Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской Глюк
МБОУ «Пычасская СОШ»
Учитель: Прозорова А.А.
Урок литература
Класс: 8 б
Тема: Рассказ Л.Петрушевской «Глюк» как зеркало социальных и нравственных проблем нашего общества
Цель для учителя: способствовать через анализ произведения понять идею произведения, авторский замысел и распространить ценностные ориентиры на конкретную деятельность
Цели для учащихся:
предметные:
определение темы, идеи литературного произведения;
определение связи литературного произведения с жизнью;
работа с теоретическим литературоведческим материалом (сюжет, элементы композиции, приемы создания художественного образа, художественный мир)
познавательные:
поиск информации в дополнительных источниках; поиск и выделение необходимой информации в тексте;
структурирование информации в виде таблицы.
осмысленное чтение текста;
выполнение логической операции: анализ, умозаключение под руководством учителя;
регулятивные:
самостоятельное формулирование учебной проблемы и удерживание учебных задач;
планирование собственной деятельности; определение источников информации под руководством учителя;
поиск решения учебной проблемы
коммуникативные:
эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации, обмен знаниями между членами группы;
адекватное использование речевых средств; в процессе решения проблемы
личностные:
проявление устойчивого интерес к поиску решения проблемы
формирование культуры диалога, принятие разных точек зрения на решаемую проблему, критическое осмысливание информации.
формирование нравственных ценностей, положительных личностных качеств
Оборудование: текст произведения, раздаточный материал, компьютер, проектор
Форма урока: проблемно – диалогический урок
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап.
1. Слово учителя. Беседа по первому впечатлению
Сегодняшний урок я назвала так: «Рассказ Л.Петрушевской «Глюк» как зеркало социальных и нравственных проблем молодежи»».
Эпиграф:
Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в черную долину.
А.Ахматова
(Слайд 1)
- Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я выбрала эти строки А.Ахматовой?
-Все вы прочитали произведение дома, подумали над ним, хотелось бы услышать ваши впечатления от рассказа.
(Чтение высказываний о рассказе)
-Рассказ не оставил никого равнодушным. Почему? ( Это зеркало нашей жизни)
- Какие вопросы возникли у вас после прочтения рассказа?
(формулирование вопросов)
Предполагаемые вопросы:
-Почему рассказ называется Глюк?
-Почему Таня все-таки спасла одноклассников?
-Почему Таня не стала счастливее?
-Какие проблемы поднимает автор?...
Проблемный вопрос: Почему Таня несчастлива? .Какова идея рассказа?
-Как бы вы сформулировали задачи нашего урока?
ответить на поставленные вопросы;
выявить проблемы рассказа,
определить, как решает эти проблемы автор
II. Ориентировочный этап.
- Как мы с вами ответим на эти вопросы?
(Через анализ произведения)
- Что предполагает анализ произведения?
III. Поисково – исследовательский этап.
1. Знакомство с творчеством Л.Петрушевской
(презентация ученика)
2 Актуализация знаний.
Сегодня мы начнем знакомство с творчеством Л.Петрушевской. Перед тем как мы перейдем к анализу текста, предлагаю ответить на следующие вопросы:
-Что создает писатель, когда пишет художественное произведение?
(Худ. мир) (Слайд 2)
-Какие виды худ. мира вы знаете?
(Мифологический, сказочный, жизнеподобный, фантастический, комический, трагический, смешанный, исторический)
-Приведите примеры произведений, где автор создает исторический худ. мир.
(«Полтава» А.С.Пушкина, )
-Как бы вы определили худ. мир рассказа «Глюк»?
(Смешанный: жизнеподобный+фантастический)
-Почему автор использует смешение жизненных реалий и фантастических картин?
(Жизнь как абсурд)
3.Анализ произведения.
1) Вспомните, какие элементы сюжетной композиции вы знаете? (Слайд 3)
(Экспозиция, завязка, )
-Выделите композиционные части рассказа «Глюк».
Экспозиция – Таня как всегда лежала на диване и читала красивый журнал
- Какое ключевое выражение в этом предложении?
Завязка – в комнату вошел Глюк
Кульминация – «Это было как страшный сон»
Развязка – «Ничего не кончилось. Но все были живы»
- Как события расположены в сюжетном плане рассказа? Почему?
(Последовательно друг за другом. Автор таким образом усиливает трагизм ситуации: Таня все дальше и дальше погружается в трясину). Этот прием называется ГРАДАЦИЯ
2) Система образов.
а) Глюк (Слайд4)
-Какие ассоциации возникают у вас со словом «глюк»
(Слайд)
Глюк – композитор, das Gluck – (нем) – счастье.
-Каким предстает образ Глюка в рассказе Л.Петрушевской?
(Красивый, всемогущий, как киноартист)
-Видимо, какие-то параллели тут можно провести. Все мечтают быть именно таким. Он приносит счастье.
-Каким он вам показался- хорошим или плохим?
Перекрестная таблица (Раздаточный материал)
1группа-Глюк хороший (аргументы)
2 группа Глюк плохой (аргументы)
-Итак, какова роль Глюка в сюжетной организации произведения?
(Глюк ставит Таню перед выбором)
-Подталкивает он Таню на определенный шаг? За кем выбор?
-Можно ли обвинить Глюка в том, что Таня оказалась в такой ситуации?
б) Таня
- Что вы узнали о ней?
-Какие приемы создания образа использовал автор? (Слайд 5)
1гр. Портретная характеристика
2гр. Речевая характеристика, внутренний монолог
3гр. Поступки, действия
4гр. Художественные детали
-Какой образ предстает перед нами, исходя их этой характеристики?
(Ограниченная, плохо учится, неряшливая, ходит по рынку)
Анализ сцены 1-е появление Глюка
-Можно ли было предположить, что именно такие желания загадает Таня? Почему?
-Стала ли Таня счастливее? Что ей мешает быть счастливой? (не знает языка, она одна, не привыкла планировать)
-Как описание природы помогает выразить настроение девочки? (Ночь, тьма, холодный ветер)
Автор пишет: «Таня чувствовала, что стала гораздо умней, чем была утром»
-Как вы думаете, соответствует это действительности?
Анализ сцены 2 встреча с Глюком
- Что на этот раз пожелала Таня? (Чтобы всегда мои желания исполнялись)
Глюк ставит условие: нельзя никого спасать.
-Как на это отреагировала Таня?
-Почему Таню все время сопровождает запах гнили, отвратительная вонь? худ.деталь
(Она на краю преисподней, душа умирает)
в) Одноклассники
-Почему Тане понадобились одноклассники?
(Чтобы все видели, какая она – лучше всех)
- Прочитайте эпитеты и другие средства, которые использует автор для описания одноклассников Тани.
(заплетающийся язык, с лукавым видом, все валялись по углам, злым взглядом, закатились глаза)
-Могла ли Таня предвидеть последствия ?
-Почему она старалась всем угодить?
(Чтобы все её любили)
-Полюбили одноклассники Таню?
(Над ней хохотали, затем стали откровенно издеваться)
Анализ кульминационной сцены
-Что вам это напоминает? ((Бал нечистого духа, это мертвецы, это преисподняя, ад)
-Таня шла прямо в раскрытый рот огромного , как заходящее солнце, лица Глюка, - пишет автор
-Какие метаморфозы происходят с Глюком?
(Он из красавца-волшебника превращается в чудовище)
Анализ развязки
- Таня спасает своих одноклассников. Почему?
( Не совсем потеряна)
Финал произведения – это уже реальная жизнь. «Ничего не кончилось. Но все были живы.»
-Как вы интерпретировали бы финал рассказа.
(работа в группах) – искушения подстерегают на каждом шагу.
4. Обобщающие вопросы для обсуждения
1. Итак , как вы поняли сущность Глюка? (работа в группах)
(Темная сила, искуситель, пожиратель душ, наркотики, спайсы )
-Может ли Глюк принести счастье человеку?
-А возможна ли жизнь без искушений?
-Почему именно Таня оказалась в такой ситуации?
- Как бы вы охарактеризовали потребности Тани?
(Материальные потребности никак не подкреплены духовными потребностями)
-А если для удовлетворения материальных потребностей нужно будет предать, переступить моральные законы?
-Давайте сравним ваши желания и желания Тани. Чем они отличаются?
(Сравнение желаний детей и Тани по результатам тестирования «Шаг назад»)
Вывод: в основе всех желаний труд- труд физический, умственный, главное – духовный
-Показывает автор душевный мир героини? Кого она любит? К кому по – настоящему привязана? Родители?
2. Какие проблемы поднимает автор в рассказе? Какова его позиция?
Проблема занятости молодежи
Проблема добра и зла
Проблема бездуховности
Проблема наркомании, алкоголизма
Проблема отцов и детей
Проблема истинных и ложных ценностей
Проблема отсутствия духовных потребностей у детей
-Актуальны ли эти проблемы для современной молодежи?
IV.Рефлексивно-оценочный этап
1. Вернемся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока.
-Нашли ответ на поставленные вопросы?
2.Как связан эпиграф к уроку с темой нашего рассказа?
3. Работа в группах: (Слайд 6)
1гр. Советы Тане и всем молодым людям
2гр.Уроки, которые преподала Л.Петрушевская рассказом Глюк
3 гр. Обращение к взрослым
4гр. Кому я советую прочитать рассказ
4. Стихотворение О.Леонтьевой
V. Оценка урока. Самооценка и взаимооценка работы в группе
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Прозорова Антонида Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Имеющаяся категория: первая
Образовательное учреждение: МБОУ «Пычасская средняя общеобразовательная школа» Можгинского района УР
Предмет: литература УМК: Литература 8 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010.
Тема урока: Рассказ Людмилы Петрушевской «Глюк» как зеркало социальных и нравственных проблем нашего общества
Тип урока: проблемно – диалоговый урок
Оборудование: текст произведения, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Учащиеся владеют
регулятивными УУД:
- формулирование вопросов по теме на основе опорных слов (3 уровень)
- определение цели и задачи учебной деятельности совместно с учителем (2 уровень)
познавательными УУД:
- выделение информации, необходимой для решения проблемы (2 уровень)
- структурирование информации , включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий (2 уровень)
- владение основами рефлексивного чтения (2 уровень)
- осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов Интернета
коммуникативными УУД:
- выражение своей позиции партнера (2 уровень)
- потребность задавать вопросы (2 уровень)
- эффективное сотрудничество (2 уровень)
личностными УУД:
- определение границ собственного знания и «незнания» (2 уровень)
- ориентация на выполнение моральных норм (2 уровень)
У учащихся недостаточно сформированы
Познавательные УУД
- структурировать самостоятельно информацию в виде схем, таблиц, использовать знако-символические средства
- устанавливать самостоятельно аналогии, подводить под понятия
-давать определение понятиям
Коммуникативные УУД
-в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей
- брать на себя инициативу в организации совместного действия
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижений результатов обучения
Предметные
Определение темы, идеи литературного произведения.
Определение связи литературного произведения с жизнью.
Работа с теоретическим литературоведческим материалом (сюжет, элементы композиции, приемы создания художественного образа, художественный мир)
2 уровень – понимание, адекватное употребление в диалогической речи
3 уровень - умение самостоятельно устанавливать связи между реальным и художественным миром
2 уровень – осмысленное оперирование литературоведческими терминами
Метапредметные
Познавательные
Поиск информации в дополнительных источниках; поиск и выделение необходимой информации в тексте.
Структурирование информации в виде таблицы.
Осмысленное чтение текста.
Выполнение логической операции: анализ, умозаключение под руководством учителя.
2 уровень – самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и контроля
2 уровень – совместные ( групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся
2 уровень – самостоятельное выполнение действий
2 уровень – совместные действия учащихся
Регулятивные
Самостоятельное формулирование и удерживание учебных задач.
Планирование собственной деятельности; определение источников информации под руководством учителя.
2 уровень – совместное с учителем действие
2 уровень - совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации
Коммуникативные
Эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации, обмен знаниями между членами группы.
Адекватное использование речевых средств
2 уровень – совместные (групповые) действия
2 уровень – самостоятельный выбор
Личностные
Проявление устойчивый интерес к поиску решения проблемы
Формирование культуры диалога, принятие разных точек зрения на решаемую проблему, критическое осмысливание информации.
Формирование нравственных качеств
2 уровень – устойчивый познавательный интерес
3 уровень – осознанный выбор позиции в проблемных ситуациях
Конспект урока
Этап урока, время этапа
Методы, приёмы обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность ученика
Формируемые УУД и предметные действия
Мотивационно-целевой
Сообщение темы с мотивирующим приёмом:- «актуальность» проблемы.
Формулирование проблемных вопросов
Создание проблемной ситуации. Целеполагание
Фронтальная
Работа в группах
ученик-ученик
Фронтальная
Вопросы по первым впечатлениям от рассказа
Организует работу в группах
Подводит к проблемной ситуации
Реализация опережающего задания
Составить 2 вопроса к автору рассказа
Вопрос:
«Есть ощущение счастья? Чего не хватает Тане?»
Развернутое высказывание по
Составление вопросов
Обнаруживают проблему.
Формулируют тему, цель урока
Познавательные: формировать интерес к изучаемому материалу.
Регулятивные: определять цели учебной деятельности
Коммуникативные: высказывать своё мнение; участвовать в работе в группе, коллективном обсуждении проблемы
Личностные: осознавать неполноту знаний и проявлять интерес к новому
Ориентировочный
Подводящий диалог
Фронтальная
Задаёт вопросы о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы
Вопрос:
- Что мы должны знать, чтобы решить проблему?
Предлагают известные им источники информации и методы поиска её
Регулятивные:
Планировать, т.е. составлять план действий с учётом конечного результата
Поисково-исследователь -ский.
1. Слово о писателе
2. Актуализация знаний
3.Анализ произведения
Эвристическая беседа, демонстрация слайда
Фронтальная
Предлагает вопросы:
Ответить на вопросы:
-Что создает писатель, когда пишет художественное произведение?
-Какие виды художественного мира вы знаете?
Отвечают на вопросы
Предметные: пользоваться имеющимися знаниями для усвоения новых.
Регулятивные: выявление недочётов в имеющихся знаниях, давать оценку своей деятельности
Коммуникативные: участвовать в диалоге, уметь слушать других, сотрудничать
Познавательные: объяснять литературоведческие понятия.
Презентация
Индивидуальная
Фронтальная
Управляет деятельностью учащихся
1 ученик демонстрирует созданную самостоятельно презентацию, остальные- фиксирую необходимую информацию в тетради
Презентация;
работа в тетрадях
Беседа, демонстрация слайда
Фронтальная работа
Организует беседу
Вопросы:
-Какие элементы сюжетной композиции вы знаете?
-Как события расположены в сюжетном плане рассказа? Почему?
Отвечают на вопросы
Работа над системой образов произведения.
Аналитическая беседапо образу Глюка.
Перекрестная таблица
Аналитическая беседа по образу Тани.
Анализ эпизодов рассказа
Анализ кульминационной сцены «Одноклассники у Тани»
Фронтальная
Групповая: ученик-ученик
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Организует беседу, задает наводящие вопросы, дополняет ответы учащихся
Организует аналитическую беседу, предлагает групповую работу; демонстрирует слайд
Продолжает работу по организации беседы
Вопросы:
-Какие ассоциации вызывает у
вас это слово?
-Какова его роль в сюжетной организации рассказа?
Перекрестная таблица- работа в группах
Вопрос:
-Какие приемы создания образа использует автор?
-какие желания загадывает Таня?
Анализ эпизодов:
1-я встреча с Глюком, 2-я встреча с Глюком
Повторное чтение кульминационных сцен
Поддерживают диалог, заполняют таблицу;
работают с текстом, находят необходимую информацию
Работают в группах:
1гр. речевая характеристика, внутренний монолог
2гр портретная характеристика
3гр.художественные детали
4 гр. поступки, действия Составляют схему деградации Тани
Дают оценку поведению учащихся
Обобщающая беседа
Фронтальная
Предлагает вопросы для обсуждения
Вопросы:
-Почему Таня оказалась в такой ситуации?
-Кто виноват?
Дают оценку поведению Тани
Тест «Шаг назад»
демонстрирует результаты теста «Шаг назад»
Сравнение потребностей Тани и запросов учащихся класса
Рефлексивно- оценочный этап
Эвристическая беседа
Групповая работа
Оценка работы в группе
Фронтальная
Взаимооценка
Предлагает вопросы на размышление
Предлагает оценить работу в группе
1.Ответы на поставленные в начале урока вопросы
2. Работа с эпиграфом
3.1гр. Советы Тане и всем молодым людям
2 гр. Уроки, которые преподнесла Л.Петрушевская
3гр.Обращение к взрослым
4 гр. Кому я советую прочитать рассказ
Взаимооценка по кругу
Самостоятельно отвечают на поставленные в начале урока вопросы;
работают в группе
Оценивают работу членов группы
Предметные: применять
Регулятивные: выполнять самопроверку и давать оценку своей деятельности
Коммуникативные: участвовать в диалоге, уметь сотрудничать, устанавливать рабочие взаимоотношения, способствовать продуктивной кооперации
Личностные: формирование устойчивой мотивации к усвоению нового знания
Личностные: самооценка
Домашняя работа
Творческая работа
Фронтальная
Объясняет домашнее задание
Написать продолжение рассказа
Записывают домашнее задание
Проект самоанализа урока (занятия)
Аттестуемый педагог прозорова Антонида Алексеевна
Полное название образовательного учреждения МБОУ «Пычасская общеобразовательная школа» Можгинского района УР
Предмет_литература Класс 8б УМК__________________________________________
Тема урока____________________________________________________________________________________________________
Планируемые результаты: Предметные результаты________________________________________________________________
Метапредметные результаты_____________________________________________________________________________________
Личностные результаты_________________________________________________________________________________________
Этапы урока
Уровень достижения планируемого результата
Возможные риски
Коррекционная работа
организационный момент
опрос учащихся по заданному на дом материалу
объяснение нового материала
закрепление учебного материала
задание на дом
Заголовок 315