Урок русского языка в 6 классе на тему: Основные способы образования слов в русском языке
Данные об учителе: Ф.И.О: Батяева Елена Григорьевна, МКОУ «Татальская СОШ»
Предмет: Русский язык
Класс: 6
Учебник (УМК): Русский язык. 6 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.,Просвещение,2015
Тема урока: Основные способы образования слов в русском языке
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование (аппаратное, программное обеспечение): ноутбук, интерактивная доска, презентация Power Point
Характеристика класса, для которого проектируется урок: уровень знаний по русскому языку - средний, дети в этом классе исполнительные, имеют начальные знания по теме «Способы словообразования»
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования; развивать логическое мышление, внимание, устную речь; развивать языковое чутье.
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные Соотнесение понятий, смысловое чтение, формулирование речевых высказываний, решение упражнений В конце урока ученик владеет знаниями по теме и умеет применять их на практике
Регулятивные Целеполагание, планирование, контроль, коррекция действий, оценка Способен планировать деятельность, осуществлять прогноз и контроль, умеет корректировать свои действия
Познавательные Выбор наиболее эффективных способов решения; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение В течение всего урока поддерживается познавательный интерес к теме, после урока желает восполнить пробелы в знаниях и ищет материал самостоятельно
Личностные Учебная мотивация, ответственность, самооценка, творческий подход к решению задач В начале урока имеет учебную мотивацию, способен поставить учебную цель, в течение урока объективно оценивает свои возможности, подходит к выполнению заданий ответственно
Технологическая карта урока
№ Этапы урока Действия учителя Действия учащихся, формы
1 Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
Учитель приветствует учащихся. Объявляет о начале урока.
- Сегодняшний урок хотелось бы начать с прочтения эпиграфа: «Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с быстротой поражающей» (слайд 1)
-Как вы думаете, что имеет в виду М. Горький?
-Что он хочет этим сказать?
- А для нашей жизни данная цитата актуальна? Почему? Учащиеся приветствуют учителя.
Ответы ребят.
Фронтальная работа (Обсуждение, обмен мнениями)
2
3
4
5
6
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
(7 минут)
Приём позволяет
анализировать данные примеры, отыскивать лишнее слово в каждом ряду.
Выявление места и причины затруднения
(2 минуты)
Построение проекта выхода из затруднения
(3 минуты)
Реализация построенного проекта
(5 минут)
Физкультминутка
(1 минута) Напоминаю ребятам, что мы повторяем только те правила, которые нам будут необходимы для открытия новых знаний.
На слайде 2 вопросы:
1. Морфемика – это …
2. Назовите все морфемы.
3. Дайте определения только словообразующим морфемам.
Образец:
Морфемика – это раздел языкознания, изучающий морфемы (Морфемы – это значимые части слова).
Приставка, корень, суффикс, окончание, (основа).
Словообразующие морфемы – морфемы, с помощью которых образуются новые слова (приставка, суффикс)
- Третий лишний:
В каждом ряду найдите лишнее слово, объясните.
Вылететь, прилететь, лететь.
Носик, глаз, ротик.
Поезд, тепловоз, паровоз.
- Молодцы, что мы повторили?
- Какой морфемы нет в калмыцком языке?
Пробное действие:
Слова для наблюдения записаны на доске (3 слайд):
Староватый
Вырасти
Дачный
Подруга
Подснежник
Подберезовик
Паровоз
Задание: запишите слова, распределяя на группы. По какому признаку вы распределяли слова?
У кого нет ответа? Что вы не можете сделать?
- Какое задание вы должны были выполнить
- Почему у вас возникло затруднение?
Сформулируйте цель своей деятельности.
Тема урока?
Учитель обращает внимание учащихся на открывшуюся тему урока «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
(4 слайд)
Запишите число, тему урока.
- Сегодня при открытии нового правила вам потребуется умение находить закономерности. Я вам предлагаю расставить в правильной последовательности шаги плана, по которому вы будете достигать, поставленной цели.
На доске шаги плана:
- Сравнить с информацией учебника
- Сделать вывод
- Установить закономерность
- Создать эталон
После согласования на доску вывешивается план (5 слайд):
1. Установить закономерность.
2. Сделать вывод.
3. Создать эталон.
4. Сравнить с информацией учебника.
Вопросы:
- А можете ли вы сказать: от каких слов образовались данные слова?
- Какие морфемы приняли участие в их образовании?
Устанавливаем закономерность:
Староватый старый
Вырасти расти
Дачный дача
Подруга друг
Подснежник снег
Подберезовик береза
Паровоз ?
- Сделайте вывод: с помощью каких морфем могут образовываться слова?
Выводим эталон (краткая запись выводится на слайде) (6 слайд)
Приставка + исходное слово = приставочный способ.
Исходное слово + суффикс = суффиксальный способ.
Приставка + исходное слово + суффикс = приставочно-суффиксальный способ.
Основа слова + соединительный гласный + основа слова = сложение
Сравните эталон с информацией учебника (стр 94-95)
Вопросы:
- Что нового узнали о способах образования слов в русском языке из статьи учебника?
- Какое новое понятие встретилось? Что даёт это понятие?
(7 слайд)
(8 слайд)
Определить часть речи названного слова. Если это существительное – хлопаем, если глагол – топаем (учитель читает вслух)
Синева, бежать, горец, прилив, забыться, росток, вырасти, снегопад, облегчить, свитер, углубить, осеньУчащиеся в парах обсуждают, представляют свои варианты, проверяют с образцом.
Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Задание выполняется фронтально. Ученики по очереди выходят к доске, подчеркивают лишнее слово, объясняют свой выбор.
- Морфемы.
- Приставки.
Групповая работа. Учащиеся обсуждают, записывают слова в тетрадь, группируют.
Я не могу объяснить, как нужно распределить данные слова на группы
Распределить слова на три группы
-мы не знаем правило распределения данных слов на группы
Образование слов
Ребята расставляют шаги плана (регулятивные ууд)
Фронтальная работа. Обсуждение.
Учащиеся находят производные слова и говорят, что слова образовались с помощью приставки, суффикса, одновременным присоединением приставки и суффикса, а также сложением основ.
Ребята самостоятельно приходят к выводу. (Если с помощью приставки образовалось слово – приставочный способ…)
Учащиеся приходят к выводу, что слова образованы от 2 слов, но некоторые слова ограничиваются лишь основами, а не целыми словами – способ сложение
Учащиеся делают опорную запись в конспекте.
Читают учебный материал на стр. 94-95. Об основных способах образования слов (приставочном, суффиксальном, сложении).
Исходное слово – слово, к которому присоединяется морфема.
7 Первичное закрепление во внешней речи.
(5 минут)
Способы: диалог, парная работа.
УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).-Что вы должны теперь сделать?
- В этом вам поможет следующее задание:
1) Каким способом образованы слова
мясорубка, зайчик, кофемолка, неприятель, заготовить, словарь
- Запишите слова, найдите те слова, от которых образованы данные слова. Первые два слова разбираются у доски, а остальные - выполняются в парах.
После работы учащиеся проверяют задание по образцу для самопроверки при необходимости проводится коррекция. Научиться применять правило.
Называют способы. Отмечают, что исходная основа с помощью морфемы образует новое слово.
Учащиеся, работая в парах, определяют исходное слово. Называют способ образования слов. Самостоятельно подбирают слова.
8 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(7 минут)
Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя». Как проверить, усвоили правило или нет?
Задание по упр 173:
Ученики выполняют самостоятельную работу, пользуясь построенным правилом. После работы проверяют себя по образцу.
После самопроверки проводится обсуждение, почему и где возникли затруднения. Нужно выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.
Обучающиеся находят исходные слова. Записывают пару. Определяют способ образования слов. Проверяют себя по словообразовательному словарику. (часть 3)
9 Включение в систему знаний и повторение.
(5 минуты)
Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.
- Ребята, скажите, пожалуйста, где мы будем применять новые знания?
- Что вы должны сделать дальше?
Выполните задание:
Разберите слова в «две корзины»: в одну – где -ок- входит в состав корня, в другую – где -ок- – суффикс.
Совок, лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок.
Этот материал войдет в нашу копилку знаний.
Необходимо выполнить задание на повторение изученного и включить в него материал сегодняшнего урока.
Исследуют слова. Находят исходные. Распределяют слова на две группы, комментируют.
9. Рефлексия
(2 минуты)
Результатом этого этапа будет самооценка своих новых знаний и умений. Выставление оценок вместе с учителем и поощрение работы. - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. Оцените свою деятельность
-Оцените своё эмоциональное состояние и работу на уроке.
Учащиеся отмечают достигнутые результаты, высказывают мнение и оценивают свою работу на уроке.
10 Домашнее задание: (1 мин) 1) теоретические сведения на стр. 94-95 запомнить
2) подобрать по два слова, образованные разными способами