Урок по самопознанию на тему Учусь быть человеком


Урок самопознания № 2
Школа: КГУ СШ № 5;
Тема: «Учусь быть человеком»;
Ценность: истина;
Качества: истина, честность, уважительность, хорошие манеры, ответственность;
Методы и приёмы: словесные (беседа, словесное поощрение, чтение), наглядные (физминутка), практические (выполнение упражнений, творческая деятельность);Педагог: Жумагалиева Гульжан Амантаевна;
Класс: 0.
Цель: совершенствование начальных представлений о понятиях «честность», как важное качество человека через общечеловеческую ценность - праведное поведение.
Задачи: - раскрыть смысл понятия «честность», знать разрушительное воздействие лжи на личность;
- развивать стремление быть честным с самим собой и окружающими людьми, осознание ответственности за свои поступки;
- воспитывать честное и доброжелательное отношение к окружающим. Методическое обеспечение: доска, компьютер, тетради, учебники по самопознанию для 0 класса, листы формата А4, цветные карандаши, фломастеры и ручки
Ход урока:
Орг. момент
Позитивный настрой: «Подводное царство»
Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
1.Какие картинки вы представляли в своем воображении?
2.Что вы почувствовали?

2. Игра «Веер»
- Случаются жизненные ситуации, когда Ложь будто просит: «Скажи неправду». Некоторые из таких ситуаций мы попытаемся представить и найти из них достойный выход.
(На доске в виде веера полоски с напечатанными ситуациями. В группах дети обсуждают их и пытаются найти выход.) Возможные ситуации
Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась…
Вы получили двойку, родители огорчатся и будут ругать …
Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы: навести порядок в комнате…
Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека…
В буфете вам дали сдачи больше, чем нужно было…
(Как вариант возможно инсценирование данных ситуаций).
Анализ хода урока
3. Позитивное высказывание
«Честность всего дороже»
Народная мудрость
- Как вы понимаете смысл изречения? 4. Подарок от учителя (физминутка)
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой 5. Творческая деятельность
Выберите героя и сыграйте сказку так, чтобы конец был положительный, например: серый волк проводил Красную шапочку к бабушке и донес корзину. 6. Рассказывание истории (беседа)
Обманщику верить нельзя
(Казахская сказка)
Однажды ворона позвала многих птиц к себе в гости в лес.
- Сама встречу - уверяла она. - В моем гнездышке есть разные вкусные кушанья...
Птицы прилетели к ее гнезду, а хозяйки не оказалось дома. Они поняли, что их обманули, и обиженные улетели к себе домой.
В следующий раз ворона снова начала их приглашать в гости:
- Дорогие подруги! Завтра у моего птенца день рождения. Приходите, пожалуйста, на именины и отведайте угощения.
Но ни одна птица не откликнулась на приглашение вороны. Напрасно она прождала весь день.
«Почему же они не пришли? Почему обиделись? Может, потому, что я тогда их обманула? - думала ворона. - Недаром же говорят: обманщику верить нельзя».
Вопросы:
- Красиво ли поступила ворона, не встретив гостей в первый раз? Почему вы так думаете?
- Почему птицы не пришли к вороне на день рождения птенца?
- Вы всегда честны? Расскажите о своих поступках?
- Как вы думаете, почему в жизни нужно быть честным?
7. Инсценировка «Что труднее?»
Учитель предлагает учащимся разделиться на две группы и разыграть следующую ситуацию.
Из-за слишком активных игр в доме дети разбивают вазу с цветами и проливают воду на коврик, хотя взрослые предупреждали, что дом не место для игры с мячом.
Роли распределяются при помощи известных детям считалочек.
- Что сделать легче – сказать правду или солгать?
- Что вы чувствуете, когда говорите правду?
- Что вы чувствуете, когда обманываете?
Говорить правду лучше, чем обманывать. Конечно, трудно честно сказать о том, что случилось по твоей вине, но это лучше, чем придумывать, изворачиваться, а потом переживать, что все равно правда откроется, осознавать, что ты обманул близких людей, друзей.
Тот, кто говорит неправду, поступает плохо, однако, он может осознать это и исправиться. А человек, который осознает свои недостатки, стремится стать лучше, достоин уважения. 8. Чтение
Послушайте сказку.
За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали, Правда, другую - Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; ложь - хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет».
Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.
Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила, а ей - хоть бы что, знай себе врет, да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от нее тогда избавиться.
- Может быть, вы дадите совет, как уберечь себя ото Лжи?
9. Заключительная минута урокаРефлексивный экран:
•было интересно…
•я почувствовал, что…
•урок дал мне для жизни…
•мне захотелось… Звучит музыка