Методическая разработка по теме Развитие навыков смыслового чтения при работе с аутентичными текстами на уроках английского языка


МБОУ «Очёрская средняя общеобразовательная школа №1»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
ПРИ РАБОТЕ С АУТЕНТИЧНЫМИ ТЕКСТАМИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Выполнила: Политова Татьяна Валерьевна,
учитель английского языка
МБОУ ОСОШ №1
г. Очер, 2015 год
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
ПРИ РАБОТЕ
С АУТЕНТИЧНЫМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Политова Т.В.
Я, Политова Татьяна Валерьевна, окончила в 2013 г Кудымкарский педагогический колледж по специальности учитель английского языка.
С сентября 2013 г. по август 2014г. работала учителем английского языка в Кипринской основной общеобразовательной школе.
С сентября 2014 года работаю в МБОУ «Очерская СОШ №1». Мой педагогический стаж - 1 год 5 месяцев.
Методическая тема: Развитие навыков смыслового чтения при работе с аутентичными текстами на уроках английского языка.
Возникновение опыта
«Чтение – вот лучшее учение»
А.С. Пушкин
Книги читают по-разному. Кто-то видит в книге глубокий смысл, кто-то считает ее пустой, кто-то – заумной, кто-то – видит все нюансы смыслов, все оттенки чувств, читает между строк, слышит музыку слов, ощущает их вкус и запах. Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно его многократно объяснять.
Смысловое чтение текстов в свете требований ФГОС не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Актуальность и перспективность педагогического опыта
Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического литературного текста, но и просто верно понять и воспроизвести содержание задания, текста. Особенно сложно учащимся понимать смысл текста на английском языке.
Эффективность чтения можно оценить по тому, способны ли школьники усваивать информацию из текста. Кроме акцента на понимании и запоминании различных частей текста, нужно учитывать умение школьников давать прочитанному свою  оценку. По моим наблюдениям можно сказать, что большинство наших школьников не умеют выражать своё мнение о прочитанном.
Теоретическая база педагогического опыта
Отмечая сложность процесса чтения,  большинство исследователей выделяют две его стороны:  техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова,  речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания. Это можно проследить в работах Т. Г Егорова, А. Н. Корнева,  А. Р.  Лурии,  Л. С. Цветковой,  Д.  Б.  Эльконина.  О переводе авторского кода на свой смысловой код можно найти в работе М. И. Омороковой. 
В своей работе над методической темой я использовала методику Е.А. Маслыко и П.К. Бабинской, которая основана на поэтапной работе с текстом. Они выделяют три этапа работы над текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. За основу был взят детский фольклор: народные детские песенки разных жанров, веселые стихи, забавные загадки, скороговорки и потешки. Музыкально-поэтический фольклор, является одним из компонентов содержания обучения многих современных учебно-методических комплектов по английскому языку для средней школы.
Новизна данного опыта заключается в том, что текст в стихах для восприятия ребёнка более лёгок, и лучше запоминаются грамматические структуры и лексика.
Технология педагогического опыта
Цель: разработка фрагментов уроков по формированию грамматических навыков с использованием песенок Матушки Гусыни для 5 класса на всех этапах при работе с текстом
Технология работы с музыкально-поэтическим фольклорным произведением предусматривает определенный алгоритм действий на каждом этапе и, обеспечивая реализацию комплексных задач обучения, развития и воспитания учащихся, что учитывалось при разработке фрагментов уроков с использованием музыкально-поэтического фольклора. (Приложение 1)
Мной были разработаны задания на всех трёх этапах.
«Little Nancy Etticot» (Загадка о свече) использовалось на ознакомительно-подготовительном этапе при введении грамматического материала «Степени сравнения прилагательных». Упражнения подразумевали усвоение формообразования грамматического явления, образование сравнительной степени прилагательных. (Приложение 2)
На этапе автоматизации грамматического навыка, учащиеся повторяли пройденный материал по теме числительные на тексте стихотворения «One, two, three» (один, два, три), выполняя подстановочные упражнения. (Приложение 3)
На этапе автоматизации грамматического навыка употребления Past Simple (простое прошедшее время), были предложены упражнения на имитацию, подстановку и трансформацию, с использованием стихотворения «Crooked man» (Кривой человек). Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют пропуски в стихотворении, заполняют кроссворд. (Приложение 4)
Упражнения на создание самостоятельного продукта с использованием грамматических форм Present Perfect (настоящее совершенное время) и Past Simple (Простое прошедшее время). Учащиеся составляют собственный диалог по аналогии. (Приложение 5)
Стихотворения «Black sheep» (Чёрная овечка) и «Humpty Dumpty»
(Шалтай-Болтай) использовалось при осуществлении самоконтроля по теме «Артикли». (Приложение 6)
Описанные упражнения с рифмованными структурами, подобранными по грамматическому принципу, по сути, представляют собой ситуативно-вариативные упражнения, где создается возможность для многократного повторения учащимися одного и того же речевого образца. Использование английской фольклорной поэзии при обучении английскому языку решает не только такие учебные практические задачи как отработка произношения и навыка выразительного чтения, но и приобретение знаний о быте, традициях народа.
Метод работы с музыкально-поэтическими произведениями на уроках английского языка уникален тем, что позволяет в условиях неязыковой среды сохранить и усовершенствовать навыки произношения простым, нескучным и в тоже время эффективным способом; также позволяет избежать многих ошибок при изучении, отработке и закреплении грамматических структур.
Адресная направленность
Опыт по работе с текстами при помощи стихов может осуществляться и в других классах, а также использоваться во внеурочной работе. Его можно применять в основной и старшей школе всех уровней на уроках английского языка. Он будет интересен учителям иностранного языка. Предполагаемый опыт реализуется в 4-5 классах на уроках английского языка при отработке грамматических структур и в 6 классе для автоматизации знаний.
Результативность
У учеников 5 классов прослеживается динамика роста запоминания новых слов и грамматических структур, и они с радостью изучают грамматику английского языка. (Приложение 7).
Свой опыт работы я обобщила 5.12.2014 года на межрайонной методической конференции «День мастера» по теме «Развитие стратегий смыслового чтения, как один из метапредметных результатов обучения » и на ШМО учителей иностранного языка.
Приложение
Приложение 1
Алгоритм работы с музыкально–поэтическим произведением.
1. Презентация песни
А) вступительная беседа о песне
Б) предъявление песни
В) выявление эмоционального отклика учащихся на песню
Г) проверка понимания основного содержания и характера песни
2. Работа с поэтическим компонентом с целью раскрытия содержания и смысла
А) комментарий грамматических средств поэтического текста песни
Б) проверка понимания текста песни
В) анализ поэтического понимания содержания песни
3. Фонетическая отработка текста песни на уровне
А) слов, словосочетаний, синтагм
Б) фраз
В) куплета/припева
4. Работа с музыкальным компонентом с целью развития музыкальной и певческой культуры учащихся
А) прослушивание песни и выявление средств музыкальной выразительности
Б) выполнение упражнений на распевание
В) разучивание первого куплета/припева
Г) разучивание всей песни
5. Выразительное исполнение песни
Алгоритм работы со стихотворением:
Интонационно фонетическое предъявление поэтического текста
- учитель четко и выразительно читает стихотворение (желательно наизусть, без печатной основы).
2) Снятие лексико-грамматических трудностей
- учащиеся переводят рифмовку/ стих совместно с учителем.
3) Проверка понимания текста посредством вопросов по содержанию стихотворения.
4) Интонационно – фонетическая отработка стихотворения:
А) учитель объясняет артикуляцию труднопроизносимых звуков, учащиеся воспроизводят хором за учителем и индивидуально изолированный звук, слова с этим звуком, словосочетания, отдельные предложения
Б) проговаривание / хорового чтение стихотворения вслед за учителем по одной строчке
В) (стихотворение прочитывается учащимися по цепочке) учащиеся вместе с учителем хором прочитывают стихотворение, соблюдая ритм
(можно делать паузы через каждые 2-4 строки, если стихотворение достаточно длинное или учащимся трудно воспроизводить всю синтагму целиком)
5) Учащиеся выполняют «обратный перевод» стихотворения
6) Воспроизведение учащимися поэтического текста наизусть.
Приложение 2
Тема: Degrees of Comparison (степени сравнения прилагательных)
Цель: Формирование грамматического навыка употребления сравнительной степени прилагательных на текстовом и послетекстовом этапах.
Задачи:1) активизация изученного лексического материала
2) введение грамматического материала с помощью стихотворения
3) развитие навыков аудирования, чтения
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
1.Listen to me
1 This is a petticoat
This is a long petticoat
This is а short petticoat
This is a nose
This is a long nose
This is a short nose
2 The flowers grow in summer.
The vegetables grow in summer.
Answer the questions
Who has got a short/long petticoat?
Who has got a short/long nose?
2. Listen to me and answer the questions
Как сравниваются предметы на английском языке? Как изменяются прилагательные?
This petticoat is short
That petticoat is shorter
This nose is long
That nose is longer
(Учитель делает обобщение)
С помощью суффикса –er образуется
сравнительная степень прилагательных, которая помогает сравнить два или более предметов.
F.e.: Long – longer (длинный - длиннее)
Short – shorter (короткий - короче )
3 Watch the cartoon. Определите на слух прилагательные в сравнительной степени (первичный просмотр)
4 Watch the cartoon. Отгадайте загадку (вторичный просмотр)
Little Nancy Etticot
In a white petticoat,
And a red nose.
The longer she stands
The shorter she grows.
5. Read the poem and translate.Прочитайте и переведите
Little Nancy Etticot
In a white petticoat,
And a red nose.
The longer she stands
The shorter she grows.
Аудируют речь учителя
Отвечают на вопросы
Аудируют речь учителя
После прослушивания описания предметов
учащиеся выводят правило
Смотрят мультфильм и называют прил. в сравн. степени
Смотрят мультфильм с опорой на текст стихотворения
Ответ: свеча
Маленькая Ненси Этикэут
В белой юбочке,
И с красным носом.
Чем дольше она стоит
Тем меньше она становиться. Демонстрация картинок
(Слайд 1)
(Слайд 2)
(Слайд 3)
(Слайд 4)
(Слайд 5)
(Слайд 6)
Картинки сказочных персонажей
(Слайд7)
(Слайд8)
(Слайд9)
(Слайд 10)
(Слайд 11)
Карточки со стихотворением (опора)
(Слайд 12)
Приложение 3
Тема: Numerals (числительные)
Цель: формирование грамматического навыка употребления числительных на текстовом и послетекстовом этапах
Задачи: 1) практиковать в употреблении числительных от 1 до 10
2) развивать навыки аудирования, чтения
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
1 Listen to me
One apple
Two pears
Three persons
Four toys
Five telephones
Six books
Seven oranges
Eight steps
Nine roses
Ten hearts
2 Find the numbers on the blackboard
(учитель называет любые цифры)
3 Watch the cartoon (Первичный просмотр) What numbers are there in the poem?
One, two, three, four, five,
Once I caught a fish alive,
Six, seven, eight, nine, ten,
Then I let it go again.
4 What numbers have you heard?
5 Read the poem and fill the blanks
Рифма поможет вставить пропущенные цифры
One, two, three, four, …,
Once I caught a fish alive,
Six, seven, eight, nine, …,
Then I let it go again.
6 Watch the cartoon (Вторичный просмотр)
Write down the poem matching the words in the right and the left columns.
One, two, three
Once I caught
Six, seven, eight,
Then I let nine, ten,
it go again
a fish alive,
four, five,
Аудируют речь учителя
Учащиеся выходят к доске и показывают на нужную цифру
Просматривают мультфильм
One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten.
One, two, three, four, five,
Once I caught a fish alive,
Six, seven, eight, nine, ten,
Then I let it go again.
Учащиеся выполняют упражнения не смотря в текст стихотворения Демонстрация картинок
(Слайд 1-10)
На доске картинки с цифрами.
(Слайд 11)
Мультфильм
(Слайд 12)
Вставляют цифры

Приложение 4
Тема: Past Simple (Прошедшее простое время)
Цель: формирование грамматического навыка употребления Past Simple на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах.
Задачи: 1) активизировать изученный лексический материал
2) практиковать употребление в речи второй формы правильных и не правильных глаголов
3) Развивать навыки аудирования с полным пониманием, чтения
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
1 Listen and repeat after me
Crooked
To walk
To find
To catch
To live
Together
Cat
Mouse
Sixpence
Stile
Against
2. Make up the word combinations
F.e.: поймать мышь – catch a mouse
жить вместе – live together
поймать кота, кривая мышь, кривая кошка, найти шестипенсовик, гулять с кошкой, жить с мышкой, кривой шестипенсовик.
2. Поставьте глаголы во вторую
форму, и вы разгадаете, какое слово заключается в этом кроссворде
1) buy
2) find
3) live
t
h
g
u
o
b
1
4) catch
2
d
n
f
o
u

i
d
e
l
3
v
i

l

c
a
g
h
t
4/))
u

Какое слово получилось?
Назовите первую форму
Translate
3 Watch the cartoon and find the verbs in Past Simple (первичное прослушивание)
There was a crooked man, and he walked a crooked mile.
He found a crooked sixpence against a crooked stile.
He bought a crooked cat, which caught a crooked mouse,
And they all lived together in a little crooked house.
4 Watch the cartoon(вторичное прослушивание)
Answer my questions
What kind of man was he?
Where did the man walk?
What did the man find?
Where did the man find a sixpence?
What did the man buy?
Where did they live?
5 Using the pictures recite the poem and read
202057067310
There was a crooked
2082165153035
and he (to walk) a crooked
2098675114935
He (to find) a crooked
2077720156845
against a crooked
208153074295
He (to buy) a crooked
2172970128270
which (to catch) a crooked
2172970110490
And they all (to live)
together in a little crooked
Повторяют слова за учителем
Catch a cat, a crooked mouse, a crooked cat, find a sixpence, walk with a cat, live with a mouse, a crooked sixpence
Учащиеся заполняют кроссворд
Built
Build
строить
Found
Bought
Walked
Lived
Caught
Отвечают на вопросы
Выполняют трансформационное упражнение (Слайд 1)
Кроссворд
(Слайд 2)
Просматривают мультфильм
(Слайд 3)
(Слайд 4)
Слова в стихотворении заменены картинками и знаками
(Слайд 5)
Приложение 5
Тема: Present Perfect (Настоящее совершенное время)
Цель: формирование грамматического навыка Present Perfect и Past Simple на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах
Задачи: 1) формирование умения различать Present Perfect и Past Simple с помощью стихотворения
2) развитие навыков аудирования, чтения
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
1 Watch the cartoon. Определите, в каком времени ведется диалог
Pussy cat, pussy cat, where have you been?
I have been to London to look at the Queen.
Pussy cat, pussy cat, what did you there?
I frightened a little mouse, under her chair
2 Read the poem in pairs
Pussy cat, pussy cat, where have you been?
I have been to London to look at the Queen.
Pussy cat, pussy cat, what did you there?
I frightened a little mouse, under her chair
3.Организация поисковой деятельности учащихся.
Прочитайте правило, и объясните когда употребляется Present Perfect и Past Simple
(Учитель делает обобщение)
Для того чтобы лучше понимать разницу между этими двумя временами, запомните несколько правил:
1) Present Perfect употребляется, когда говорящий сообщает о недавних событиях, действие, которого закончилось до этого момента и имеет отношение к текущему моменту времени.
F.e.: I have been to London to look at the Queen.
(Present Perfect)
(Слайд 4)
2) Past Simple употребляется для выражения действия имеющего места в прошлом
F.e.: I frightened a little mouse, under her chair
(Past Simple)
4 Act out the dialogues
- Where have you been?
- I have been to the library
- What did you do there?
- I read books
- Where have you been?
- I have been in the garden.
- What did you do there?
- I did a lot of work
-Where have you been?
- I have been to the shop
- What did you do there?
- I bought shoes
5 Make up your own dialogues
Просматривают мультфильм и отвечают на вопрос
Читают диалог в парах
Учащиеся самостоятельно читают правило в справочнике и делают выводы
Драматизируют диалоги в парах
Составляют диалоги по аналогии
Мультфильм
Текст стихотворения
(Слайд 1, 2)
(Слайд 3)
Карточки с диалогами
Приложение 6
Тема: Definite and Indefinite Article (Определенный и неопределенный артикль)
Цель: формирование грамматического навыка употребления определенного и неопределенного артикля на послетекстовом этапе
Задачи: 1) контроль умения употребления артиклей a и the в соответствии с их значением
2) развитие навыка аудирования, чтения
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
1 Read and fill in the blanks
Baa, baa, black sheep
Baa, baa, black sheep,
Have you any wool?
Yes sir, yes sir,
Three bags full. 
One for … master,
One for … dame,
And one for … little boy
Who lives down … lane.
Baa, baa, black sheep,
Have you any wool?
Yes sir, yes sir,
Three bags full.
1.1Watch the cartoon and check
Baa, baa, black sheep
Baa, baa, black sheep,
Have you any wool?
Yes sir, yes sir,
Three bags full. 
One for the master,
One for the dame,
And one for the little boy
Who lives down the lane.
Baa, baa, black sheep,
Have you any wool?
Yes sir, yes sir,
Three bags full.
1.2Read the poem
2Read the poem and fill the blanks
Humpty Dumpty sat on … wall,
Humpty Dumpty had … great fall.
All the king's horses and all the king's men
Couldn't put Humpty together again.
2.1Watch the cartoon and check
Humpty Dumpty sat on a wall,
Humpty Dumpty had a great fall.
All the king's horses and all the king's men
Couldn't put Humpty together again.
2.2 Read the poem
3. Когда употребляется артикль «a», а когда «the»?
Артикль «the» употребляется, когда предмет или лицо, о котором идет речь, известны и говорящему и слушающему.
Артикль «a» употребляется перед исчисляемыми в единственном числе
Этап рефлексии
Я понимаю, когда употребляется a и the.
Хорошо
Не очень хорошо
Плохо Заполняют пропуски
Baa, baa, black sheep
Baa, baa, black sheep,
Have you any wool?
Yes sir, yes sir,
Three bags full. 
One for the master,
One for the dame,
And one for the little boy
Who lives down the lane.
Baa, baa, black sheep,
Have you any wool?
Yes sir, yes sir,
Three bags full.
Осуществляют самоконтроль
Заполняют пропуски
Humpty Dumpty sat on a wall,
Humpty Dumpty had a great fall.
All the king's horses and all the king's men
Couldn't put Humpty together again.
Осуществляют самоконтроль
Читают стихотворение
Делают обобщение
Оценивают уровень владения изученным материалом
Текст стихотворения с пропусками
Мультфильм
Текст стихотворения с пропусками
Приложение 7
Динамика роста запоминания грамматических структур и новых слов
9658351270