Урок самопознания в 5 классе Мир семьи
Урок самопознания в 5 классе
Разработал: учитель начальных классов с/ш № 8 Гладких И. Н.
Тема: Мир семьи.
Цель урока: Образовательная: ознакомление учащихся с определением «семья». Развивающая: способствовать формированию у учащихся чувства любви к близким и родным людям, к семье, стремление оказывать им помощь. Воспитательная: пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью. Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, работа с книгой. Ход урока 1. Круг радости Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Дети по очереди говорят следующие фразы: «Я желаю себе быть вдумчивым на уроке, а всем друзьям желаю хорошего урока!» . 2. Поговорим Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке, нам поможет стихотворение У меня есть мама У меня есть папа У меня есть бабушка У меня есть дедушка А у них есть я! Вот и вся моя … (семья) дети должны продолжить Сегодня мы поговорим о родном доме, родных людях, семье. ¨А что такое родной дом? Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей). Действительно, ребята, дом-это очаг. Это начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. Многие люди вспоминают о нем с любовью и нежностью, вспоминают о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить, любить Родину и все, что их окружает. 3. Работа над пословицей Народная мудрость гласит: Не нужен клад, когда в семье лад. — Как вы понимаете её? 4.Работа над стихотворением
Давайте послушаем сейчас стихотворение о доме, семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так хорошо чувствует себя герой этого стихотворения? Какой хороший вечер! Как хорошо быть вместе! С газетой папа дремлет, Готовит мама ужин. Под крышкой пар в кастрюле Насвистывает песню, А мотылек прозрачный Под яркой лампой кружит. С ним в этот плавный танец И потолок пустился, И музыки не слышно- И это очень страшно. Что с потолком случилось? Так низко он спустился, Что, кажется, сейчас я Рукой его достану. Глаза мои закрылись….. Раскрыть бы их пошире, Глядеть бы удивленно, Да открывать мне лень их. Весь мир исчез. Лишь мама Посередине мира И я, уже уснувший, У мамы на коленях. О какой ценности говорится в этом стихотворении? Почему так хорошо герою этого произведения? (Ответы детей). Вспомните вы, ребята, когда вам бывает хорошо в семье? (Ответы детей). Правильно, вам бывает хорошо, когда вся семья вместе, в сборе. А теперь давайте ответим на вопрос что такое «семья»? (Ответы детей) Обобщив вышесказанное давайте запомним следующие определение «Семья - это совокупность двух и более людей, объединенных родственными связями, чувством любви, привязанности и заботы друг о друге. В идеальном представлении семья состоит из матери, отца и их ребенка (детей), а также бабушек и дедушек и других близких родственников.». Запомните это определение. 5.Рассказ о своей семье Упражнение «Семейные фотографии» — До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи — это близкие и дальние родственники. А в центре на видном месте — увеличенные портреты отца и матери. «Родители», «Родина», «Род» — однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции нашего народа. Семейные фотографии теперь хранятся в фотоальбомах. (Рассказы детей о своей семье, сочинения о маме, бабушке и т.д.) 6. Упражнение «Продолжи предложение» Если бы сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение. — Я хочу, чтобы мои мама и папа были… — Я люблю, когда бабушка… — Мои мама и папа для меня самые… — Я люблю своих родителей за то, что… — Я доверяю своим родителям… — Я люблю своего дедушку за то, что… — Я хочу своим родителям пожелать… — Свою семью я считаю… — Моя мамочка для меня самая… 7. Релаксационная минутка. 8. Упражнение «Разгадай кроссворд».
Вам нужно разгадать несложный кроссворд на тему родственных отношений. 1. Сын моей матери. (брат) 2. Мой родитель. (отец) 3. Брат отца или матери. (дядя) 4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (сестра) 5. Та, что дала нам жизнь. (мать) 6. “Святая кровь” – мать мужа. (свекровь) 7. Сестра мамы или папы. (тёти) 8. Сын моего ребенка. (внук) 9. Мой наследник. (сын) 10. Сын моей сестры или брата. (племянник) 11. Отец мужа.(свёкр) 9. Обратимся к учебнику. Задание: Вставьте в пословицы пропущенные слова и прочтите их. 1. В гостях хорошо, а дома … 2. Дом вести, не бородой … 3. Без хозяина дом … 4. Дом невелик, да лежать … 5. Дом построить – не шапку на голову … 6. Домой придёшь – хлеб-соль … 7. Не красна изба углами, красна… 8. Вся семья …, так и душа на … 9. Кто сеет …, пожнет счастье. 10. Без корня и … не растёт. Слова-подсказки: лучше, вместе, мир, найдёшь, сирота, месте, не велит, трава, трясти, надеть, пирогами. 10. Рефлексия. «Цветик- многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок. 11. Домашнее задание Придумать и записать в тетрадь рецепт семейного счастья. 12. Круг «От сердца к сердцу» Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем! Ребята! Сегодня мы много говорили о семье, где вы воспитываетесь, живете, о родных вам людях, о тепле родного дома. Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.