правильный ответ на вопрос оценивается 10 %, выполненного задания. Учащимся объявляются критерии оценок:
при К = 95 100% выставляется оценка «5»,
при К=85 90% - «4»,
при К=75 80% или равным 75% «3»,
при К < 75% - «2».
Результаты теста заносятся в протокол, по которому будет видно, на какие вопросы большинство учащихся ответили неверно. Для того чтобы на следующем шаге закрепить знания по этим вопросам.
2 этап: проверка теоретических знаний по изучаемой теме. Форма проведения: фронтальный опрос (вопросы прилагаются)
3 этап: ознакомление учащихся с приемами работы в Microsoft Word.
Мастер рассказывает, как правильно выполнить операцию, а учащиеся выполняют эти действия на ЭВМ. Затем учащиеся в крации записывают выполнение выполненные действия в рабочую тетрадь.
4 этап: выдается карточка-задание для закрепления навыков работы по изученной теме в шаге 6. Карточки-задания определены по уровню сложности определенным цветом:
Красный – 5 баллов
Синий – 4 балла
Зеленый – 3 балла
Заключительный инструктаж
Обсуждаются ошибки, допущенные при выполнении задания.
Подведение итогов:
Проводится анализ выполнения учебно-производственной работы.
Объявляются оценки за выполненную работу
Сообщается тема следующего занятие (Шаг7) и выдается домашнее задание: повторить теоретический материал по теме: «Текстовый редактор Word»
7. ШАГ 7: «ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА»
Тема занятие: «Проверочная работа»
Учебные цели занятие: 1) закрепление теоретических знаний и практических навыков работы в текстовом редакторе Word.
2) развитие памяти и восприятия
Воспитательная цель занятие: 3) воспитание внимания и точности при выполнении задания
Методическая цель занятие: 4) использование нетрадиционных форм и методов практического занятия для активизации деятельности учащихся и формирование их умений и навыков.
Тип занятие: Урок проверки практических знаний и навыков
Форма проведения: индивидуальная
МТО: IBM PC.
Программное обеспечение: Windows 2000, текстовый редактор Word.
Вводный инструктаж
1 этап: проверка освоение материала, изученного в течение 6-ти шагов. Форма проведения: игра – «Аукцион»
Вопросы аукциона разделены на 6-ть категорий по теме «Текстовый редактор Word»:
1-я категория содержит – 10 вопросов;
2-я категория – 14 вопросов;
3-я категория - 10 вопросов;
4-я категория - 4 вопросов;
5-я категория - 6 вопросов;
6-я категория - 7 вопросов (вопросы прилагаются).
Денежные единицы:
1 бит – одна денежная единица;
1 байт = 8 бит
Стоимость одного ответа на вопрос: 1 бит
Стоимость занятие – 6 байт 2 бита
Критерии оценки:
1 байт – «5»;
7 бит – «4»;
5 бит – «3».
2 этап: учащийся вытягивает карточку-задание из предложенных ему карточек. Содержимое всех карточек оценено в 5 баллов. Таким образом, у каждого из учащихся есть возможность показать все приобретенные навыки работы с текстовым редактором Word и получить положительную оценку, независимую от оценок полученных им в течение изучения этой программы.
Карточка-задание состоит из 5-ти заданий, каждое из которых, оценивается 20 % правильного выполнения задания. Учащимся объявляются критерии оценок:
при К = 100% выставляется оценка «5»,
при К=80% - «4»,
при К=60% - «3»,
при К =40% - «2».
Результаты работы заносятся в протокол, по которому будут видны все результаты работы мастера и учащихся в течение 7 шагов изучения текстового редактора Word.
Заключительный инструктаж
Обсуждаются ошибки, допущенные при выполнении задания.
Подведение итогов:
Проводится анализ выполнения учебно-производственной работы.
Объявляются оценки за выполненную работу
Сообщается тема следующего занятие и выдается домашнее задание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель учебно-методического пособия заключалась в том, чтобы с помощью разнообразных контрольно-оценочных процедур (семи шагов) проследить динамику формирования у обучающихся профессиональных знаний и умений, установить уровень обученности и профессиональной подготовки, адекватность этого уровня требованиям государственных образовательных стандартов начального профессионального образования, рынка труда, работодателями.
В эксперименте участвовала группа №3 2 курс профессия «Оператор ЭВМ», которая была поделена на 2 подгруппы. 1-я подгруппа занималась производственным обучением по стандартной методике, 2-я подгруппа - по методике семи шагов при изучении текстового редактора Microsoft Word».
Анализ всех семи занятий производственного обучения показал следующие результаты:
№ п/п
Фамилия и
инициалы
обучающихся
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Итоговая оценка
1
Бельмас А.В.
5
0
4
0
5
4
4
4
2
Бурлака О.С.
5
5
5
4
4
0
5
4
3
Гекк А.Ю.
3
0
4
4
4
4
5
4
4
Греченкова И.А.
5
4
4
5
5
0
5
4
5
Лиманская Е.Ю.
5
5
5
5
5
5
5
5
6
Дрожжина А.Ю.
5
0
0
0
4
4
5
4
7
Сухарева Е.В.
5
5
5
4
4
5
5
5
8
Зайцева Г.М.
5
5
5
5
5
0
5
5
9
Шебуров В.А.
5
5
5
5
5
4
5
5
10
Домрачева В.А.
5
5
0
0
4
4
5
4
11
Качан С.А.
5
0
3
5
4
4
5
4
12
Малая Н.А.
4
5
5
4
4
4
5
4
13
Шубин М.А.
5
5
5
4
4
5
5
5
Несмотря на то, что некоторые обучающиеся отсутствовали на занятиях, учебные показатели получены следующие: при 100% успеваемости качество знаний – 100%.
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 141815
14 RT€Њґ¶Д
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·К4
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Н
·
·
·