Выступление на городском семинаре завучей, на открытом заседании МО учителей музыки и ИЗО
План проведения открытого заседания методического объединения учителей музыкально-эстетического цикла 27 ноября 2015 года
1. Методические условия реализации ФГОС общего образования в предметной отрасли «Искусство». ( Волкова Л.И. учитель музыки, председатель МО )
2.Деятельность учителей на уроке музыки и
изобразительного искусства в условиях внедрения ФГОС ООО. (Волкова Л.И.- учитель музыки, Савка Т.Е. - учитель изобразительного искусства, Камышанская С.В. - педагог дополнительного образования.)
3. Работа изостудии «Аист» по введению ФГОС ООО в систему дополнительного образования Мастер- класс по изготовлению куклы. ( Кузнецова М.А. –педагог дополнительного образования )
Приветствуем ВАС на открытом заседании школьного методического объединения учителей искусства!
Приглашаем к разговору о самом главном в преподавании, об условиях реализации ФГОС общего образования в предметной отрасли «Искусство».
Успешность открытого МО зависит от каждого их нас, поэтому активно включайтесь в работу, высказывайте мнения, делитесь опытом.
Цель заседания МО: Рассмотреть основные требования ФГОС ООО к преподаванию предметов музыки и изобразительного искусства. Провести самоанализ деятельности учителей, определить уровень готовности учителей МО к введению ФГОС ООО. Совершенствовать творческий потенциал педагогов.
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи.
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.
Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает уча-щимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает уча-щимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Учитель в ходе вы-полнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её ре-зультатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897.
ФГОС - это требования реализации основной образовательной программы основного общего образования .
В новом Стандарте сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
инициирует действия учащихся
консультирует и корректирует их действия
находит способы включения в работу каждого ученика
создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Изучение предметной области «Искусство» в соответствии с требованиями ФГОС должно обеспечить:
Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления учащихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой;
развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Музыка
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.
Изобразительное искусство
Изучение изобразительного искусства направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие художественного типа мышления. Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся.
Искусство
Сформированные ранее навыки активного диалога с искусством становятся основой процесса обобщения , и в рамках учебного курса происходит переосмысление итогов изучения мировой художественной культуры. Таким образом, содержание изучения курса «Искусство» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход:
организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Чему должен научиться ребенок?
Овладеть универсальными учебными действиями – УУД.
Универсальные учебные действия – это целостная система взаимосвязанных и взаимообусловленных видов деятельности
Виды универсальных учебных действий:
1. Личностные 2. Регулятивные 3. Познавательные 4. Коммуникативные
Формирование УУД и раньше проходило через уроки музыки и изобразительного искусства. На протяжении многих лет мы работали по эксперименту интегрированного курса «Искусство». На уроках использовались новые инновационные технологии обучения (интегративные, игровые, интерактивные, сюжетно-ролевые, ИКТ, фасилитативные, и др.) У учащихся развивали ключевые, общеучебные компетенции. С внедрением нового ФГОС перед нами стоит задача освоения новой терминологии и нового подхода к проведению уроков музыки , изобразительного искусства и в системе дополнительного образования.
Наше МО неоднократно проводило открытые заседания по темам: «Внедрение ИКТ в преподавание интегрированного курса Искусство», «Художественно- педагогические технологии на уроках музыкального и изобразительного искусства в свете обновления содержания художественно-эстетического образования», «Использование методов художественной дидактики в преподавании музыкального и изобразительного искусства».
На уроках мы давали учащимся различные творческие задания, развивающие творческое мышление, общекультурные компетенции.
Система творческих заданий интегративного типа
Графически изобразить мелодический рисунок, передать линиями характер движения мелодии, ее направление, подобрать к мелодии линии-образы.
Подобрать цвета, соответствующие музыкальным тембрам, образам, настроению.
Отобразить музыкальные ритмы или формы в орнаментальных композициях.
Создать музыкальные образы-интонации, ритмы, которые бы характеризовали героев сказки, персонажей сюжетной картины или портрета.
Личностные УУД. Личностные УУД (действия смыслообразования, нравственно-этической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).Задания:
1.Как вы думаете, о чем поет детям жаворонок в своей песне?
2. Как вы думаете, как будет меняться настроение Маши, после прослушивания этой пьесы Кабалевского, если на урок она пришла в плохом настроении?
Регулятивные УУД. Задания
Регулятивные УУД (действия целеполагания, планирования, прогнозирования, организации, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции).
Представьте, что вы композитор. Спланируйте, как бы вы сочинили мелодию птичьего пения - с чего бы вы начали, чем продолжили?
Познавательные УУД
Познавательные УУД (действия общеучебные, связанные с поиском информации, ее моделированием, структурированием, а также действия логические и действия постановки и решения проблем).
1. Представьте, что у вас есть друг в Болгарии. Под болгарскую народную песню «Баба Марта» он послал вам изобразительный репортаж о празднике весны в Болгарии. Посмотрите и расскажите , что именно хотел рассказать о своей стране ваш знакомый?
2. Вспомните особенности японской народной культуры, выстройте аудио фрагменты в нужном порядке.
А. Сямисэн
В. Кабуки С. Манеки- Неко
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, планирование и реализация сотрудничества, управление поведением партнеров, разрешение конфликтов).
1. Работа в группах. Возьмите интервью у одноклассников по теме «Гжель в современном искусстве» . Как бы вы применили стиль художественной росписи «гжель» для украшения новогодней ёлки? Представьте эскиз рисунка ёлки на следующем уроке.
Ожидаемые результаты
В результате работы над предложенными заданиями на уроках музыки и изобразительного искусства у учащихся будут формироваться универсальные учебные действия:
1.Спрогнозируют композиторский план сочинения;
2.Найдут необходимые эскизы для рисунков и применят их для решения поставленных задач,
3.Проконтролируют и оценят свою работу в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.
Все универсальные учебные действия являются компонентами учебно-познавательной деятельности учащихся, реализуемой ими на уроке под руководством учителя.
Дидактически правильно построенный урок является главным инструментом педагога в реализации требований нового ФГОС.
В условиях введения в практику работы школы ФГОС учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание предметов искусства, возможность достижения планируемых результатов освоения ФГОС ООО. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечивает реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС, и позволяет существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА \s
Характеристика этапов урока
Этап урока Результат Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
I. Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности Создание эмоционального настроя
Самооценка готовности к уроку 1.1 Учитель музыки (УМ ):
- -- В Вход под музыку (песни «Золотая ярмарка»)
На экран: Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой настрой на урок, мотивирует их к уроку. Проверяет готовнос готовность детей к уроку.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Воспринимают на слух, показывают необходимые учебные принадлежности, контролируют готовность к уроку
Самооценка готовности к уроку. Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
II. Объявление темы урока.
Актуализация знаний.
Сообщение целей и задач
III.Открытие нового знания и первичное закрепление.
Создание условий для решения учебной задачи Просмотр мультимедийной презентации по теме, рассматривание игрушек.
Дидактическая игра «Узнай игрушку»
Учитель подводит учащихся к осознанию темы.
-Здравствуйте, ребята !
Постановка проблемы.
2.1 Учитель музыки (УМ ) :
На экране иллюстрация картины Нагорнова Владислава Анатольевича «Ярмарка» Учитель просит выдвинуть предположение о том , что изображено на картине ?
-Поиск решения . Ответы детей.
2.1 Учитель музыки (УМ ) :
- -- В -Сегодня мы проведем с вами урок-путешествие.
Итак, м Мы с вами отправляемся на ярмарку.
-Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка?
(как Как Как вы представляете себе ярмарку ?
(Ответы Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки бочки дл для засолки, мед , игрушки и т.д. На Руси ярмарки гопровод проводили в разное время года.
Каждый Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупате покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайт покупай, яблочки!»
Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу попрошу вас выполнить следующее задание:
1 коман1 команда - вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики.. Подумайте, как вы будете зазывать покупате- покулей лей. (На столе у ребят л лежит ожерелье из сушек)
2 коман 2 команда - вы продаете предметы народного быта промысл (На столе у ребят – кухонные доски, посуда).
3 коман 3 команда - вы продаете рубахи , полотенца, украшенные русской народной вышивкой. (На столе – вышитые полотенца).
Каждый Каждый из вас продавец. По моей команде каждый, не сговарив сговариваясь, начнет расхваливать свой товар. И, начали! ( вот ва ( мои подсказки: покупаем маковые сушки, бубублики. Самые вкусные только у нас!, доски кухонные , посуда посуда р расписная, подходите, покупайте!, вышитые рубахи , рубахи , полотенца, покупай, не скупись!»)
Нет, если Нет, если вы будете очень тихо расхваливать свой товар, то товар, то к вам никто никогда не подойдет. (Повторяем задание е все вместе).
Стоп. Сп Спасибо, ребята.
Теперь нам, я думаю понятно, что происходило на ярмарке.
Учитель ИЗО:
-- Сегодня на уроке мы совершим с вами увлекательное путешествие в потешные ряды ярмарки, к мастерам народной игрушки, узнаем её особенности, научимся её разукрашивать.
- На уроке у нас будут искусствоведы и народные мастера артелей художественных промыслов. Искусствоведам будет предложена таблица с классификацией народных промыслов. Вам нужно написать отличительные черты каждого промысла народной игрушки.
Приложение №1
Народные промыслы.
Название промысла Отличительные признаки в росписи Каргапольская игрушка
Филимоновская игрушка
Дымковская игрушка
- А народным мастерам- игрушечникам я предлагаю взять заготовку, и поставить её возле названия промысла, к которому она относится.
- Скажите, какие знания вы использовали, чтобы выполнить это задание?
( ответы детей: -знания особенностей формы игрушек каждого промысла )
Охарактеризуйте особенности формы каждого из видов народной игрушки.
Ответы детей:( Филимоновская – вытянутая, изящная. Фигурки статные, длинноногие.
Каргопольская – формы неуклюжие, тяжеловатые. Фигурки большеголовые, с короткими руками и ногами.
Дымковская-отличается мягкой плавностью и округлостью, большим количеством деталей (оборок, косичек, жгутиков).
Учитель ИЗО:- Вы уже знаете, что есть различие и в росписи игрушек разных промыслов. Чтобы расписать игрушку в соответствии с выбранным вами промыслом, каждой группе народных мастеров, надо собрать образец элементов росписи из отдельных пазлов.
(Дети собирают пазлы с элементами росписи народных промыслов )
Посмотрите небольшой фрагмент росписи народной игрушки, который вам поможет в работе.
-Искусствоведы, посмотрите по выбранным вами признакам, соответствуют ли росписи игрушек народных мастеров определенным народным промыслам?
(ответ искусствоведов )
Воспринимают на слух вопросы, отвечают на вопросы учителя. Внимательно рассматривают, делают выводы. Формулируют тему урока, доказывают, аргументируют её важность.
Слушают учителя, отвечают на вопросы Личностные: имеют положительное отношение к занятиям, сориентированными на проявление интереса к культурному наследию.
Познавательные:
Умеют выделять существенную информацию из названия картины, выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
Коммуникативные: умеют слушать учителя, отвечают на вопросы, делают выводы
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата
Коммуникативные: описывают объект
Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о народной игрушке
Личностные: соблюдают нормы и правила поведения
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата
Коммуникативные: понимают смысл задания учителя, умеют формулировать ответы на вопросы
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ своих одноклассников
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения,
удерживают цель деятельности до получения ее результата; выстраивают последовательность выполнения работы
IV.Творческая практическая деятельность Применение новых знаний
-Сейчас вы приступите к работе. Подготовьте рабочие места, проверьте, где у вас стоит баночка с водой, краски. Приступайте к работе.
Анализируют информацию, рассматривают игрушки, выполняют задание Личностные: соблюдают нормы и правила поведения
Регулятивные:
развитие умения работать самосто-ятельно,
удерживают цель деятельности до получения ее результата; выстраивают последовательность выполнения работы
Коммуникативные: понимают смысл задания учителя, умеют формулировать ответы на вопросы
V. Физминутка
VI. Итоги урока. Рефлексия Выставка и презентация работ учащихся Ребята, а теперь ваши глазки устали, давайте отдохнем.
Отдохнули, а сейчас продолжим работу.
В процессе просмотра, выполненных работ организуется обсуждение, оценивание. Учащиеся комментируют качество выполненных работ Выполняют оздоровительную физминутку для глаз
Рассматривают работы одноклассников, оценивают, комментируют
Личностные: соблюдают нормы и правила поведения
Регулятивные: выстраивают последовательность выполнения упражнений.
Коммуникативные: понимают смысл задания учителя, умеют формулировать ответы на вопросы
Коммуникативные: понимают смысл задания учителя, умеют формулировать ответы на вопросы
VII. Уборка рабочих мест Учащиеся приводят рабочее место в порядок Регулятивные: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончанию работы
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:-учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата;-используются эффективные методы работы с информацией;-организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;-обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Вывод
В ходе изучения основных требований ФГОС ООО к преподаванию предметов музыки и изобразительного искусства, мы можем сделать вывод о том, что к современным детям нужен иной подход, нежели к детям 20 века, а соответственно и в процессе обучения учителям необходимо использование новых форм и методов работы. Таким образом, структура современного урока, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту ООО позволяет достичь необходимого уровня в процессе обучения, и существенно повысить его качество.
Проект решения:
Открытого заседания МО учителей музыкально-эстетического цикла от 27.11.2015 г.
Учителям МО: 1.1. Продолжить изучение основных разделов ФГОС ООО (приказ МОН РФ №1897 от 17 декабря 2010 г.) ( Срок : в течение учебного года) 1.2.Принять участие в общешкольных педагогических чтениях по вопросам введения ФГОС ООО. 1.3 .Осуществлять разработку поурочных планов согласно требованиям (технологическая карта, УУД, обязательные результаты) 1.4. Провести открытые уроки ИЗО, музыки в рамках недели МО учителей музыки и ИЗО 1.5. Изучить классификацию УУД. (Отв: все учителя МО. Срок: в течение учебного года) 1.6. Для привития интереса к музыкальным занятиям и занятиям по изобразительному искусству, лепке провести день открытых дверей для учащихся и родителей в изостудии «Аист» и музыкальной студии «Колокольчик», в январе 2016 года, организовать выставку детских творческих работ и поделок. (Отв: преподаватели музыкальной студии «Колокольчик» и изостудии «Аист». Срок: январь 2016 года)