Доклад на городское методическое объединение учителей начальных классов на тему: «Метод проекта как средство интеграции знаний учащихся 4 классов в различных предметных областях»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Доклад
на городское методическое объединение
учителей начальных классов
на тему:
«Метод проекта как средство интеграции знаний учащихся 4 классов в различных предметных областях»
Работу выполнила:
Шевчук Наталья Петровна,
учитель начальных классов
КУВК «школа-гимназия»№3
Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели у педагогики нет.
В.П.Беспалько
Работа в режиме проектной деятельности позволяет выработать у учащихся ключевые компетентности - готовность к решению проблем; самообразованию; использованию информационных ресурсов; социальному воздействию).
Обратимся к общепринятым терминам.
Цель проектного обучения – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.
Метод проектов – это учебная деятельность, связанная с непрерывными пробами вне стен школы, в окружающей социальной действительности. Поэтому использование метода предполагает кардинальное изменение, как формы организации образовательного процесса, так и роли учителя в нем. Учитель должен стать организатором проектной деятельности. Он консультирует, мотивирует, наблюдает.
Ученик – активный участник, субъект деятельности.
Проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Это способ планирования и осуществления изменения реальности.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.
Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем. Проект создает то, чего еще нет; он требует иного качества или показывает путь к его получению (комплекс отдельных шагов).
Результат деятельности для учащихся – конкретный продукт деятельности (информационной или осязаемой).
Результат деятельности для учителя – изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.
Способность к созданию целевых прообразов и деятельностных программ находит отражение в формах конструирования (непосредственной практической деятельности по производству объекта), моделирования (концептуального замещающего упрощения объекта), проектирования (теоретического способа создания технических артефактов и объектов иной природы).
Проектирование – это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе с учащимися практически любого возраста: младшего (что становится возможным за счёт проектной сущности игровой деятельности), подросткового (на волне потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил), юношеского (согласуясь с устремленностью в будущее, желанием самореализации). В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана:
на продуктивности воображения, которое творит субъективную реальность и нормирует (программирует) действия по изменению того или иного объекта;
на силе и свободе творчества;
на логичности, последовательности совместной с другими людьми креативной деятельности;
на стимуле к развитию социальной активности;
на эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности;
на возможности подспудно получить наряду с предметным еще и педагогический результат в виде важных для жизни личностных приращений.
Проектирование как «делание, побеждающее внешние помехи», требует волевых усилий, что порождает серию принципиально новых для педагога задач. В условиях демократизации школьной жизни проект становится продуктивной формой организации совместной деятельности взрослых и детей, построения социальных коммуникаций на новой, равноправной основе. Необходимость массового освоения основ проектной деятельности становится еще более очевидной, если обратиться к особенностям современного образования.
Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция.
Интегрированный подход к обучению – это необходимое условие проектной деятельности в начальной школе, инновационной технологией в процессе обучения. Интегрирование предметов направлено на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий может быть объединена общей проблемой.
Например, давая детям, представление о домашних животных, учитель на уроках окружающего мира знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях по литературному чтению – дает образы домашних животных в произведениях писателей, на уроках изобразительного искусства- рассматриваются картины с изображением домашних животных и т.д.
Вариативность использования интегрированного метода довольно разнообразна. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Проектно-исследовательский метод в начальной школе – это подготовительный этап для дальнейшей его реализации в среднем и старшем школьном звене. Переход начальной школы на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
комплексные блочно-тематические занятия;
интеграция:
-частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим);
-полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);
метод проектов:
-форма организации образовательного пространства;
-метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы учителя по подготовке проекта:
На основе изученных проблем детей поставка цели проекта.
Разработка плана движения к цели (обсуждение плана движения к реализации проекта с родителями).
Привлечение специалистов (библиотекарь, социальный педагог и др.) к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
Презентация проекта, открытое занятие.
Классификация проектов
Метод проектов можно представлять как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащегося, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы проекта:
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью;- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
-с какими предметами научиться работать для достижения цели;
Выполнение проекта – практическая часть.
Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Проекты могут классифицироваться:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
На практике чаще всего используются следующие типы проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития личности ребенка:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работа над проектом включает деятельность учителя и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта (см. Приложение 1).
Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проекта как средство интеграции знаний учащихся 4 классов в различных предметных областях
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке. Метод проекта (в основном) я применяю при закреплении ранее изученного материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и Я и Украина, и изобразительное искусство, чтение, украинский и русский языки. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). На различных уроках и самостоятельно дома или во внеклассной работе выполняются задания, предложенные учителем или придуманные самими учениками. Это и наблюдения за окружающим миром, и рисование увиденного, и составление рассказов, загадок, стихотворений, и выполнение аппликационных работ. На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы. Итог проектной работы – это рукописные мини-книги с рисунками, аппликациями, рассказами и стихотворениями. В этой книге собирается весь материал, отобранный учениками. В дальнейшем эта книга будет дополняться работами других учеников.
Банк проектов
№ п\п
Название проекта
Суть проекта
Межпредметная связь
Результат
1
"Путешествие Капельки"
1группа-собирает информацию о круговороте воды в природе.
2 группа- рисует и подбирает рисунки по теме
3 группа- оформляет книгу
Русский язык, Я и Украина. Природоведение, ИЗО, чтение.
Мини-книга «Путешествие Капельки»
2
«Животные в мире природы»
1группа-собирает информацию о животных
2 группа- подбирает рисунки по теме.
3 группа- занимается подборкой литературных произведений о животных
4 группа- оформляет «Лесную газету»
Русский язык, Я и Украина. Природоведение, ИЗО, математика, чтение, труд.
Выпуск «Лесной газеты»
3
«Юный огородник»
Участвует весь класс. Этапы:
1.Поиск информации о выполнении поделок из природного материала
2.Выполнение поделок из природного материала .
3. Работа над устной защитой выставки
(сочинение сказки)
4. Оформление выставки
Я и Украина. Природоведение, ИЗО, труд, математика
Участие в школьном конкурсе «Осень 2012г.»
4
«Открой дверь в сказку»
Чтение, трудовое обучение, русский язык.
Создание кукольного театра «Фантазёры», использование ручных кукол на уроках чтения.
«Мышление начинается с проблемной ситуации
и направлено на ее разрешение»
Л.С.Рубинштейн
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель должен помочь детям соизмерить свои желания и возможности.
В младшем школьном возрасте ребенок отличается особой восприимчивостью по отношению к развитию у него важнейшей мотивационной – личностной особенности - исследовательской или репродуктивной позиция, первая из которых может способствовать дальнейшему развитию его одаренности, а вторая, наоборот, препятствовать.
Для того чтобы сохранить и преумножить ростки одаренности в детском возрасте и получить «прекрасные плоды», необходимо не только позаботиться об обеспечении соответствующего обучения одаренных детей в школе, но и просветить их родителей, сделать их сторонниками «теории обучения», адекватной природе развития одаренности.
Проектная деятельность - это большая нагрузка на учителя, но, если есть положительные результаты - труд учителя не пропадет.
Не надо бояться пробовать что-то новое. Если что-то не получится в этот раз, получится в следующий.
И как поётся в песне "... Только смелым покоряются моря..."
Литература
1. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П.. Педагогическое проектирование. М., 2005.
5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
6. Романовская М.Б. Проекты в младших классах. Ж. Завуч начальной школы. 2007г. №6
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М. Народное образование, 1998.
Этапы создания проекта
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
1. Формулирует проблему (цель и конечный продукт проекта).
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (не жестко).
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность.
6. Организует деятельность.
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
9. Подготовка к презентации.
Презентация
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
8.Подготовка продукта деятельности к презентации.
9. Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115
·