Методическая разработка для проведения классных часов и других форм воспитательной работы по выявлению лидерских качеств в классном коллективе или развития команды для формирования органов самоуправления.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 12» города Новосибирска













МАСТЕР-КЛАСС ПО САМОУПРАВЛЕНИЮ

«Домик лидера»



Авторы мастер-класса:
старшая вожатая гимназии
Кумпицкая Марина Владимировна Ученица 11 класса Машнина Анна Парламент гимназии




Новосибирск -2014

Пояснительная записка
В нашей работы мы будем использовать два основных, неразрывно связанных между собой понятия – самоуправление и лидер. Давайте проясним их значения. Самоуправление - это реальная возможность помочь подрастающему поколению успешно адаптироваться в современном обществе, принять активное участие в решении актуальных проблем окружающей жизни. Самоуправление – это уникальная, единственная в своем роде возможность прикоснуться к управлению школы, возможность самому создавать и воплощать в жизнь свои самые смелые идеи и проекты, принимать важные решения.
Кто же такой лидер? Лидер, в первую очередь, это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.
Как известно, лидерами не рождаются, лидерами становятся. Напрашиваются логичные вопросы – а как же стать лидером, как воспитать лидера? В нашей гимназии создана особая форма участия обучающихся в соуправлении в общеобразовательном учреждении (ученическое самоуправление), предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. Такая форма организации учебно-воспитательного процесса дает реальную возможность учащимся принять активное участие в решении актуальных проблем окружающей жизни, а также способствует успешной адаптации в современном обществе.







Цель и задачи мастер-класса
Цель: создание условий для формирования у учащихся представление о том, кто такой лидер и какие психологические качества ему присущи.
Задачи:
- выявить качества лидера путем обсуждения и работы в группах;
- дать определение таким понятиям, как «самоуправление», «ученическое самоуправление», «лидер» и др.;
- рассказать о работе ученического самоуправления.

Ожидаемые результаты
В ходе данного мастер-класса у ребят должно сформироваться представление о личности настоящего лидера и качествах, ему присущих. Кроме того, в ходе совместной работы в группах ребята тренируют свои коммуникативные навыки и умения, учатся находить компромиссные решения и отстаивать свою точку зрения.
Содержание мастер-класса
Аудитория делится на две группы (возможны варианты – например, разделение по половому признаку).
Мастер-класс начинается с выяснения исходных знаний о том, кто такой лидер. Ребятам задается вопрос: «Как вы считаете, кто такой лидер». Из предложенных вариантов ответов ведущий выявляет качества лидера, названные ребятами и предлагает начать работу в группах. На интерактивной доске выводится модель дома (в количестве двух штук для того, чтобы одновременно могли работать две группы) – фундамент, три этажа, крыша и труба, а также список психологических качеств (лень, конфликты, стимулы, самоанализ, КТД, самокритичность, самостоятельность, творчество, самоконтроль, совместная деятельность взрослых и детей, инициатива, равноправие, ответственность, добровольность, организаторские знания). В фундамент помещаются наиболее важные (основополагающие) на их взгляд качества, далее от наиболее важных к наименее и, наконец, на крышу выносятся ненужные качества, а в трубу те, которых у настоящего лидера быть не должно. Далее предлагается выбрать несколько человек от каждой группы для небольшого рассказа на тему, почему предложенные качества расположили именно в таком порядке. В конце мастер-класса ребят еще раз спрашивают: «Как вы считаете, кто такой лидер» и ведущий делает обобщающий вывод.
Следует отметить, что модель дома может быть представлена в любом виде – нарисована на ватмане, на меловой доске и.д., однако вариант с использованием интерактивной доски, на наш взгляд, самый удобный.

Заключение
Данный мастер-класс может проводится не только в детской аудитории, но и во взрослой





















Приложение



























13 EMBED CorelDRAW.Graphic.13 1415

фундамент

I этаж

II этаж

III этаж



Каталог школ - Гимназия 12, Новосибирск - О системе электронных журналов BallovРисунок 1Каталог школ - Гимназия 12, Новосибирск - О системе электронных журналов Ballov.net