Конспект занятия на тему: работа над текстом «Сабантуй»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат №13
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата



Конспект группового
сурдо-логопедического занятия
по развитию слухового восприятия
в 6 классе


Составила учитель-дефектолог, сурдопедагог
высшей квалификационной категории
Таипова Флюра Хамитовна

Тема: работа над текстом «Сабантуй».
Цель: воспитание дружбы, уважения к культуре башкирского народа; развитие слухового восприятия на материале текста; закрепление умения правильно отвечать на вопросы, формировать фразы сложной структуры.
Оборудование: шипованные мячи, эспандер, слуховые аппараты, спирт, вата, экран, иллюстрации, альбомы, журналы, раздаточный материал, магнитофон, кассета или диск с башкирской национальной музыкой, презентация «Сабантуй».
Ход занятия:
Приветствие.

Развитие мелкой моторики рук (шипованный мяч, эспандер).
Упражнение «В магазине».
В магазине много есть обуви хорошей.
Есть сапожки и ботинки, босоножки,
валенки, калоши.

Логопедический массаж. Массаж ушек (сняли аппараты).

Восприятие вопросов на «голое» ухо.
Кем ты являешься по национальности?
Знаешь ли ты родной язык?
Назови свой домашний адрес.

Чистим, надеваем слуховые аппараты.

Беседа.
- В какой республике ты живешь?
- Какие памятники в городе Уфе ты знаешь?
- Какие парки в городе Уфе ты знаешь?

Восприятие текста «Сабантуй» (с. 105 «Дидактические материалы по русскому языку», - Уфа, 1995).
Задания перед восприятием:
- Понять содержание текста.
- Придумать заголовок.



Башкирский народ всегда умел на славу не только воевать и трудиться, но и веселиться. Большим народным праздником является сабантуй.
Сабантуй- это праздник плуга. Хлеборобы празднуют окончание сева.
Для сабантуя выбирается широкий майдан. С утра со всей округи стекаются сюда празднично одетые люди. Здесь они веселятся, отдыхают.
Главное в сабантуях- состязания.
Взрослые участвуют в борьбе и скачках.
Башкирская национальная борьба имеет свои правила. Противники обвивают друг друга кушаками и пытаются притянуть противника к себе, а затем перебросить через голову. Тут нужны и сила, и ловкость, и выносливость. За победу борцам вручают ценные подарки.
Башкиры издавна были замечательными наездниками и любителями коней. Поэтому победители в скачках отмечаются особо.
Среди наездников на сабантуях всегда выступает много ребят. Они тоже показывают свое мастерство, выносливость, силу.
Бывают на сабантуях и потешные игры.
Возьмут в рот по ложке. В ложке-яйцо. И вот бегут вперегонки. Кто не уронит яйца и добежит первым, тот и победитель.
Наполняют таз кислым молоком, на дно бросают монету. Монету надо достать губами. Пока найдешь ее, все лицо искупаешь в молоке.
Лазают на шесты. Разделятся на две группы и перетягивают канат.
Целый день продолжаются игры, пляски и не смолкает веселая песня. Сейчас у башкирского народа стало много праздников. И все же среди них особое место занимает сабантуй.



Вопросы на слух.
- О чем этот текст?
- Что за праздник – сабантуй?
- Был ли ты сам на сабантуе?
- Какие игры, состязания проводятся на сабантуе?
(борьба,
скачки,
бой с мешками,
«Достань монетку»,
песни, танцы).
- Как вы назовете этот текст?

Презентация «Сабантуй». (прилагается)

Восприятие предложений на слух.
Сабантуй – праздник плуга; праздник веселья и труда, песни и удали.
Хлеборобы празднуют окончание сева.
Главное в сабантуях – состязания: башкирская национальная борьба и скачки.
Бывают на сабантуе и потешные игры.

Чтение с губ.
Сабантуй – праздник плуга.
Бывают на сабантуе и потешные игры.

Восприятие на слух башкирской национальной музыки.
- Каков характер музыки?

Итоги занятия.?
- Какова тема занятия?
- О чем мы говорили на занятии?
- Какое задание вам понравилось больше всего?

Оценка деятельности детей.
Молодцы!