Выступление по теме«Духовно-нравственное воспитание младших школьников класса казачьей направленности во внеурочной деятельности» .
Статья по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников класса казачьей направленности во внеурочной деятельности» .
Автор: Куликова Виктория Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 61 г. Краснодар
Обучение в начальной школе принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Исходя из этого, в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах, когда нравственные представления детей, полученные в семье, оформляются в педагогическом процессе в понятия, то есть закладываются основы нравственных убеждений человека. И если ребёнка в этом возрасте не направить в нужное русло, то недостатки развития и воспитания будет трудно восполнить в последующие годы.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс формирования у школьника:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
Смысл работы педагога по нравственному становлению личности младшего школьника заключается в том, чтобы помогать ребенку продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Добровольное участие в деятельности классов казачьей направленности ,на мой взгляд является эффективной формой социализации, духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников. Такое участие позволяет детям осваивать различные социальные роли, получать опыт общественно значимого нравственного поступка.
При комплектовании нашего класса, большая часть родителей пожелали, чтобы их дети обучались именно в казачьем классе, где будут вестись факультативные курсы «Основы православной культуры» и «Традиции и быт кубанских казаков». На вопрос анкеты «Почему вы решили отдать ребенка в класс казачьей направленности?» многие родители отвечали: чтобы приучался к порядку и дисциплине, у нас в семье дедушка и папа – казаки, при изучении православной культуры плохому не научат.
Традиционные духовно-нравственные ценности казачества неразрывно связаны с православием.
Ведь «Кодекс чести казака» гласит:
«Казак! Будь благочестив и богомолен. Не забывай Отца твоего небесного, и Он не оставит тебя в трудную минуту, ободрит и поддержит, наставит на путь истинный. Не забывай Церковь Православную. Посещай и поддерживай храмы. Шесть дней посвяти трудам и себе. Седьмой – Богу. «Без бога не до порога». Если сомнение коснулось твоей души, и ты не знаешь, как поступить, поступай по обычаю своего народа и Вере предков. Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все Казачество».
Ребята понимают, что обучение в классе казачьей направленности не формальность, нужно научиться выполнять поручения, держать ответ перед товарищами за свою проделанную работу, говорить правду, поступать по справедливости.
При более глубоком изучении истории, традиций, быта казаков дети осознают свою принадлежность к определенной культурной среде, у них формируются любовь к родной земле, гордость за принадлежность к казачьему роду.
К большому сожалению, мы стали забывать свои корни, мы ничего не знаем о своих предках, не соблюдаем обычаи, не следуем традициям, а дальше? А дальше мы можем забыть – кто мы такие сами, где наш дом, где мы родились, где наша родина.
Казаки всегда славились своим мужеством, доблестью, готовностью пожертвовать собственной жизнью ради отечества.
Пробуждение патриотизма, гражданственности, духовности, происходит через приобщение ребят к народной культуре, обычаям, традициям; через исследовательскую деятельность; через песню.
К сожалению, в современном мире дети зачастую чувствуют себя незащищенными. Поэтому важно, чтобы у каждого ребенка был «внутренний стержень» – сила, которая оградит его от дурного влияния среды и необдуманных поступков.
Зачастую наши дети видят смысл жизни лишь в потреблении материальных благ и удовлетворении своих интересов. Поэтому задача педагога формировать у ребят понимание важности морали; нравственного самосознания (совести); выработать стимулы дальнейшего нравственного развития; милосердие и любовь к людям; патриотизм, гражданственность; приверженность традициям.
На сегодняшний день остро встает вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании школьников. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Но влияние семьи не только не снижается, а наоборот возрастает.
Задача каждого учителя- это привлечение родителей к совместной воспитательной работе. С 2011 года начальная школа стала работать по новым федеральным образовательным стандартам, которые предусматривают не только обновление учебного процесса, но и новые направления в воспитательном процессе. Духовно-нравственное развитие личности ребенка стало основополагающим направлением воспитательной работы.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
На построение системы сотрудничества с родителями было уделено большое внимание. Очень эффективны родительские собрания, которые проводятся вместе с детьми. Именно на таких собраниях родители вместе с детьми знакомятся с традициями школы и класса, с содержанием и методикой организации образовательного и воспитательного процесса, перспективами развития детского коллектива. Взаимодействие семьи и школы будет только тогда плодотворным, когда родители совместно с детьми принимают участие в разработке и планировании классных дел. Для этого в воспитательный процесс я включаю такие мероприятия, которые способствуют объединению родителей со своими детьми. Например, совместные праздники, театрализованные представления, тематические экскурсии, экскурсии по достопримечательностям нашего края в рамках внеурочной деятельности в начальной школе.
Задача учителя донести до родителей то, что школа всегда может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Ведь именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Очень важную роль в духовно – нравственном воспитании играет внеурочная деятельность.
По реализации духовно нравственного воспитания в начальной школе для реализации ФГОС в нашей школе разработаны следующие программы внеурочной деятельности:
«Я- гражданин»
«Маршруты родного города»
«Волшебный мир театра»
«История и культура кубанского казачества»
«ОПК»
Эти курсы внеурочной деятельности являются составной частью воспитательного процесса в школе, дает возможность воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, родному селу, гордости за боевое прошлое, а также стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества и малой Родины. Мы ежегодно проводим внеклассные мероприятия, праздники, например «Рождество Христово», «Пасха», «Покров», «Моя семья», праздники посвящённые бабушкам и дедушкам, мамам, где принимают участие ,как сами учащиеся, так и их родители. Изготавливаем своими руками наглядный материал для этих мероприятий, костюмы к сценкам, украшаем сцену, приглашаем гостей.
При проведении занятий используются следующие формы:
- беседы с родителями и детьми,
- книжные выставки,
- практические занятия,
- наблюдения за поведением сверстников,
- посещение храма.
В нашей школе успешно используется технология проектной деятельности, предусматривающая умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Проекты предполагают совместную работу обучающихся и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи. В проектной деятельности у обучающихся систематизируются нравственные знания, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения. Несколько слов о тех проектах, над которыми я и мои ребята работали «Край наш Кубанский- родная земля»,«Моя родословная», «Герб моей семьи», «Памятники земли Кубанской» с точки зрения нравственного воспитания. Предварительно на первом родительском собрании я рассказала родителям об этом новом виде деятельности для первоклассников- проектной деятельности, какую помощь могут оказать родители детям при работе над проектами. Каждая тема обсуждается с ребятами, намечаются цели, заполняется таблица личного участия. Самым интересным пунктом работы над проектом для детей стала защита своих проектов. С интересом, непринужденно ребята рассказывали о своей ,показывали фотографии, рисунки, поделки.
Интересным проектом стало создание семейного древа. Во многих семьях до этого периода времени даже не поднимались разговоры о предках и их жизни. Родители и сами открывали для себя много интересного из семейных архивов своих предков. Такая работа дала возможность сближения разных поколений, возможность лучше понять друг друга и просто лишний раз пообщаться в кругу семьи.
Уже несколько лет ребята нашей школы создают «Книгу мужества».Сюда входит материал ребят о своих героических родственниках. Сейчас в ней более 80 фамилий.
С гордостью ребята рассказывали о своих дедах, прадедах, о их героических подвигах. Мы стараемся организовывать встречи с ветеранами, участниками войны, а также концерты, подготовленные силами учеников. Посетив экскурсию «Цветы у обелисков», ребята познакомились с памятными местами города, побывали в музее военной техники. Ребята участвуют в митингах, проводимых на территории местного памятника «Памяти погибших солдат», участвующих в освобождении хутора, ухаживают за ним, возлагают цветы.
Ребята на занятиях активно работают по формированию речевых навыков, умению общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
Так как у нас казачий класс, то большая часть времени отводится знакомству с народным творчеством, традициями и обычаями страны, края. Ребята с большим удовольствием становятся участниками инсценировок народных праздников, концертов кубанской народной песни. В конце первого класса был проведён большой концерт, где ребята показали все свои таланты ( пели песни, плясали, читали стихи, участвовали в инсценировках). Данное мероприятие так понравилось и детям и родителям, что было решено окончание каждого учебного года проводить подобным образом.
Подготовительным этапом является подготовка костюмов, декораций, в создании которых участвуют не только сами ребята, но и родители .
Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
В течение учебного года были запланированы и проведены экскурсии: «Купола над городом», « Цветы у обелисков» экскурсия в местный храм Георгия Победоносца, где с большим интересом ребята слушали рассказ отца Дмитрия об истории церкви, иконах, праздниках. На Пасху группа ребят вместе с родителями посетили Екатерининский собор, итогом которой будет творческий проект «Пасха в моей семье».В пасхальную неделю, уже по традиции, ребятам было разрешено бить в колокола.
Внеурочная деятельность по направлениям, освещенным выше, вносит большой вклад в формирование духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией.
В нравственном воспитании младших школьников очень важен личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если отношения между учителем и учениками строятся на душевности, отзывчивости, заботливости, такими же будут отношения учеников между собой.
В своей работе я стараюсь создать условия для развития духовности учащихся, основываясь на общечеловеческие ценности.
Мне очень хочется, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества и любви, чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья. Поэтому стараюсь наполнять процесс обучения материалом патриотической и духовно-нравственной направленности. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
В заключение, мне хотелось бы пожелать:
не стесняйтесь проявлять свою любовь к детям, открыто откликайтесь на проявление ответной любви, будьте сердечны в общении.
Пусть жизнь ваша будет спокойной и размеренной, а на вашем пути встречаются добрые, отзывчивые и чуткие люди.
Литература
Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей - М., ТЕИС, 2007.
Настольная книга классного руководителя. Справочно-методическое пособие. - М., Астрель, 2003 - 574с.
Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие. / В.Г. Рындак - М., БЕК, 2006.
Интернет - ресурсы
Используемые источники:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2008.
3. Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя. М., 2006.