Духовно-нравственное развитие младших школьников через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир книг».


Духовно-нравственное развитие младших школьников через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир книг».
Гуманным называют человека, способного к состраданию, к отзывчивости, к милосердию. Сегодня, когда в обществе, в том числе и в детской среде, «раздора много, а любви негусто», проблема этической, нравственной культуры, основанной на постулатах ценности каждой человеческой личности, особенно обострилась.
Лекциями о гуманности её не решишь. Готовность к состраданию к сопереживанию живёт в глубине души человека, в эмоциональной сфере его сознания. А они, как известно, «питаются» не знаниями, а искусством, главным из которых является искусство слова - художественная литература. Не давая готовых рецептов, литература развивает в читателе способность наблюдать, сравнивать, оценивать поведение человека, его отношение к людям, учит вглядываться в жизнь, вдумываться в сложность характеров и обстоятельств, сопереживать другим и делать самостоятельные выводы.
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником знаний, книга - надёжный друг и великий доктор детских душ, она является пищей для сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.
Детское чтение, несомненно, играет огромную роль в жизни детей, даже большую, чем в жизни взрослого человека. Ведь книга, прочитанная в детстве, сохраняется в памяти на всю жизнь. Дети формируются под воздействием книги: определяется их мировоззрение, расширяется кругозор и сам ребёнок открывается навстречу другим людям.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились.
Мы наблюдаем:
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Педагоги отмечают, что сложившаяся ситуация с чтением порождает следующие проблемы:
- проблема формирования правильного сознательного беглого и выразитель-ного чтения;
- проблема выбора детского чтения.
Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы или отдают им предпочтение приходя в библиотеку.
Для решения выше указанных проблем в нашей школе создана программа внеурочной деятельности «Мир книг».
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. И если для детей это пока просто кружок, то для нас, взрослых, – это организованное пространство «внеурочной деятельности» школьников.
Цели и задачи программы: - расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике; - обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка; - формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения; - формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей.
Условиями реализации данной программы являются:
- создание комфортной развивающей образовательной среды;
- доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР);
- применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ);
-учёт специфики возрастного психофизического развития обучающихся.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года. Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, инсценировки.
Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, красочность, эстетичность, использование технических средств, мультфильмов, презентаций – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками, способствующих развитию познавательной активности, воспитанию любознательности.
В кружке занимаются девчонки и мальчишки с разными характерами, интересами и увлечениями; с разным уровнем подготовки и мотивации к получению новых знаний и навыков, но все они пришли сюда по собственному самостоятельному выбору.
Занятия проводятся один раз в неделю по группам. Каждая группа сборная из учащихся разных классов одной параллели. Занятия мне помогают проводить пятиклассники: уже не маленькие, ещё не большие, и, наверное, поэтому – очень активные! Сначала мы знакомили ребятишек с тем множеством книг, что собраны и бережно хранятся в библиотеке. Ребята выбрали понравившуюся книгу.
Рабочая программа кружка написана, но она постоянно корректируется: сегодня дети пришли в библиотеку усталые – можно почитать сказку и нарисовать её героев; в другой раз они чересчур возбуждены – и тогда мы инсценируем сказку или весёлый рассказ или играем.
Так, например, провели игры: «Встреча с героями любимых книг», «Волшебное дерево сказок», «Путешествие в Андерсенландию».
Понравилась ребятам библиографическая игра «Кто ищет, тот всегда найдет». Игра проводится по командам. Задание – найти нужную книгу; информацию в энциклопедии, в словаре, в Интернете; придумать вопрос команде соперников. Учитывается скорость, полнота и правильность ответов.
Кроме знакомства с разными книгами, писателями проводятся также практические занятия:
- «Книжкина больница» (ребята обучались подклеивать книги и делать для них обложки);
- «Сюрприз для книжки» - изготовление закладок. Вырезали, рисовали, клеили, фантазировали и закладки получились яркие, весёлые, а главное – полезные для книжек.
Ребятам нравится участвовать в конкурсах. Конкурсы чтецов воспитывают у детей интерес к художественному слову, развивают умения выразительно читать стихи и публично выступать. Важное значение при этом имеет оформление библиотеки: выставка детских рисунков и поделок, выполненных ими самими, создают атмосферу праздника.
Много разных увлекательных занятий можно придумать и провести: это изготовление книжек-самоделок; «письмо ветерану», вложенное в изготовленный собственными руками конверт  (кто-то может нарисовать рисунок). Библиотечный кружок не замыкается рамками школьной библиотеки, мы используем также ресурсы актового зала, классных кабинетов.
Так, готовые письма ветеранам в конвертах понесём к 9 мая в школьный музей – ведь именно здесь происходят встречи поколений.
А в актовом зале проходят праздники, посвящённые юбилеям писателей.
Радует когда читатели принимают самое активное участие в решении важных вопросов работы библиотеки.
Так, например, Вожегов Илья – учащийся 3 класса, прочитал новый журнал «Юный эрудит». Журнал ему очень понравился. Учащийся предложил рассказать и познакомить ребят с этим журналом. После его презентации мы решили включить этот журнал в подписку.
Одна из форм работы, используемой в реализации данной программы – проектная деятельность. Сейчас начали работу над проектом «Любимые книги». Он будет состоять из отдельных презентаций учащихся, в которых они представят свои любимые книги. Данный проект можно будет использовать на классных часах, библиотечных уроках в целях пропаганды чтения и знакомства с писателями.
К Дню матери подготовили презентацию-проект, с которой ребята выступили на классном часе для своих одноклассников. Одна группа ребят подбирала фотографии из интернета, другая подготовила стихи, а третья участвовала непосредственно в создании самой презентации.
В январе месяце реализовали проект, посвящённый Олимпиаде в Сочи. Подготовили викторину по истории Олимпийских игр (1 группа подбирала материал и составляла вопросы к викторине, другая – готовила презентацию).
Реализация программы внеурочной деятельности «Мир книг» через системно – деятельностный подход способствует самореализации, самообразованию и самовоспитанию каждого обучающегося как личности, а также формирует интерес к чтению у младших школьников.
Так, день за днём, с самого первого посещения библиотеки, с постоянного общения с книгой в непринуждённой обстановке, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель. Каким он станет, покажет время. Главное, чтобы это был не просто читатель, а грамотный гражданин, знающий и любящий историю и культуру нашего народа; умеющий правильно оценивать себя в обществе; уважать окружающих; активно действовать.