Сценарий военно-патриотического мероприятия Песни, опалённые войной
Учитель: Скоро мы будем отмечать эпохальное событие, дату, политую кровью, омытую слезами, увенчатую доблестью и мужеством живых и павших в жестокой борьбе с фашизмом, озаренную Победой советского народа, принесшую миру мир – 70-летие нашей победы!
Из воспоминаний-мемуаров маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна.
«...Песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, ... всегда достигали своей благородной цели: звуки (такой песни) и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей, родной, кровной помощницей...».
Учитель: Начало Великой Отечественной войны не остановило развития музыкальной культуры нашей страны. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: музы не молчали, когда говорили пушки. Тяжёлые военные испытания нашли отражение в разных произведениях композиторов – в песнях, симфониях, операх, кантатах, ораториях. Все эти произведения создали «музыкальную летопись» войны. Как вы думаете, какой жанр музыки был самым оперативным, стал частью жизни фронта и тыла?
Ученики: Песня.
Учитель: Конечно, песня. Песня вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою, помогала с достоинством принять горечь поражения или радость победы, потери боевых товарищей.
У.: Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми песнями, созданными в годы Великой Отечественной войны. По ним можно получить представление о том, чем жил, во что верил, ради чего геройски сражался наш народ. Многие ребята приготовили сообщения, и мы их заслушаем.
Песни военных лет занимают особое место в музыкальной культуре нашей страны. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали весь народ к борьбе во имя победы. Сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма народа, они не утратили своего воздействия и трогают сердца величием подвига…
Стихотворение.
41-й: Июнь:Год и месяц борьбы всенародной Даже пылью временЗатянуть эту дату нельзя.Поднималась странаИ на фронт уходила поротно,Кумачовые звезды На полотнах знамен унося.
(в этом время идет демонстрация слайдов)
1 Ученик «Прощай, Отчий край!»
«Прощание славянки» — легендарный русский марш, написанный в 1912 году штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Ивановичем Агапкиным. Нисколько не потеряв своей популярности за прошедшие годы, по существу является национальным маршем, символизирующим проводы на войну, на военную службу или в дальнее путешествие. За рубежом является одной из самых узнаваемых музыкальных эмблем Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.
В Июне 41-го советские люди прощались с родными местами, чтобы, победив, вновь вернуться на отвоеванную и отомщенную землю. Отправлялись эшелоны с защитниками Родины на кровавое поле битвы. Марш настолько прижился в народе, что позже родились слова песни, написанные Лазаревым.
2 ученик. ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ, ВСТАВАЙ НА СМЕРТНЫЙ БОЙ:
За первые годы войны было создано около 100 песен. Их разучивали солисты, хоровые коллективы и исполняли перед солдатами, уходящими на фронт, и в минуты затишья в военных действиях.
Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была "Священная война". Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах "Красная звезда" и "Известия" было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку.
В один из июньских дней 1941 года на Белорусском вокзале, в Москве, эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознамённого ансабля красноармейской песни и пляски запели новую песню. Её чеканная мелодия, суровая, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что пришлось повторить песню пять раз. Это была «Священная война». Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с воинами через все испытания к победе.
Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков впоследствии назвал «Священную войну» бессмертной песней. Именно ей суждено было стать музыкальной эмблемой, песней-символом сурового времени. Начало войны навсегда связано в памяти народа с набатным звучанием этой песни. Скорбная мелодия, сдержанный маршевый ритм создают образ непреклонной воли, устремлённости к победе.
3 ученик. ДО ТЕБЯ МНЕ ДОЙТИ НЕЛЕГКО, А ДО СМЕРТИ - ЧЕТЫРЕ ШАГА:
Самыми популярными на фронте были песни о любви. Одна из самых лирических песен военных лет, "В землянке", "родилась" совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня "В землянке" была опубликована в "Комсомольской правде". К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.
Как видим, это не просто письмо. Оно было написано сразу после того, как смерть была наверняка ближе, чем за четыре шага. Может потому, что смерть отступила, поэт так благодарен жизни. За то, что она есть, за этот потрескивающий огонь в землянке, за смоляную слезу, за друзей, играющих на гармони, и за самое светлое чувство, переполняющее сердце нежностью и грустью, тревогой и теплом. И он спешит сказать любимой о «своей негасимой любви».
Оказавшись в ситуации, в которой бывали сотни тысяч солдат чуть ли не ежедневно, Сурков сказал то, что хотел бы сказать каждый из бойцов, поэтому «Землянку» сразу признали фронтовики.
4 ученик. ПИСЬМА ТВОИ ПОЛУЧАЯ, СЛЫШУ Я ГОЛОС РОДНОЙ:
Поистине необычна история и другой замечательной военной песни "Синий платочек". В 1940 году в московском саду "Эрмитаж" выступал польский оркестр "Голубой джаз" под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение "Синий платочек". Впервые песню "Синий платочек" исполнил солист "Голубого джаза" Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше к тому времени уже была песня на мелодию Ежи Петерсбурского. "Синий платочек" пели Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь:
Двадцать второго июня,Ровно в четыре часа,Киев бомбили, нам объявили,Что началася войнаВойна началась на рассвете,Чтоб больше народу убить.Спали родители, спали их дети,Когда стали Киев бомбить.
Привычный же "Синий платочек" появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты "В решающий бой!" Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике.
5 ученик. РАСКУДРЯВЫЙ КЛЕН ЗЕЛЕНЫЙ, ЛИСТ РЕЗНОЙ, ЗДЕСЬ У КЛЕНА МЫ РАССТАНЕМСЯ С ТОБОЙ:
В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них и "Смуглянка", написанная на основе молдавского фольклорного творчества. В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал "Смуглянку" на радио. Но "несерьезная" песня не произвела впечатления на руководство. Только в конце 1944 года песня о молдавской девушке-партизанке в числе прочих композиций Новикова была по достоинству оценена руководителем Ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александровым. Так веселая лирическая песня о партизанах Гражданской войны стала любимой как в тылу, так и на фронте.
6 ученик. РАДОСТНО МНЕ, Я СПОКОЕН В СМЕРТЕЛЬНОМ БОЮ: ЗНАЮ, ВСТРЕТИШЬ С ЛЮБОВЬЮ МЕНЯ:
История создания всенародно любимой песни "Темная ночь" очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом "Два бойца" у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня "Темная ночь". Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, "Темная ночь" навсегда осталась в памяти советского народа. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от: слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского.
7 ученик «Пусть он землю бережет родную, а любовь Катюша сбережет»
Стихотворение Михаила Васильевича Исаковского «Катюша» было написано в 1938 году, а песней стало в 1939-м. Её появление именно в это время было неслучайным. Поэзия тех лет остро переживала состояние приближающейся военной грозы..Песня «Катюша» воспринималась как что-то личное, задушевное. Это и стало причиной удивительного явления – рождения множества новых песен-переложений. Это было началом военной биографии «Катюши».Уже в конце 1941-го было положено начало новому большому циклу стихотворных вариантов песни. Произошло это, когда решалась судьба битвы за столицу, и по всем фронтам прогремела молва о новом оружии, которое любовно назвали «Катюша».
8 ученик «За любимую Родину, за родной огонек!»
Огонёк — известная советская военная песня. Автор слов — Михаил Исаковский, автор музыки неизвестен. В этой песне поётся о парне, ушедшем на фронт, которому воспоминания о возлюбленной помогают сражаться за Родину. Сюжет этой всенародно известной, любимой песни времен Великой Отечественной войны бесхитростен и прост. Но стоит ей прозвучать в наши дни, как в памяти тех, кто ее слышал и пел в военные годы, проносятся волнующие страницы далеких лет.
Поэт Евгений Долматовский так писал об этой песне: «Прошли годы и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, повсеместно — сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, — было введено затемнение. На улицах — ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги.
Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам, как бы далеко от линии боев они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонек». Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели!
Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл».
9 ученик «В Болгарии русский солдат»
«Алёша» — советская песня на стихи поэта Константина Ваншенкина и музыку композитора Эдуарда Колмановского, посвящённая памятнику советскому солдату «Алёша» в болгарском городе Пловдив как символу памяти всем советским солдатам, погибшим при освобождении Болгарии от нацистской оккупации во Второй мировой войне. В 1962 году композитор Эдуард Колмановский побывал в Болгарии, в том числе и в городе Пловдив у памятника «Алёша». Там ему рассказали историю его возникновения. Вернувшись домой, Колмановский поделился тем, что увидел и услышал в Пловдиве, с поэтом Константином Ваншенкиным, который был захвачен этой темой и вскоре написал стихи. По решению Пловдивского городского Совета песня «Алёша» вплоть до 1989 года была официальным гимном города. Каждое утро радиостанция Пловдива начинала свои передачи с этой песни. Она часто звучала во время культмассовых мероприятий, проводимых Болгарской Коммунистической партией. Все ученики болгарских начальных школ должны были её знать наизусть.
10 ученик «на безымянной высоте»
Песня «На безымянной высоте» написана на основе реальных событий — боя 18 советских солдат 8-й роты 718 полка 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта под командованием лейтенанта Евгения Порошина против 500 немецких солдат, подкрепленных танками, артиллерией и авиацией, в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года на высоте 224,1 в Калужской области.В ночь на 14 сентября группе из 18 бойцов была поставлена задача овладеть высотой 224,1 Группа под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина смогла выполнить задачу и овладеть высотой, но была отсечена от основных сил 139-й стрелковой дивизии превосходящими силами противника. В течение всей ночи 18 солдат удерживали высоту, отбивая атаки превосходящих сил немцев (до 500 солдат).
К утру из состава группы остались в живых лишь двое — рядовой Герасим Лапин был найден наступающими бойцами своей дивизии живым среди трупов, а сержант Константин Власов был захвачен в плен немецкими войсками. На месте боя впоследствии был сооружён мемориал
11 ученик. НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ:
Как вспоминал автор песни "Эх, дороги" А. Г. Новиков, эта песня нравилась ему больше всех остальных его творений. Она была создана по заказу Ансамбля песни и пляски НКВД вскоре после окончания Великой Отечественной войны для программы "Весна победная". Сегодня эту военную песню часто инсценируют, а первой идея пришла советскому режиссеру Сергею Юткевичу, который предложил добавить в программу сценку: как солдаты едут с фронта и напевают. Называлась эта сценка "Под стук колес". По справедливым комментариям современников, песня "Эх, дороги" вобрала в себя историю всей войны и показала чувства, которые испытывали бойцы.
12 ученик. «Но помнит мир спасённый…»
Стихотворение «Москвичи» (слова Е. Винокурова, музыка А. Эшпая) было напечатано в журнале «Новый мир» в 1955 году. Его прочёл замечательный эстрадный певец и актёр Марк Бернес, который и принёс его композитору Андрею Эшпаю. Он поставил журнал на пюпитр инструмента, за которым тот работал, раскрыл на нужной странице и сказал: «Прочти эти стихи. Они для тебя, Нужна музыка».
Андрей Эшпай рассказывал: «Стихи меня потрясли. Они были просто снайперски из моей биографии. Я ушёл на фронт с Бронной, правда, не с Малой, а с Большой. Но ведь эти улицы рядом. На войну ещё раньше ушёл и мой старший брат Валя. Он погиб в самом её начале – в июле–августе сорок первого, между местечком Сальцы и Дно. Я проезжал те места: равнина заболоченная, низенький лесок небольшой, от пули не спрячешься – безнадёжно. .. Он погиб во время миномётного обстрела. А мама всё ждала и ждала его возвращения, не верила в его гибель до последних дней... Ложилась спать всегда очень поздно. И вот этот свет лампы, «воспалённой» в стихах Винокурова, – казалось бы, очень точные слова. В них я увидел свою маму, ожидающую и перечитывающую мои и братовы письма с фронта.
Эшпай и Бернес познакомились с Винокуровым, который семнадцатилетним парнишкой, девятиклассником ушёл на войну добровольцем. Когда его спрашивали о том, существовали ли на самом деле Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой, поэт отвечал, что «прототипов в полном смысле этого слова у героев стихотворения, а потом и песни не было. Но когда я его писал, мне больше всего представлялся образ моего школьного товарища, 17-летнего Саши Волкова, жившего в одном из переулков Арбата. Хотелось создать поэтический памятник моим сверстникам, всем московским ребятам, которые мужественно сражались с врагом. Многие из них не вернулись домой, а другие покалечены войной...».
13 ученик. БЫТЬ МОЖЕТ ЭТО МЕСТО ДЛЯ МЕНЯ
«Журавли́» — песня на стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева. Композитор Ян Френкель. Песня посвящена солдатам, погибшим в Великой отечественной войне. Дагестанский поэт Гамзатов написал стихотворение «Журавли» на родном языке, по-аварски. Тема журавлей была навеяна посещением памятника семи братьям Газдановым в Северо-Осетинской АССР. Когда родители получили похоронку на третьего сына, сердце матери не выдержало и она умерла. Когда в село пришла похоронка на седьмого сына, почтальон отказался нести её в дом Газдановых — и тогда старейшины села собрались и направились к дому с извещением. Отец сидел на пороге своего дома с единственной внучкой — Милой на руках, увидев старейшин, он всё понял и упал замертво.
В селении Дзуарикау возведён памятник семи братьям Газдановым, в виде скорбящей матери и семи улетающих гусей. После посещения памятника Р. Гамзатов написал стихотворение, но очень сложно ему было подобрать рифму на слово гуси — он специально звонил в министерство культуры Северной Осетии, с просьбой заменить слово «гуси», словом «журавли». Стихотворение «Журавли», напечатанное в журнале, попалось на глаза певцу Марку Бернесу. Прочитав стихотворение «Журавли», возбуждённый Бернес позвонил поэту-переводчику Науму Гребневу и сказал, что хочет сделать песню. С 1986 года в Дагестане, на родине автора текста песни — Расула Гамзатова — ежегодно проводится «Праздник белых журавлей» — день памяти погибших солдат, в последнее время приобретающий всероссийский масштаб.
Ученик 14. ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ КАК МОГЛИ:
Главная "победная" песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня "День Победы" была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко.
Сообщение ученика: В марте 1975 года поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне. Страна готовилась к празднованию 30-летия Победы, и в союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.
Но никакого места песня «День Победы» не заняла. Мало этого, прослушивание песни вызывало болезненную, острую реакцию старших коллег Д. Тухманова, против песни прозвучали очень резкие высказывания, о чём немедленно стало известно на Гостелерадио.
Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвященном Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство), исполнил «День Победы» в прямом телевизионном эфире. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз «на бис». После чего эту песню стала петь вся страна.
«День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира.
Стихотворение
День победы – праздник всей страны.
Духовой оркестр играет марш
День победы – праздник седины
Наших прадедов, дедов и кто помладше.
Дети тех, кто не видал войны
Но ее крылом задет был каждый
Поздравляем с днем победы мы!
Этот день для всей России важный
ВЫВОД ПО УРОКУ:
У.: Нужны ли сегодняшнему поколению песни, написанные о Великой Отечественной войне? Ведь она закончилась давно. Как вы думаете?
Ученики: Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Великой Отечественной войны.
У.: Зачем были нужны песни на войне?
Ученики: Они были необходимы каждому человеку, так как поднимали настроение, сближали расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут дома, что бы с ними не случилось. И это придавало воинам огромную силу.
У.: Песни – как люди. У каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхивают ярко и скоро угасают. И лишь немногие живут долго и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далёкие песни.
Учитель: - Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить все: