Классный час на тему «Ученье без веселья, что жизнь без приключения»
Мулловский филиал ГБОУ СОШ с Елховка
Учитель: Ибрагимова Гузэль Някибовна
Ученье без веселья, что жизнь без приключения
(этическая игровая программа)
Цели: -уместное использование улыбки и смеха, их своевременности;
-воспитание этических норм поведения в обществе, уместного применения смеха в компании людей.
Предварительная работа. Учитель заранее готовит несколько ребят для проигрывания ролей в ходе игровой программы: двух ребят ( мальчика и девочку)-Он и Она; Бабка, Дед и Ведущий. Желательно, заранее, каждую сценку классного часа репетировать с ребятами, участвующими только в данной мизансцене, чтобы все представление получилось более интересным.
В качестве музыкального сопровождения можно использовать аудиозаписи песен об улыбке и смехе или любую веселую музыку.
Ход классного часа
Сегодняшний классный час посвящен … улыбке. (На доске – плакат с изображением улыбающегося личика)
Американские ученые в США провели интересное исследование, которое наглядно показало, что чем шире и чаще человек улыбается на протяжении своей жизни, тем дольше он живет.
То, что улыбка и долголетие связаны между собой, ученым было понятно еще до эксперимента. Улыбка отражает позитивное и легкое отношение к жизни, а улыбающийся человек являет собой образец жизнелюбия и позитива. Улыбка показывает его невосприимчивость к стрессам, которые, как известно, провоцируют самые разные заболевания и укорачивают жизнь. Но самое удивительное в этом эксперименте то, что, как оказалось, улыбка улыбке рознь. Долголетию способствует именно широкая улыбка, при которой видно большую часть зубов и даже часть десен, щеки приподымаются, а вокруг рта появляются глубокие складки. Именно такую улыбку писатели обозначают как «сияющая», «до ушей», «в 32 зуба» и т.д.
Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять — пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.
Игровая ситуация «Где уместно- улыбнись»
Звучит музыка песни « Улыбка» В. Шаинского.
Учитель: Мы послушали с вами песню про улыбку и улыбались.
-Когда человек улыбается? (Ребята отвечают, иногда с помощью наводящих вопросов. Постепенно приходят к главному выводу: человек улыбается, когда ему хорошо.)
-А сейчас самое время обратиться к «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Что же такое улыбка? Один ученик зачитывает ответ со словаря.
- Вы уже второклассники. В школе к вашей улыбке и смеху относятся по- взрослому. Чем чаще мы видим ваши добрые улыбки, слышим добрые шутки, тем меньше остается детей злых, жадных, ленивых. А они, к сожалению, еще встречаются. Вот мальчик ударил товарища и смеется. Другой обидел девочку и хохочет. Третий бросает камни в собаку, а девочки, стоящие рядом, улыбаются.
-Учиться надо всему, в том числе улыбке и смеху. Думаете это так просто? Сейчас мы проведем конкурс на лучшую улыбку.
Я хлопну в ладоши, скажу предложение, а вы повернетесь друг к другу и мило улыбнетесь.
Итак, какие хорошие дети учатся в нашем классе!
( Ребята улыбаются друг другу, смеются, галдят, показывают языки.)
Не всем по силам этот простой конкурс. Заметили, что многие из вас не могут просто, по-хорошему улыбнуться товарищу? Как же тогда быть с более трудным конкурсом вежливости? Боюсь, что не справитесь. (Ученики шумят, уверяя, что со всем они справятся.)
Ну что ж, попробуем! (Учитель просит подойти к нему мальчика и девочку. Далее в диалоге будут применяться реальные имена ребят). Миша и Нина( условные имена, в сценарии - Он и Она) будут сейчас вести разговор. Миша говорит Нине то, что я ему скажу, а Нина - Мише. При этом необходимо по-доброму улыбаться друг другу.
Итак, диалог:
Он: Добрый день, Нина!
Она: Здравствуй, Мишенька!
Он: Я очень рад, что встретил тебя!
Она: Спасибо, я тоже.
Он: Давай, я донесу до школы твой портфель.
Она: А тебе не будет трудно?
Он: Что ты!
Она: Ты очень любезен! Как бы не опоздать в школу...
Он: Давай руку, успеем!
В ходе диалога мальчик и девочка могут меняться ролями , повторить диалог. Для большинства ребят исполнение с доброй улыбкой и нужной интонацией данного задания- вещь непосильная. Диалог сопровождается смехом ребят в классе. Ребята с учителем анализируют исполнение диалога.
Учитель: Видите, многие из вас еще не привыкли к самой обыкновенной вежливости. И это в школе, где человек должен взрослеть очень быстро.
Сейчас я прочитаю вам рассказ. Вы же мне потом расскажете6 о чем он, что в нем главное, в каких местах улыбались.
Обсуждение рассказа « Что случилось?»
« Говорят – солнце одно. А вот Димке показалось, что сегодня в небе – особенный диск : более яркий, забавный, заставляющий на все взглянуть по- другому. Вчера он выбил портфель из рук Иринки, отскочил в сторону и завизжал от восторга. Сегодня же он девочке по-доброму улыбнулся. При том так, что сразу было видна эта улыбка – извинение за вчерашнее.
Да это вчера! Ещё сегодня Димка бросал в Фантомаса – бездомного веселого пса желудь за желудем. А сейчас друг человека с аппетитом пережевывает Димкин бутерброд с колбасой.
Мимо проходила тетя Нина, и мальчик впервые вспомнил:
- Здрасьте!
Женщина от неожиданности отпрянула в сторону
- Заболел что ли?
- Нет, наоборот, мне очень хорошо!
Через минуту Димка уже помогал завязывать шнурки двум школьникам. Утром ему шнурки завязывали самому.
При переходе улицы мальчик посмотрел сначала налево, потом направо. Дошел до остановки и сел на скамейку. Что же с ним происходит?
По небосклону не спеша проплывали облака. Одно облако сначала напоминало серую злую кошку, потом вдруг вытянулось и превратилось в рысь, готовящуюся к прыжку. Но не прошло и минуты, как на том же месте гордо смотрел вдаль гордый олень…
Менялись не только облака. Менялся и сам Димка. Это он понял, когда увидел старушку, спешащую к автобусу. Она с трудом несла две огромные сумки. Мальчик сорвался с места, подбежал к женщине, выхватил из ее рук ношу и устремился к остановке. Старушка участила шаг.
- Стой! Стой! Я пойду….я расскажу…
- Да я просто так, не надо меня благодарить – весело ответил Димка и вскочил в дверь автобуса. За ним вошла старушка. Она отдышалась, обвела взглядом сумки и затем уже ласково посмотрела на первоклассника:
- Ну, что у нас за вежливые дети!
Через десять минут мальчик вошел в квартиру, снял ботинки, ранец, без напоминаний вымыл руки. Подошел к зеркалу. Перед ним стоял и Дима, и не Дима. Он снял берет, распахнул пальто - и сердце его замерло. Первоклассник моментально вспомнил чудесное мгновения школьного торжества».
Учитель задает вопрос:
- В каких местах рассказа вы улыбались и почему? (Ответы учеников.)
- Ребята, а что, по – вашему, необходимо для появления доброй, здоровой улыбки?(Веселый случай, хорошее настроение.) Что же вызывает хорошее настроение?
(Ответы самые неожиданные, но постепенно ребята вспоминают песню, танец, игру. В крайнем случае им помогает сам учитель.)
- Когда мы слушаем веселую песню, играем в интересную игру, разгадываем шутливые конкурсы волей-неволей у нас поднимается настроение и на лице появляется улыбка.
Шуточная ситуация « Старая сказка на новый лад »
Учитель: Ребята, я вас приглашаю посмотреть и послушать старую сказку на новый лад. Только после просмотра ответьте на вопрос : « В каких местах инсценированной сказки вы улыбались и смеялись, почему?»
( Появляются Ведущий, Баба, Дед. Они разыгрывают небольшую сценку.)
Ведущий: А не хотите ли, ребята, поучительную историю послушать? Про деда, бабку, курочку - рябу и яичко не простое- золотое…
Баба Эй, старик, проснись скорей!
Дед Волки, что ли, у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба Да смотри, что я нашла:
Наша курочка – пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед Ну, снесла, какое дело!
Что ты, бабка, обалдела?
Баба Да яйцо – то не простое,
А, гляди – ка, золотое.
Дед Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба Погляди, горит, как жар.
Дед Не случился – ли пожар!
Баба О – о, горит, слепит глаза!
Дед Чудеса!
Баба Чудеса!
Дед Ты в сундук запри его. (Стук в дверь)
Баба Нету дома никого.
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком занесло.
Дед Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов. (Баба уходит и возвращается)
Баба В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там,
Им яичко и продам!
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На сапог себе добуду
И сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую
До краев набью сундук.
Дед Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица.
Наряжаться в разный хлам!
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки,
Засмеют тебя соседки.
Дед Пусть смеются, мне не жалко!
Да, уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!
Дед Я хозяин или нет?
Баба Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Всё куда – то подевалось!
Дед Ну чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать как всегда.
Баба И шубенку справить можно,
И поправить можно дом.
Дед Только то, видать, надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
(открывает дверь и приглашает гостей)
БАБА Эй, соседка! Эй, сосед!
Забывать других не след!
Заходите на часок!
У меня хорош квасок,
И варенья… И Соленья!
Заходите без стесненья
Учитель: Сказка ложь, да в ней намек… О чем эта сказка? Когда вы улыбались и смеялись? Почему? (Ответы ребят)
Учитель: Правильно вы поняли, излишняя жадность никогда не принесет пользы. Вот над тем, что бабка с дедом забыли ( про честный труд и о настоящей дружбе с соседями), мы с вами и поразмышляем.
-Это человеческие недостатки. А вот над физическими недостатками можно смеяться? (Ответы учеников)
- А можно ли смеяться над людьми худыми, полными, в очках, с веснушками, больными? (Ответы учеников)
-Вы правы, ребята, нельзя. Ведь главное, чтобы у человека было доброе сердце, чтобы он был трудолюбив, честен, имел силу воли, а худоба, полнота, веснушки, очки- это лишь внешний облик человека.
Работа в группах. (Дети распределяются на 4 группы и получают задание)
-А задание будет такое, вы должны за 4минуты сочинить смешную историю.
(Ребята рассказывают свои смешные истории)
Подведение итогов. В различных жизненных ситуациях улыбка и смех могут быть вызваны от различных причин: смешной рассказ, веселая песенка или игра, нелепая жизненная ситуация и т.д. Вместе с тем, смеяться над физическими недостатками человека неприлично, этого делать нельзя.( Итог делают дети)
-Ребята, вот и подошёл к концу наш классный час.
И в заключение мне хочется дать вам один совет: если вам грустно, скучно,
просто улыбнитесь и крошечные лучики тепла робко прокрадутся в вашу загрустившую душу, согреют сердце и, разлившись сладостным спокойствием, зажгут ваши глаза.
Пусть это предложение станет для вас девизом в жизни.
-Я хочу узнать, какое у вас настроение было на уроке. (У детей на партах лежат смайлики синего, красного, зелёного, жёлтого цветов) Дети выбирают смайлики.
-А сейчас я озвучу какой цвет что означает: синий цвет – плохое настроение; красный цвет – грустное настроение; зеленый цвет – хорошее настроение; желтый цвет – отличное настроение.
– Спасибо, за работу!